UA / RU
Поддержать ZN.ua

Штормовое предупреждение

Недавнее заявление Министерства транспорта и связи, сделанное совместно с Фондом госимущества Украины, вновь встряхнуло морскую отрасль...

Автор: Нина Васильева

Недавнее заявление Министерства транспорта и связи, сделанное совместно с Фондом госимущества Украины, вновь встряхнуло морскую отрасль. Транспортное ведомство обнародовало свои очередные планы по наведению порядка. Но они скорее смахивают на передел рынка портовых услуг и сфер влияния, чем на заботу об эффективном использовании госимущества.

Речь идет о 25 договорах совместной деятельности, заключенных между портами и частными компаниями. Минтранс дал понять, что они могут быть не только пересмотрены, но и расторгнуты. Поскольку совместная деятельность приводит к недополучению прибыли. И вообще это не что иное, как скрытая приватизация портов. Таковы выводы сделаны на основе предварительного анализа, выполненного рабочей группой.

Заявление Минтранса напоминает штормовое предупреждение. Чем все закончится, покажет время. Но Одесский порт и компания «Синтез ойл», в управлении которой находится нефтяной терминал, ждать не стали. На этой неделе они публично высказали свою позицию на пресс-конференции в Киеве.

Дело в том, что Одесский порт был первым, кто дал путевку в жизнь предприятиям совместной деятельности. Именно он в начале 90-х, благодаря совместным усилиям экономистов и юристов, открыл для транспортной отрасли эту новую форму хозяйствования. В тогдашних сложных условиях она позволила одесским портовикам не только выжить, но и успешно развиваться на протяжении десяти последующих лет. Именно частный бизнес, который получил доступ к рынку портовых услуг, привлек в порт грузопотоки и инвестиции. В Одесский порт было вложено 200 млн. грн. частных средств. И к 2002 году порту, наконец, удалось перекрыть свой показатель конца 80-х и перевалить свыше 33 млн. тонн грузов за год.

За все это время, как заявил на пресс-конференции начальник Одесского порта Николай Павлюк, в порту ничего не продано и не приватизировано. Все как было государственное, так и осталось. А заявления о том, что совместная деятельность — это скрытая приватизация, не соответствуют действительности. По словам Павлюка, это — форма хозяйствования, которая питает порт и дает ему возможность развиваться. А все остальное зависит от того, на каких условиях заключены договоры.

Если говорить об Одесском порте, то они имеют свой срок. И по его истечении имущество, созданное на средства частных компаний, переходит в собственность порта, то есть государства. Поэтому огульно обвинять эту форму хозяйствования во всех грехах неправильно.

Одесский порт отстаивал возможность совместной деятельности с частными компаниями практически на протяжении всех лет ее существования. Пережил не одну атаку, шквал критики, серьезное давление, даже расторжение договоров с партнерами.

До 2002 года на территории Одесского порта работали 10 предприятий совместной деятельности. Но после самой серьезной «чистки», устроенной тогдашним министром Георгием Кирпой, осталось только три. Остальные стивидорные компании, в управлении которых находились и сейчас находятся грузоперевалочные терминалы, были вынуждены перейти на арендные отношения.

Практика показала, что такого рода «харакири» не на пользу, а скорее, во вред государству, считает Н.Павлюк. Об этом свидетельствуют и итоги работы этих компаний. Их показатели ухудшились: упали объемы, прибыль. С переходом на арендные отношения порт практически потерял и рычаги управления этими компаниями.

На сегодняшний день у порта три договора совместной деятельности. И один из них заключен с компанией «Синтез ойл». Даже в годы бесчисленных и скрупулезных проверок и «наездов» эта частная структура устояла, доказав не только законность, но и преимущества совместной деятельности.

Компания «Синтез ойл» пришла в порт в 1994 году. В то время Одесская нефтегавань как самый крупный в Украине нефтяной терминал нуждалась в серьезных инвестициях. Были выведены из эксплуатации три причала, закрыта станция очистки балластных вод (единственная в Украине), зашкаливал уровень износа основных фондов. Не было и грузопотока. Восстановить разрушенную инфраструктуру, а, по сути, заново построить новый современный терминал и взялась компания «Синтез ойл».

За все годы работы в порту эта частная структура вложила в реконструкцию нефтегавани 20 млн. долл. И увеличила объемы перевалки втрое. Компанией были вложены средства и в строительство газового комплекса. В результате перевалка сжиженного газа выросла в восемь раз.

Порт от совместной деятельности с «Синтез ойл» получил 98,1 млн. грн. В бюджет поступило 74,5 млн. грн. Только за четыре месяца нынешнего года прибыль порта в виде дивидендов от совместной деятельности составила 7 млн. грн. Особо следует отметить, что по истечении срока договора имущество, созданное на вложенные средства, остается порту. «Поэтому говорить о скрытой приватизации неуместно, — считает и директор по экспортно-импортным операциям ЗАО «Синтез ойл» Станислав Залевский. — К тому же нам сегодня непонятно, почему совместная деятельность считается неэффективной».

Одесский порт обращался в Минтранс с просьбой определить критерии оценки эффективности договоров совместной деятельности. Однако такой документ так и не появился. Не выполнены и требования нормы закона о госбюджете на 2007 год, требующие пересмотра до 1 марта с.г. договоров совместной деятельности на соответствие оценки стоимости переданного имущества его рыночной стоимости.

А был ли вообще проведен серьезный анализ договоров совместной деятельности? Участники пресс-конференции в этом сильно сомневаются. Ибо в рабочую группу, которая вынесла вердикт о неэффективности таких договоров, в том числе и соглашения, заключенного между Одесским портом и «Синтез ойл», не были приглашены ни представители компании, ни представители порта.

«Мы — открытая структура, мы — за анализ и прозрачность действий, — заявил на пресс-конференции председатель правления ОАО «Эксимнефтепродукт» Андрей Романовский. — И нам непонятны в связи с этим действия Минтранса». По его словам, высказывания министерства о ревизии договоров совместной деятельности — это пересмотр прежних, понятных правил игры, который будет иметь для бизнеса негативные последствия.

Впрочем, такие последствия уже есть. В качестве примера А.Романовский привел переговоры с компанией, занимающейся разработкой одного из месторождений в Средней Азии. Она рассматривала Одесский порт в качестве основного логистического пути доставки нефти на рынки Америки, Азии и южных регионов Европы. В результате министерских заявлений компания приостановила переговоры. И может отдать предпочтение портам России и Грузии. По самым скромным оценкам, упущенная выгода для государства составит 140 млн. долл. в год. Это те средства, которые могли бы получить бюджет, порт, «Укрзалізниця».

В общем, с точки зрения участников пресс-конференции, последние заявления министра транспорта и связи Николая Рудьковского могут привести к резким и необоснованным решениям в отношении функционирования предприятий совместной деятельности. К отказу от той формы хозяйствования, которая доказала свою эффективность. И имеет право на жизнь.