Сергей Чеботарь |
Договор между Польшей и Россией о строительстве газопровода через территорию Белоруссии в обход Украины еще раз наглядно расставил приоритеты в пресловутом споре: что является базовым — экономика или политика? Вывод напрашивается сам собой — успех страны на международной арене обеспечивает прежде всего ее экономическая стабильность. А если всему миру известно, что твоя страна, мягко говоря, ею пока что не блещет, то важнее всего убедить высокого собеседника в том, что явление это — временное, и несмотря на нашу бедность, на нас все же можно положиться в решении ряда вопросов. И эта непростая задача лежит прежде всего на том, кто представляет Украину за рубежом, — то есть на главах дипломатических ведомств.
Посол — это не только глава дипломатической миссии. Его основная задача — лоббировать экономические интересы своей страны.
Президентом объявлен курс на экономизацию внешней политики страны. Для более эффективного содействия этому процессу создан специальный координационный совет МИДа и Министерства экономики. К сожалению, спохватились мы слишком поздно. Та же Польша именно с этого начинала свои экономические реформы.
Так считает член упомянутого координационного совета, вице-президент УСПП по вопросам внешнеэкономических связей Сергей Иванович Чеботарь. Шесть лет он проработал в Польше на разных дипломатических должностях, связанных с вопросами экономики. Застал те времена, когда эта страна, как говорится, только становилась на ноги. Видел все: последствия «шоковой терапии», плюсы и минусы влияния западных экспертов МВФ и ЕБРР, эксперименты польских экономистов. Стал свидетелем того, как непросто было Польше сохранить свое лицо на пути в объединенную Европу.
Г-н Чеботарь общался с первыми лицами нынешней Польши еще в те времена, когда они не были таковыми. А также с такими авторитетами, как Бальцерович, Бжезинский, Белка Х. Грушкевич, и... поддерживает с ними отношения до сих пор.
Но кроме практического применения «привезенного» из Польши он еще и написал теоретическое руководство по реформированию украинской экономики с учетом польского опыта. Что стало темой кандидатской диссертации — «Экономические реформы в Польше: польско-украинский сравнительный анализ».
— Сергей Иванович, насколько полно польский опыт можно использовать в Украине?
— Практически все постсоциалистические страны имели схожие проблемы, Ведь принципы переходной экономики, в сущности, одни и те же. Но все государства по-разному подошли к их применению на практике. В Польше это делалось решительно и жестко.
У нас же — наоборот. Мы, так сказать, ампутировали коту хвост в восемь приемов: вначале провозглашенных реформ не провели ни «шоковой» терапии, ни поэтапной, а бросались из крайности в крайность. В результате потеряли время. На пути к рыночным реформам почему-то полностью отказались от государственного управления, и это при том, что 96% промышленных предприятий находилось в то время в госсобственности.
Кроме того, мы в самом начале не решили, на мой взгляд, одну из основных проблем, которые возникают при реформировании экономики, — проблему правильного подбора кадров. В той же Польше, например, было отозвано множество дипломатов, которые работали за границей в экономическом блоке. И они сразу же заняли ведущие посты в секторе управления промышленностью, хозяйством, сферой услуг.… Стали государственными секретарями, директорами департаментов и т.д. И назначили их потому, что они не только теоретически знали, что такое постиндустриальное общество, но и ежедневно сталкивались с ним на практике. Они имели бесценный по тем временам опыт и, самое главное, — понимание того, что именно для реформ нужно.
А среди глав польских дипломатических миссий за рубежом появились и те, кто имел не только дипломатическое образование, но и предпринимательский опыт. Все это позволило Польше грамотно проводить свою международную политику.
— Кем же, по-вашему, должен быть современный украинский посол: бывшим бизнесменом, опальным политиком «в ссылке», поэтом-романтиком или кадровым дипломатом?
— У нас немало дипломатов высокого профессионального уровня, но многим из них не хватает именно экономического опыта и образования. В результате им далеко не всегда удается убедить своего визави. Ведь они умеют только слушать, а не дискутировать. А сегодня основное — это умение аргументировать!
Дипломат должен заслужить не только протокольное внимание, но и уважение со стороны правительственных и бизнес-структур той страны, в которой он находится с дипломатической миссией. И это тоже один из основных показателей его профпригодности. Ведь если считаются с ним, то и со страной так или иначе тоже считаться будут. И наоборот… Это как в жизни — как себя зарекомендуешь, так к тебе и относиться будут. И чем больше дипломатов такое уважение заслужат, тем более успешной будет наша международная политика. И заведомо невыполнимых условий меньше ставить будут. Как сейчас МВФ, например, или страны ЕС...
— ?
— В обмен на свою финансовую помощь Международный валютный фонд предлагает, чтобы мы ликвидировали все свои свободные экономические зоны.
Но сегодня целый ряд стран — членов ЕС, те же Венгрия, Чехия, Польша, имеют такие зоны. В некоторых из них их до 15! И они активно работают. А мы еще даже не кандидаты, а пока только говорим об ассоциативном членстве, но нам уже ставят невыполнимые с точки зрения здравого экономического смысла условия.
Так почему мы должны спокойно с этим согласиться?!
Нам говорят: откройте свой рынок, выполните все наши требования, а мы потом еще посмотрим, принимать вас в ЕС или не принимать. Разве это равноправные условия игры на экономическом рынке?!
И к тому же, где гарантии?
Допустим, мы все выполним, откроем свой рынок, а нам скажут «стоп»! Еще ряд условий — и получится, что мы открыты для всех, а для нас все закрыты, и на других рынках просто не можем работать.
Кстати, никто на сегодня полностью «не открывается». Польша, даже имея договор о свободной торговле в рамках Вышеградской группы (Венгрия, Чехия, Словакия), не открывает свои рынки сельскохозяйственной продукции. Потому что ей это не выгодно, а выгодно интегрироваться в ЕС постепенно. Это касается всех реформ без исключения.
— Создается впечатление, что они нужны нам гораздо больше, чем мы им….
— Они в нас заинтересованы ничуть не меньше. Просто сейчас идет нормальный торг. Когда вы торгуетесь на рынке, то, в конце концов, приходите к варианту, который устраивает обе стороны. То же самое и на уровне государств. Надо отстаивать свои приоритеты, уметь дискутировать, причем не просить, а аргументированно отстаивать свою точку зрения со знанием всех тонкостей обсуждаемого вопроса и его кулуарной подоплеки. Только тогда можно добиться реальных результатов.
Мы готовы к сотрудничеству, но на сегодня целесообразнее поставить вопрос о поэтапной реализации наших обещаний. Часть того, что полагается, мы делаем. Вы нас принимаете в международные экономические организации и даете срок, в течение которого мы должны привести свое законодательство в соответствие с международными нормами.
Так, как поступили с Китаем, например. Его на сегодня приняли в ВТО, но при условии, что он постепенно внесет изменения в две тысячи(!) законодательных актов.
Да и вообще, если взять некоторые правила, по которым играют на мировом рынке те же страны, — члены ЕС, то, поверьте, они же сами далеко не всегда эти правила игры соблюдают.
— Вы сейчас занимаетесь международными экономическими вопросами в структуре УСПП…
— Одна из главных задач УСПП (у истоков создания которого стоял Президент Украины) — выводить наши предприятия на международные рынки. А также обеспечить прямой информационный обмен между отечественным производителем и иностранным партнером.
Первое наше представительство было открыто в Польше. А за последние два года их уже более 20. И еще в десятке стран рассматривается вопрос их открытия.
Только в Германии с нашей помощью за прошлый год было подписано контрактов более чем на 2 млн. долларов.
Между УСПП — экономическими отделениями посольств и торговыми миссиями, аккредитованными в Украине, подписано более 40 соглашений.
Сегодня мы единственные, кто имеет наиболее полную базу данных по Украине. Это сведения о предприятиях — как государственных, так и частных, а также об их потенциале. Информационная база все время пополняется. Потребность в этих сведениях сегодня особенно велика, поскольку иностранные партнеры не знают потенциала Украины, ведь раньше все экономические связи шли через Москву.
Конкретный пример. В Бельгии нас попросили: «У нас есть машины, которые используются в легкой промышленности, они нуждаются в ремонте, но мы не можем найти их производителя. Знаем только, что поставлял их «Росэкспорт», а наши неоднократные попытки выяснить это в Москве оказались тщетными».
Мы взялись за это дело, и оказалось, такие машины до сих пор продолжают делать в Днепропетровске.
Но если иностранцы о нас попросту не знают, то наши зачастую не умеют свой товар подать и защитить. То, что украинские товары плохо идут за рубежом, вовсе не значит, что они неконкурентоспособны. А нам надо бороться за каждое место на международном рынке!
Сегодня многие отечественные предприятия пока еще выжидают и не представляют свою продукцию на международных ярмарках и выставках. Есть и те, кто, имея вполне конкурентоспособную продукцию, просто не может ее показать на выставках из-за нехватки средств. В бывших странах соцлагеря для таких предприятий существуют целые программы государственной поддержки. Польша на подобные вещи выделяет из бюджета колоссальные деньги, и государство оплачивает их участие вплоть до 100% . Затраты полностью берет на себя Министерство экономики. У нас же такие программы только в стадии реализации.
УСПП уже многим ощутимо помог на международных рынках. Например, наша поддержка «Укринтерэнерго привела к тому, что эта организация выиграла тендер во Вьетнаме на строительство электростанции.
Кстати, рынки Вьетнама, Китая, Индии и других стран этого региона для нас очень перспективны. Там знают нашу продукцию и даже есть специалисты, которые обучались в бывшем Советском Союзе, в том числе и в Украине. Но товарооборот с Китаем сегодня составляет всего лишь 1 млрд. долларов, и этого явно недостаточно.
— Что уже сделано на поприще экономизации внешней политики Украины?
— МИД полностью поддержал курс Президента на экономизацию внешнеполитической деятельности. Теперь от наших дипломатов, наряду с их политической деятельностью, требуется еще и лоббирование экономических интересов Украины.
Все чаще Президента в его рабочих поездках сопровождают представители серьезного бизнеса. И это очень важный, необходимый шаг! Ведь у многих на Западе складывается мнение, что у нас ничего нет. Заявления на дипломатическом уровне воспринимаются не более чем вежливая форма протокола. Но когда приезжает крупный бизнесмен и говорит зарубежному коллеге: «Я имею фирму и могу вместе с тобой вложить по миллиону в создание совместного предприятия. Да, хотелось бы, чтоб у нас законодательная база была совершенней, но даже при той, которая есть, я успешно работаю и имею неплохие результаты». Такой подход коренным образом меняет отношение тех, кто ведет переговоры.
Эффективной я считаю встречу президентов Украины и Хорватии. Прямо в ее рамках проходил совместный бизнес-форум. Это был взаимодополняющий процесс. Переговоры президентов влияли на позицию бизнеса, и наоборот: все проблемы, которые тормозят развитие наших отношений, обсуждались на бизнес-форуме, доводились до ведома высшего руководства обеих стран. И тут же выходили соответствующие поручения.
— Мы уже говорили, что тот, кто занимается международной политикой, должен заниматься и международной экономикой. А наоборот?
— Безусловно. Наши директора предприятий и предприниматели, работающие на международных рынках, — политики достаточно слабые, и вообще ведение переговоров им дается тяжело. Мы стремимся помочь им преодолеть этот барьер: предоставляем максимум информации о стране, в которую они едут, стараемся научить протоколу, но беда в том, что учиться желают меньше половины! Почему-то они считают это «не солидным» и убеждены, что наличие денег дает им право вести себя как угодно. И только потом, побывав за рубежом и потерпев очередное фиаско, убеждаются, что это не так.
— ... и становятся персонажами анекдотов о новых русских и украинцах ?
— Конечно. В том, что они из реальной жизни, мне неоднократно приходилось убеждаться. Один раз переговоры с довольно солидной украинской делегацией были прерваны из-за того, что ее члены систематически опаздывали на деловые встречи. А один директор после первых же рукопожатий фамильярно переходил с партнерами на «ты». В результате такого общения ему вежливо сказали, что, к сожалению, совместный бизнес, на который он рассчитывал, не имеет перспектив.
На Западе даже самые богатые люди не считают зазорным учиться. Там есть специальные агентства поддержки экспортного потенциала, которые предоставляют полную информацию о стране. И сориентируют, как себя в ней надо вести. Такие агентства очень популярны. И ни один уважающий себя представитель бизнеса без их консультации в чужую страну не поедет!
— Как вы считаете, сколько времени потребуется Украине, чтобы стабилизировать экономику?
— Это произойдет в течение нынешнего десятилетия. Но при условии выполнения предложенной Президентом Программы экономического развития нашей страны, а также при наличии взаимопонимания между властными структурами.
— Что же на этом пути труднее всего преодолеть?
— Некоторые особенности нашей ментальности. За границей в чиновничьей среде высококлассных профессионалов ценят, советуются с ними и используют их опыт на благо своей страны. У нас же — завидуют и стараются от них избавиться. Сколько хороших идей и начинаний в этом море зависти уже потонуло…