UA / RU
Поддержать ZN.ua

САЙТ-ПОГРЕМУШКА СТОИТ НЕДОРОГО

Опрос среди отечественных производителей сайтов, показал, что на одном из самых продвинутых рынков интернет-технологий не все так гладко...

Автор: Артем Шаронов

Опрос среди отечественных производителей сайтов, показал, что на одном из самых продвинутых рынков интернет-технологий не все так гладко. Сегодня клиентам предлагают как простые интернет-сайты от любителей, так и навороченные веб-странички, выполненные профессионалами. Выбор, естественно, за заказчиком. Правда, среди части профи существует точка зрения, что дешевые, не отличающиеся особым качеством сайты мешают развитию рынка. Вторая же часть уверена в противоположном. Мол, Макдональдсы же не мешают развитию дорогих ресторанов. Более того, человек, однажды посетив Макдональдс, вполне вероятно захочет посещать настоящие рестораны. Так какой же сайт заказать, чтобы потом не было мучительно больно за бестолково потраченные средства? И самое главное — не навредить бы своему имиджу.

По сайту в каждые руки

Почему практически все печатные СМИ и даже радиостанции пытаются завести свой сайт? Правильно, они хотят любыми путями привлечь новых читателей и слушателей. Примерно так же обстоит дело и с компаниями. Фактически сайт можно считать интерактивной визитной карточкой фирмы. Для зарубежных бизнесменов сайт украинской компании является чуть ли не единственным источником информации о ней. И тем не менее, объем инвестиций в отечественный Интернет пока не превышает 1 млн. долл. Может быть, поэтому веб-дизайн у нас не только творчество, но одновременно бизнес в условиях очень жесткой конкуренции. А как иначе, если средств на всех не хватает. Ведь компании-заказчики хотя и пришли к пониманию необходимости их присутствия во всемирной паутине, но часто предпочитают экономить на производстве своего сайта.

Путь проб и ошибок…

Директор компании «Домино» Евгений Езерский представляет себе развитие отечественного сайтостроения в довольно-таки радужном свете. По его мнению, перспективы развития рынка хорошие. Дизайнерские студии появляются как грибы после дождя. Заказчики постепенно осознают необходимость платить достойные деньги за работу веб-дизайнеров. Наблюдается специализация труда в самих веб-студиях. Даже заказов на рынке, оказывается, достаточно много — «их только нужно уметь поднять».

Он уверен, что плохие веб-дизайнеры на самом деле не мешают развитию рынка сайтостроения. Вместе с тем и не отрицает, что неопытные, но скуповатые заказчики часто обжигаются на работах «самоделкиных», а потом обращаются в серьезную студию с просьбой сделать что-нибудь качественное. Возможно, путь к пониманию того, что такое хорошо, у них лежит через собственные ошибки. Проблема еще и в том, что даже матерый сайтостроитель беспомощен в случае, если сам клиент, заказывая собственный сайт, смутно себе представляет, какие цели он преследует. Попробуйте объяснить директору банка, почему на его сайте «не должны летать птички», отвлекающие от информации о самом банке. А как читать текст, который разглядеть можно разве что в бинокль? Даже такие примитивные ошибки умудряются делать неопытные сайтостроители.

…множит дилетантов

Директор студии «Лайв концепт» Алексей Харитонов видит положение дел на рынке веб-дизайна несколько в ином свете.

— За последние годы рынок веб-дизайна сделал большой скачок вперед. Мы постепенно подтягиваемся если не к западному уровню, то по крайней мере к московскому. Наконец-то некоторые компании осознали необходимость обзавестись собственной интернет-страничкой, причем речь идет не только о крупных компаниях и холдингах, но и о небольших фирмах. На некоторых факультетах даже начинают преподавать такую дисциплину, как веб-дизайн. Торможение же процесса развития коммерческого сегмента веб-дизайна связано в первую очередь с тем, что веб-студии (компании, разрабатывающие веб-странички) не могут себе позволить роскошь существования только за счет создания сайтов. Чтобы выжить, им приходится заниматься и другой деятельностью. В итоге страдает качество работы.

Портит, по мнению г-на Харитонова, в целом позитивную картину большое количество непрофессионалов, которые по заниженным ценам запускают в сеть ущербные сайты. «Самоделкины», оказывается, изучили программы верстки и дизайна, но не имеют «даже минимального представления о цветах и никогда не видели сайты известных зарубежных компаний». Мешает развитию веб-дизайна и протекция. Довольно часто богатые компании привлекают к созданию сайтов знакомых или родственников.

Кто музыку заказывает?

Ну а что же мастера-одиночки, которые устраивают экономных заказчиков и сбивают цены на рынке? У них свои аргументы: «Да, мы делаем не очень качественную, дешевую продукцию, но ведь заказчик от нас большего и не требует. Ему зачастую достаточно застолбить место в Интернете. Если существует спрос, то почему бы нам его не удовлетворить». Вот они и стараются изо всех сил...

Стало быть вопрос не в смышленых студентах-самоучках, готовых по дешевке изготовить под заказ и сбыть сайтик. Вопрос в культуре заказчика и его готовности к серьезным проектам. Пока он не дорастет до цивилизованного уровня, место для ширпотреба будет много. Соответственно, найдутся и люди, готовые работать за низкую плату. С другой стороны, на рынке будут присутствовать и профессиональные дизайнеры. И если они желают чувствовать себя комфортнее, им придется помочь своему будущему клиенту осознать, что между закусочной и рестораном разница существенная и она стоит денег…