UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сергей Касьянов, председатель совета директоров KSG Agro: "Сегодня основной инструмент наших оппонентов — ложь, а мы хотим, чтобы все знали правду о происходящем"

Выражение "бои за урожай" все чаще используется в буквальном, а не в переносном смысле.

Автор: Сергей Следзь

Наблюдая за происходящим в стране, невольно соглашаешься с утверждением, что решение конфликтов бизнес-интересов посредством подделки документов и силового перераспределения собственности перекочевали в XXI столетие из далеких 1990-х. Принципиальная разница разве в том, что ныне подобное уж больно часто случается именно в аграрной сфере. ZN.UA даже исследовала этот вопрос, обнаружив печальную тенденцию: "Если в прошлом году вопиющих сообщений о захваченных рейдерами агрофирмах было около пятидесяти, то в этом их количество уже удвоилось". Увы, выражение "бои за урожай" все чаще используется в буквальном, а не в переносном смысле, превращаясь едва ли не в обыденность для агробизнеса.

Однако не каждый день в конфликт втягивают огромные агрохолдинги из листинга Варшавской фондовой биржи. А не далее как на прошлой неделе отечественные СМИ сообщили, что Европейская бизнес-ассоциация направила письма президенту Украины, в Минюст, ГПУ, МВД и международные организации с просьбой прекратить рейдерский захват животноводческого комплекса ООО "Рантье" (с. Нива Трудовая Днепропетровской обл.), которое находится в оперативном управлении агрохолдинга KSG Agro. Более того, уже в заголовках сообщений СМИ были названы фамилии тех, кто, по информации KSG Agro, стоит за атакой на "Рантье": народный депутат от Оппозиционного блока Александр ВИЛКУЛ и народный депутат от БПП Вадим НЕСТЕРЕНКО. Узнать о деталях конфликта редакции удалось после обращения к Сергею КАСЬЯНОВУ.

- Сергей Павлович, почему вы считаете, что за попыткой захвата ООО "Рантье" стоят народный депутат от Оппозиционного блока Александр Вилкул и народный депутат от БПП Вадим Нестеренко?

- Именно с гг. Вилкулом и Шпеновым я в 2012 г. обо всем договаривался, подписывал соглашения об операционном управлении. И именно на их фирму "Зармия" я перечислил 5 млн долл. США со счета нашей компании. Эти деньги были уплачены за 50-процентную долю в проекте "Нива Трудовая", который представлял собой здания и сооружения свинокомплекса и 4,5 тыс. га земли. На тот момент у них был бенефициаром г-н Куренной, которого с 2015 г. поменяли на Андрея Шумилова. Я понимаю, что они, как депутаты, не стремились показывать свое участие, а кто там был их представителем, меня тоже мало интересовало.

- Т.е. все переговоры по поводу бизнеса велись с ними лично?

- Конечно. Я десятки раз с ними, как с собственниками бизнеса, встречался и все обговаривал, а документы подписывал тот, кто де-юре был собственником "Зармии". Тогда это был г-н Куренной.

- А кто Андрей Шумилов?

- Я его видел только на фотографиях и ни разу с ним не беседовал, хотя он утверждает, что четыре года назад видел меня в Киеве. Так вот, осенью 2012 г. мы приобрели 50% кипрской фирмы "Парисифия", владеющей операционным предприятием "Рантье" и компанией "Фактор Д", в активах которой числились корпуса свинокомплекса и прочая сельская недвижимость.

- Т.е. вы выкупили долю в "Парисифии", чтобы начать совместный бизнес?

- Хотелось купить 100%, но, к сожалению, мне продали лишь 50, с условием, что я организую там инвестпроект, привлеку необходимые финансы для реконструкции свинокомплекса. Что в принципе я и сделал.

- Если вы свои обязательства, зафиксированные осенью 2012 г., выполнили, почему тогда сейчас вся эта идиллия вдруг привела к попытке силового захвата? Казалось бы, зачем это нужно?

- "Казалось бы" - это на бумаге. А в реальной жизни приезжают конкретные люди, заходят, пытаются захватить... Почему сейчас? Ведь предприятие вышло на проектную мощность, с весны поднялась цена, в проекте появилась приличная прибыль. Пока оно развивалось, и нужно было вкладывать деньги, оно никого не интересовало, а сейчас стало всем интересным. Кроме того, был еще один принципиальный вопрос, по которому мы с
гг. Вилкулом и Шпеновым не сошлись. Мы взяли немецкие инвестиции под гарантии Государственного инвестиционного фонда "Гермес" (Германия), а под гарантии датского агентства завезли свиней. И все это делала компания KSG agro, ведь именно она на себя брала кредиты. "Рантье" же напрямую не должно никому, кроме предприятий KSG agro. И когда года полтора-два назад начались разговоры о том, что нагрузка большая, тяжело долги отдавать, а затем прозвучало предложение провести реструктуризацию, чтобы списать долги, я вынужден был ответить четко. Я сказал гг. Шпенову и Вилкулу, что я на это не пойду. Я бизнесмен, за мной - десятки проектов, и больших и маленьких, и тысячи рабочих мест… Все, что я занял, я взял под свое имя и под имя KSG agro, и бросать инвесторов не намерен. Я буду договариваться. Затем вышел на разговор с кредиторами, сообщив им: "Чтобы вам все вернуть, потребуется 10 лет при неизменной ставке 2,5% годовых". И нам ответили - "да". Мы привлекли фирму Baker & McKenzie в качестве юридического советника, практически уже закончили все переговоры и готовы подписывать соглашение. Однако группа наших товарищей с начала года нам выламывает руки, не дает возможности делать валютные платежи. Это дает им право второй подписи. Кроме того, они отказываются предоставлять некоторые документы, например, сертификат благонадежности. Деньги есть, а платить мы не можем. Таким образом и готовился захват.

- Что послужило непосредственным поводом для атаки на комплекс?

- Атаковали по двум направлениям. Первое. Это подделанная генеральная доверенность. Прошлой осенью у нас проводилась замена директора, и для этого мы просили обычную доверенность. Нам ничего не ответили. Вместо этого, не согласовав со мной, подделав мою подпись, выдали доверенность на генерального директора на семь предприятий человеку Вилкула-Шпенова, причем с неограниченной властью: он мог все продать и купить. И этой доверенностью воспользовались: в июле мы узнали, что на трех предприятиях - "Агротрейд", "Рантье", "Фактор Д" - у нас заменены директора, изменен устав, юридический адрес. Если раньше уставом предусматривался двойной орган управления, то после внесения изменений гендиректор мог действовать без согласования со вторым собственником. Сразу же на меня вышел г-н Нестеренко, мол, это он новый благодетель, ему, мол, продали долю, которая в то время была оформлена на г-на Шумилова. В.Нестеренко с О.Лобко приехали к нам на предприятие, объявили, что желают предприятию только развития и процветания. На мой вопрос: "Зачем были предприняты такие недружественные действия?" - последовал ответ: "С такой позиции нам легче с вами договариваться". На это я заметил, что с такой позицией никогда мы не будем вести совместный бизнес. Наша сторона, как предприятие, вложила 100% всех инвестиций в этот проект. Со стороны же Вилкула и Шпенова не поступило ни копейки, их вклад - только старые здания и сооружения. После этого я выехал на Кипр, в фидуциарную компанию, которая выдавала пресловутую доверенность. Объяснил им, что подпись на ксерокопии и на документе, не моя, и я доверенность не подписывал. Нет у них этой подписи, потому что это была чистая подделка. Доверенность была отменена, и я вернулся в Украину. В Украине комиссия при Минюсте отменила незаконные сделки и назначение О.Лобко.

- Сколько на это ушло времени?

- Дней десять. После этого я начал вести с ними переговоры, чтобы выкупить у них долю. Была примерно определена сумма и механизм.

- А сколько всего проинвестировали в предприятие?

- В "Рантье- свыше 30 млн долл. собственных денег и привлеченных средств западного финансирования.

- Все кредиты фактически лежат на KSG agro?

- Все до одного.

- Тогда о каких долгах говорят ваши оппоненты?

- Я официально заявляю, что у "Рантье", кроме внутренних кредитов перед предприятиями KSG agro, никаких кредитов нет. Ни копейки.

- KSG agro требует их сейчас отдать?

- А это уже другой вопрос. Не требовало, пока к нам на прошлой неделе не пришли люди с нарисованным договором между предприятиями "Дніпромлин" и "Дніпрооптбакалія" группы В.Нестеренко. Этот договор был подписан между двумя директорами г-на Нестеренко, а третьей стороной выступила Оксана Лобко, которая пообыла в кресле генерального директора семь дней. Согласно этому договору, О.Лобко заложила все наше поголовье свиней на сумму 86 млн грн. И захватчики пришли к нам арестовывать наше поголовье. Оказывается, мы им должны 86 млн + 10 млн = 96 млн грн согласно договору, который не был исполнен. Причем компания "Рантье" раньше не имела никаких хозяйственных отношений ни с одним из этих предприятий. Поэтому KSG agro вынуждено начать процесс взыскания с "Рантье", чтобы оставить предприятие под своим контролем, защитить свои активы. Ведь мы не знаем, сколько еще подобных договоров они принесут.

- Вы довольно откровенно заявляете обо всем происходящем в СМИ, а что в ответ слышите от своих оппонентов?

- Они называют аферистами людей, которые взяли под реальный проект реальные деньги? Если в среднем инвестиция на свиноматку при новом строительстве составляет 6 тыс. евро, то мы обошлись суммой вдвое меньшей - 3 тыс. Они называют нас банкротами, хотя есть международный отчет, ведь компания KSG agro котируется на бирже. За 9 месяцев 2017 г. чистая прибыль выросла в 3-4 раза, достигнув 7 млн. долл. Вот и получается, что они просто врут и льют грязь. Это их единственный метод. "Касьянов аферист, Касьянов банкрот…" Дошли до того, что заявляют, будто я сам себя рейдерую, и 60 человек, захватывающие комплекс, тоже мои. Но извините, есть информация о том, куда вы ездили, есть представители полиции, которые были на месте, есть официальные протоколы, заявления. Однако их это не останавливает. Т.е. сегодня основной их инструмент - ложь.

- После неудачной попытки силового захвата ваши вчерашние партнеры по бизнесу не пошли на примирение?

- Не идут они на переговоры. Видно, считают, что на сегодня у них есть возможность все дожать, чтобы им больше отдали. Они разбрасывают листовки по Ниве Трудовой от имени комитета спасения. А могли бы расшифровать, что комитет спасения - это Вилкул, Шпенов и Нестеренко. А ведь не эти люди создали 350 рабочих мест. Это мы работаем, наполняя процентов на 50 местный бюджет объединенной громады. Мы реализуем мясо по цене 40-50% от стоимости по 3-5 кг в месяц для всех жителей поселка. Мы постоянно участвуем во всех социальных мероприятиях. И Касьянов там постоянно. Вилкула или Шпенова там не видели ни разу, не говоря уж о Шумилове или Куренном.

- Зарубежные инвесторы знают о проблеме. Какая-то помощь от них последовала?

- Обязательно. Они узнали одними из первых. Юристы оппонентов тоже отправили письмо зарубежным инвесторам: мол, какой негодяй Касьянов, аферист, "кидала"… А мы, дескать, все будем делать, чтобы предприятию стало лучше. Только пока их главное достижение - тот самый состряпанный ими договор на 96 млн грн непонятных убытков предприятию.

- Инвесторы вас поддерживают?

- С ними есть постоянный контакт. Они видят, кто хочет найти выход из положения. Кто делает все, чтобы оплатить меры по проведению реструктуризации. Со своей стороны я предоставил все письма-гарантии на реструктуризацию. Со стороны вчерашних партнеров по бизнесу - ничего. Поэтому не нужно называть белое черным. Инвесторы видят, кто работает. Кроме того, есть фирма Baker McKenzie, которая находится рядом и дает им информацию. Т.е. с нашей стороны максимальная прозрачность и открытость. Инвесторы видят, что инвестиции выполнены на самом высоком профессиональном уровне. Делается технологический аудит. И нынешние показатели нашего комплекса - в числе трех лучших в Украине. По рождаемости поросят, по откорму, по набору веса... А наши партнеры, чтобы дискредитировать компанию, говорят, что мы плохо управляем и все разворовали. Трудовой коллектив предприятия, местная громада и ее депутаты уже провели собрания и обратились к соответствующим органам с требованием убрать грязные руки от нормального предприятия.

KSG agro - член Европейской бизнес ассоциации (ЕБА). И как только эта ситуация начала развиваться, мы стразу же информировали ассоциацию о случившемся. Мы же не просто компания, 33% наших акций оборачивается на Варшавской фондовой бирже. Это десятки тысяч людей, владеющих нашими акциями. Естественно, ЕБА нас поддержала, направило письма руководителям правоохранительных органов, чтобы те взяли ситуацию под свой контроль и максимально объективно в ней разобрались.

- А кто-то поддерживает ваших оппонентов?

- Я не знаю, кто их поддерживает. Считаю, что судья А.Суховаров их поддержал, когда без нашего присутствия вынес решение (дело №904/9729/17) по договору, подписанному О.Лобко, после чего нас пришли захватывать. В основном это поддержка коррупционная. И стратегия у этих людей такая: "Во всем, что мы натворили сами, обвиним противоположную сторону". Впрочем, меня на сегодняшний день мало интересует их моральный облик. Большую ошибку, конечно, допустил, когда согласился на долю в 50%, хотя понимал, что проблема может быть. Но не было другого варианта, а были определенно личностные привязки: этот комплекс строил мой тесть…

- Какие шаги вы намерены дальше предпринимать?

- Мы хотим, чтобы в публичной плоскости все понимали, что откуда и куда, знали правду о происходящем. Юридически будем делать все, чтобы защитить свои активы, отбить недружественные нападки - отменить несуществующие договора. Докажем, что это была фикция. А люди, занимающиеся ею, будут привлечены к ответственности. На Кипре тоже подали в суд, и тоже своего добьемся. Уверен, нам удастся победить, защитить право людей на работу и нормальное будущее. Оппоненты считали, что у них хватит возможностей, связей в суде, пиар-поддержки, чтобы облить нас грязью и назвать белое черным. Думали, что мы будем молчать, что не назовем "героев" своими именами, но ошиблись…

Редакция готова выслушать мнение представителей другой стороны конфликта, если они того пожелают.

Из сообщений СМИ

"В ночь с 22 на 23 ноября 60 вооруженных людей ворвались на территорию животноводческого комплекса, захватив офисное здание и ряд других объектов. Оперативно среагировав на вызов, полиции удалось к утру очистить предприятие от боевиков. Однако они не покинули территорию села, продолжая запугивать жителей, наносить ущерб объектам инфраструктуры, блокировать работу транспорта…"