UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕКРЕТЫ ОЖИВЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА

Говорят, что на подъеме В последнее время складывается впечатление, что производство автомобилей в Украине круто пошло вверх...

Автор: Петр Ходовой

Говорят, что на подъеме

В последнее время складывается впечатление, что производство автомобилей в Украине круто пошло вверх. Шутка ли, в марте Президент, несмотря на предвыборную лихорадку в стране, успел побывать сразу на двух отечественных автомобильных заводах — «Еврокар» в Закарпатье и «АвтоЗАЗ-Дэу» в Запорожье. Настоящей сенсацией выглядит начало сборки новейших марок «мерседесов» на предприятии, которое еще несколько лет назад специализировалось исключительно на «Запорожцах». Вдобавок Луцкий автозавод отрапортовал о собранном 10000-м ВАЗе и начале производства новой модели ЛуАЗ.

Поскольку в условиях рыночной экономики рост производства невозможен без увеличения спроса на выпущенные товары, то главную причину успехов отечественного автомобилестроения, по-видимому, следует искать именно в росте продаж. Действительно, за первые два месяца 2002 года продажи автомобилей в Украине по сравнению с аналогичным периодом 2001 года возросли практически вдвое! Эта тенденция сохраняется и весной.

Конечно, вполне логично, что самые ходовые на отечественном рынке автомобили выпускаются в Украине — это ВАЗ (их собирают в Луцке и Херсоне), «Таврия», «Славута», «Дэу» (производитель — СП «АвтоЗАЗ-Дэу»), ГАЗ «Волга» (Симферополь, Кременчуг, Чернигов), Skoda (Закарпатье). Интересно, как предприятиям удается это делать в условиях жесткого налогового пресса, низкой покупательной способности потребителя и отчаянной конкуренции со стороны импортеров и продавцов подержанных авто…

Прелести «налогового рая»

В наиболее привилегированном положении сегодня находится самый крупный украинский производитель — СП «АвтоЗАЗ-Дэу». Еще бы, ведь под него в 1998 году был принят закон «О стимулировании автомобильной промышленности в Украине», согласно которому предприятие, в которое инвестировано 150 млн. долларов, получает целый пакет налоговых льгот сроком на 10 лет. В данном случае крупному автоинвестору даровано освобождение от налога на землю, на прибыль, НДС, а также возможность не платить пошлины при ввозе из-за рубежа комплектующих для изготовления автомобилей. Поскольку именно в то время 150-миллионную инвестицию внес корейский концерн Daewoo Motor Corp. в совместное предприятие с «АвтоЗАЗом», то данный проект и стал пользоваться указанными льготами.

К слову сказать, наряду с налоговыми послаблениями в законе о стимулировании автомобильной промышленности упоминается и об обязательствах. Например, предприятие должно было довести долю украинских комплектующих в выпускаемых им авто до 70%, не увольнять рабочих, и т.д. У «АвтоЗАЗ-Дэу» получилось не все. Причин тому предостаточно: это и банкротство корейской корпорации, и объемы украинского рынка, недостаточные для создания производства современных комплектующих... Пришлось в конце прошлого года депутатам принимать еще один закон «О внесении изменений в законодательные акты Украины, касающиеся государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности».

Согласно новому закону 70-процентную планку в отношении отечественных комплектующих отменили, а заодно установили льготы для других предприятий, выпускающих автобусы, грузовики и автокомплектующие. Зато для всех остальных субъектов внешнеэкономической деятельности были увеличены пошлины на большинство узлов, использующихся при сборке автомобилей, — двигатели, кузова, глушители и т.д. В результате льготный перекос только усилился. У держателя полного пакета привилегий, СП «АвтоЗАЗ-Дэу», еще больше возросли конкурентные преимущества перед другими украинскими автозаводами. Продукция, собранная на СП, получается значительно дешевле импортной или собранной на других украинских предприятиях. Неудивительно, что этим сразу же воспользовался собственник украинской части совместного предприятия — компания «Укравто» (является также импортером нескольких марок автомобилей: ВАЗ, Toyota, Nissan, Mercedes и владеет большой сетью сервисных станций). Заручившись поддержкой производителя, — DaimlerChrysler — «Укравто» начинает сборку самых популярных моделей Mercedes на мощностях СП «АвтоЗАЗ-Дэу».

Заметим, что немецко-американский концерн, как правило, практикует крупноузловую сборку автомобилей (прикрепление к кузову подвесок, двигателя с коробкой передач, глушителя и топливного бака), если в стране назначения слишком высокие импортные пошлины. Применительно к Украине и к СП «АвтоЗАЗ-Дэу» это позволяет снизить стоимость автомобилей для украинских потребителей почти на 10%. При цене «мерседеса» в среднем 50 тыс. долларов экономия составляет ни много ни мало — 5 тыс. долл.

И, похоже, «мерсы» это только начало. Льготы «АвтоЗАЗ-Дэу» стимулируют корпорацию «Укравто» подыскивать другие массовые модели авто, которые имели бы спрос на украинском рынке. Речь идет об Opel Astra и одной из моделей Renault или Daewoo. Не стоит сомневаться, что при налаживании крупноузловой или полноценной сборки на этом предприятии любая модель для потребителя будет намного дешевле, чем собранная на другом украинском автозаводе.

Российский вариант

Вторая испытанная схема автопроизводства в Украине — крупноузловая сборка российских автомобилей: ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. В ее основе лежат послабления, предоставленные Договором о свободной торговле стран СНГ, — многочисленные сборщики автомобилей известных российских марок получают машинокомплекты с минимальными таможенными пошлинами. К тому же, по заверению экспертов, предприятия, выпускающие в год более 1000 автомобилей, освобождаются еще и от уплаты акцизного сбора. Поскольку спрос на российские автомобили в Украине пока еще достаточно велик (только ВАЗы занимают половину рынка новых легковушек), то их крупноузловая сборка налажена на многих предприятиях страны — луцком ЛуАЗе, херсонском «Анто-Русе», симферопольском «КрымАвтоГАЗе», «Кременчугском автосборочном», киевских авторемонтных заводах. При всем при этом, никому из сборщиков существенно снизить стоимость автомобилей по сравнению с аналогичными импортными не удается. Ведь сумма налогов при импорте на эти машины не такая значительная, как при ввозе престижных иномарок. Поэтому между украинскими сборщиками российских автомобилей и импортерами аналогичной продукции сегодня идет основная конкурентная борьба на отечественном авторынке.

Skoda в зоне

Если число сборщиков российских автомобилей достигло уже десятка, то иномарки собирает пока только одно предприятие — «Еврокар», выпускающее чешские Skoda. Расположенное в свободной экономической зоне Закарпатья, оно имеет льготы при растаможивании производственного оборудования. Кроме того, «Еврокар» при выпуске более 1000 автомобилей в год освобождается от уплаты акцизного сбора. Несколько подпортил закарпатскую схему вышеупомянутый закон «О внесении изменений…» — растаможка деталей для сборки «шкод» существенно подорожала. Поэтому автомобили, вышедшие за ворота «Еврокара», оказались всего на 4% дешевле импортных. А это при средней цене автомобиля 10 тыс. долларов не очень существенно для потребителя (400 долл.).

* * *

Таким образом, сборка автомобилей в нашей стране приживается на тех предприятиях, которые пользуются определенными налоговыми льготами. Казалось бы, чтобы попасть в число таких «счастливчиков», лучше всего найти инвестора, готового вложить в производство от 150 млн. долларов. Однако это практически невозможно при нынешних скромных объемах украинского рынка новых легковушек (всего около 80 тыс., из которых половина — ВАЗы). Ведь завод с массированными капвложениями должен выпускать, по меньшей мере, 100 тыс. автомобилей в год, а отечественный рынок принять их сегодня не в состоянии. Рассчитывать же на экспорт в Россию или страны СНГ бессмысленно — там возведены заоблачные таможенные барьеры для импортных автомобилей. Соответственно, у отечественных автосборщиков, не обремененных льготами, есть два пути для выживания: 1) лоббирование изменений в законодательстве, в том числе в отношении снижения инвестиционного барьера; 2) добиваться от парламента повышения пошлин на новые импортные автомобили. И то, и другое сделать будет очень сложно.