UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕРТИФИКАЦИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ РИЭЛТОРА

Заблудились двое чукчей в лесу. Один говорит: «Постреляй, может, кто услышит». Один раз выстрелил чукча — ничего...

Автор: Виктор Иванов

Заблудились двое чукчей в лесу. Один говорит: «Постреляй, может, кто услышит». Один раз выстрелил чукча — ничего. Другой раз выстрелил — тишина, третий раз стреляет — никто не слышит.

«Стреляй еще», — говорит товарищ. «Не могу, — отвечает стрелок, — стрелы закончились».

Нечто подобное происходит и на украинском рынке недвижимости, где риэлторы уже не первый год пытаются вывести в свет закон о риэлторской деятельности. Но то проект закона был слабоват, то депутаты так и не поняли, что такое риэлтор, спутав это слово с рэкетом, то (чего греха таить?) не было у риэлторской братии достаточно финансов, чтобы успешно лоббировать свои интересы. Хотя учили их американские коллеги, что вкладывать денежки в такие дела надо. Преимущество данного законодательного акта в том, что он позволит отсечь с рынка недвижимости непрофессионалов. Хочешь работать — проходи обучение, получай лицензию и спокойно принимай клиентов. В результате клиент не будет пользоваться услугами «черных» маклеров, а идти заключать сделки в исключительно «чистые» агентства недвижимости, прошедшие лицензирование. Но, как показал опыт, после введения добровольной сертификации, организованной Ассоциацией специалистов по недвижимости Украины, клиенты не ринулись в риэлторские конторы, получившие сертификат, подтверждающий квалификацию риэлтора. А маклеры, в свою очередь, не спешили проходить обучение для получения данного сертификата. Большинство из них считают, что у них уже есть определенный наработанный опыт работы, авторитет: «Клиент нас знает и доверяет. Зачем нам какая-то бумажка на стене?». Прошли обучение и получили сертификаты наиболее добросовестные маклеры, которые и не помышляли о «черном рынке» и у которых на рынке недвижимости была хорошая репутация.

Юристы утверждают: работать маклером можно и без специальной лицензии. Украинское законодательство позволяет открывать агентства недвижимости. Но старейшины риэлторского движения убеждены в необходимости специального закона, хотя рядовые маклеры из небольших агентств недвижимости не столь рьяно рвутся в бой за принятие закона, так как прекрасно понимают, что за лицензию придется платить деньги. А кому это захочется делать, особенно, если агентство недвижимости уже действует, и успешно?

Пока украинские риэлторы худо-бедно проводят добровольную сертификацию и несколько лет добиваются принятия закона о риэлторской деятельности, белорусские коллеги уже давно прошли этап лицензирования этой самой деятельности и сделали интересные выводы. Как и прежде, немалая доля потребителей сталкивается с недобросовестностью маклеров, в том числе и имеющим лицензии. Причем, если раньше наличие добровольно полученного сертификата и членство в общественной организации служили неплохим показателем добросовестности агентств (частных маклеров), то после введения лицензирования все субъекты превратились в сплошную «серую массу» законно работающих риэлторов, из которой потребителю очень сложно выбрать настоящих профессионалов. Есть над чем задуматься их украинским коллегам и более внимательно присмотреться к опыту белорусов.

А пока, независимо от того, есть закон о риэлторской деятельности или нет, продавцы желают продавать недвижимость, а покупатели — покупать. И риэлторам есть чем заняться. Благо, рынок недвижимости на данном этапе находится вовсе не в спящем состоянии. Специалисты в этой области прогнозируют всплеск активности к осени. И, быть может, — небольшое повышение цен на вторичном рынке жилья. Это они спрогнозировать могут, а вот будет или нет закон — точно сказать не может никто. Стрелы закончились…