Количество абонентов широкополосного доступа в Интернет в прошлом году выросло на 50%. В нынешнем году операторы и интернет-провайдеры рассчитывают сохранить эту динамику. Впрочем, они вряд ли смогут добиться цели, если пойдут на повышение тарифов для массового рынка, которое неминуемо снизит приток новых абонентов.
Подключить максимум
Количество абонентов широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в начале этого года перевалило за отметку в 1,6 млн. Больше всех их у «Укртелекома» (более 500 тыс.) и «Воли» (более 200 тыс.). За ними идут Vega, «Голден Телеком», «ТЕНЕТ» (Одесса), IPNet, «Датагруп» и FreeNet (ТМ «О3»).
По данным Госкомстата, доходы операторов связи, полученные от услуг доступа в Интернет, в 2008 году составили 2 млрд. грн., что на 151% превышает показатели предыдущего года. При этом, по данным компании iKS-Consulting, на долю отмирающего dial up (коммутируемого доступа — с использованием модема через телефонную сеть общего пользования) сегодня приходится не более 3% рынка в
деньгах.
Обострение конкуренции не могло не сказаться на тарифах для конечных пользователей — стоимость некоторых тарифных планов была снижена в два-три раза. Операторы стремительно развивали свои сети и пытались компенсировать снижение показателя ARPU (месячный доход с одного абонента), который, по данным iKS-Consulting, по итогам четвертого квартала 2008 года составил 77,5 грн., подключая все новых абонентов.
Но уже осенью представители части компаний заявили о неизбежности в ближайшей перспективе роста тарифов для конечных пользователей. Это аргументировалось привязкой операционных расходов к курсу доллара и необходимостью рассчитываться в валюте с поставщиками оборудования. Впрочем, постоянно растущая конкуренция сделала свое дело: поднять тарифы никто из провайдеров так и не рискнул. По мнению члена правления Интернет-ассоциации Украины (ИНАУ) Александра Ольшанского, это также объясняется тем, что крупные компании договорились заморозить тарифы до января—февраля этого года. Более того, некоторые операторы даже пошли на снижение конечных расценок либо увеличение объема включенного в абонплату трафика.
В этом году основная конкурентная борьба будет вестись в сегменте домашних пользователей, освоению которого уделяется все больше внимания. Экономические реалии уже откорректировали тактику развития компаний, преследующих двух безоговорочных лидеров. Так, если ранее «Датагруп» стремилась заходить только в новостройки, то теперь будет вынуждена осваивать и вторичное жилье. Причина проста: на освоение новостроек операторы обычно использовали длинные кредитные деньги, доступа к которым они лишились.
Ну и, естественно, проблема в том, что первичный строительный рынок попросту замер. Что поставило многих крупных операторов в ситуацию, когда они даже примерно не могут спрогнозировать сроки возврата зависших средств, инвестированных в строительство инфраструктуры, например, кабельной канализации «замороженных» объектов.
Что касается географии подключений, то все операторы сделают ставку на регионы, в первую очередь на города-милллионники, в которых проникновение услуги сегодня заметно уступает столице. Процент проникновения в пересчете на домохозяйства к началу нынешнего года составлял около 37% в Киеве и 7,7% — в среднем по Украине.
По итогам 2008 года почти 95% новых подключений группы Vega было произведено за пределами Киева. По оценкам представителей компании, сегодня из общего количества пользователей широкополосного Интернета более половины — киевляне. Теперь будет сделана попытка это соотношение несколько скорректировать.
Локальная проблема
Впрочем, закрепиться в новой для себя нише «вторичных» домашних пользователей провайдерам будет весьма непросто. В этом сегменте сильны позиции так называемых домашних локальных сетей. Речь идет о сетях, состоящих из близко расположенных компьютеров, чаще всего находящихся в одном или стоящих рядом домах.
Сегодня в Киеве работает свыше 500 домашних сетей, то есть чуть меньше половины от всех украинских локалок. На их долю приходится порядка 30—40% всех столичных пользователей широкополосного доступа, или около 250—300 тыс. абонентов.
До сих пор домашние сети активно развивались на всех жилых массивах и даже начали заходить в некоторые центральные районы. Основное их конкурентное преимущество заключается в низких по сравнению с предложениями крупных операторов тарифах (абонплата стартует от 50 грн.) и более высокой скорости передачи данных (стандартом является 10 Мбит/с).
Представители сетей еще осенью предполагали, что начавшийся кризис только активизирует развитие сегмента. В том числе и потому, что домашние сети, которые, в отличие от традиционных операторов, работают только с частными абонентами, не завязаны на крупных корпоративных клиентов, уход либо резкое ограничение объемов потребления услуги которыми моментально в разы снижает доходы. В то же время частные абоненты если и снижают расходы на сеть, то не так резко.
Также прогнозировалось, что будет набирать обороты процесс поглощения локальных сетей. Впрочем, за последние месяцы на рынке не было ни одной крупной сделки, а те, которые близки к завершению, начинались еще в первой половине прошлого года.
Однако инвестиционная привлекательность сетей в ближайшее время может существенно упасть, как и рентабельность их работы. Дело в том, что легальность их присутствия в домах вызывает массу вопросов у городских чиновников. А желание Киевской городской администрации залатать бюджетные дыры за счет увеличения арендной платы телекоммуникационных компаний за использование коммунальной инфраструктуры может уже весной привести к существенному увеличению их расходов.
В конце января с.г. Киевсовет утвердил методику взимания арендной платы за пользование и прокладку телекоммуникационных сетей с использованием кабельной канализации и коммунальной инфраструктуры. Это решение заставило запаниковать представителей многих телеком-компаний, заявивших, что применяемая в методике формула расчета арендной платы может в разы повысить их расходы.
Представители КГГА утверждают, что многие локальные сети, которые сегодня предоставляют услуги Интернет посредством кабеля «витая пара», вообще не имеют никаких разрешений на прокладку в домах. Город намерен резко изменить ситуацию. Кроме того, повышению расходов локальных сетей могут поспособствовать и районные администрации: они намерены инициировать повышение арендной платы интернет-провайдерами за размещение телекоммуникационного оборудования в домах не менее чем в пять раз.
Сегодня многие сети и так работают на грани рентабельности. Особенно те, которые пытались при помощи агрессивного демпинга в сжатые сроки максимально нарастить свои абонентские базы и побыстрее продаться, но не успели. В связи с этим самая правильная для крупных и средних компаний стратегия — попытаться пережить время экономического спада, после чего все же продаться подороже.
Традиционным операторам же придется приложить сверхусилия, чтобы увести у локалок существенную часть нелояльных абонентов, недовольных качеством техподдержки и сервиса.
По итогам 2009 года прирост абонентской базы ШПД может оказаться на уровне прошлогодних 50—70%, но лишь в случае, если компании сохранят сегодняшние тарифы. Пока цены удается удерживать за счет внутренних резервов, ведь тарифы рассчитывались исходя из курса 4,5 грн./долл. Но стоит кому-либо решиться на повышение, и начнется цепная реакция.
В то же время эксперты прогнозируют, что в ближайшие месяцы тарифы могут вырасти на 30—40% вне зависимости от того, станут ли расходы операторов существенно выше. Впрочем, даже при определенном оттоке абонентов у операторов, по крайней мере, в течение ближайшего полугода, есть все шансы сохранить динамику роста доходов на уровне прошлого года за счет увеличения объема пользования услугой.