UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сани летом готовят втемную

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства проводят без ведома общины Как мэр стал министром Подготовка коммунальных «саней летом» является для городов-миллионников одной из самых актуальных проблем...

Автор: Сергей Безбородько

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства проводят без ведома общины

Как мэр стал министром

Подготовка коммунальных «саней летом» является для городов-миллионников одной из самых актуальных проблем. Сотни километров труб, тысячи звонков в ЖЭКи ежедневно, громоздкая система управления, и, конечно, огромные возможности «оптимизировать расходы», декларируя убыточность и «заказывая» в Киеве очередные дотации на будущий бюджетный год. Для самых удачливых изменения в роспись государственного кошелька можно внести «сегодня на сегодня», то есть в текущем году.

После Алчевска, Александрии и других менее драматичных историй «успеха» вялотекущей реформы жилищно-коммунального хозяйства комиссии и рабочие группы вырабатывали не один десяток решений, общий посыл которых — муниципалитеты и государство в целом не могут эффективно управлять вверенной им инфраструктурой, а потому должны привлекать к этому вопросу профессионалов.

Впрочем, специалисты отрасли разводят руками: задекларировать-то задекларировали, а привлекать некого. Частных компаний, которые могут успешно реализовать коммунальные реформы, практически нет. Тем более что опыта работы у новичков в таком сложном деле, как коммуналка, преимущественно нет.

Да и обязательно ли привлечение частника является залогом реформирования? К примеру, в Комсомольске Полтавской области мэрия смогла самостоятельно разработать план развития города, реструктуризации водоканала, теплокоммунэнерго на несколько лет. После проведения кропотливого анализа были взяты кредиты под конкретные программы: повышения энергоэффективности, уменьшения потерь и т. д. И что особенно важно, этому предшествовали консультации с общественностью. Конечно, реформы повлекли за собой повышение тарифов. Однако на общественных слушаниях городские чиновники пояснили, что происходит, куда уйдут дополнительные деньги, какие программы принимаются и что произойдет, если тарифы не поднять.

Эффективность проведенной реформы признали на уровне центральной власти, и мэр Комсомольска Александр Попов был назначен министром жилищно-коммунального хозяйства.

Мы пойдем другим путем…

Впрочем, в других городах пока не спешат перенимать успешный опыт. В Харькове городской голова Михаил Добкин решил пойти путем передачи коммунальных предприятий в концессию частным собственникам на срок от 25 до 49 лет. Собственность на водопроводы и теплотрассы, лифты и электросети город оставляет за собой. Однако управлять этим добром будет частная компания. Аргументы городских властей довольно предсказуемы. Частники — это конкуренция, а значит, повышение качества. Но по природе своей во всем мире водоснабжение и прочие коммунальные услуги — предмет естественной монополии. То есть даже при большом желании двух управителей на одну трубу не посадишь. Только поругаются, кому тот или иной участок ремонтировать.

Но реформа уже началась. ЖЭКи в Харькове ликвидированы, а вместо них деньги за квартплату собирает «Жилкомсервис» — единый заказчик коммунальных услуг для всего города. На месте привычных контор теперь отделения этого коммунального предприятия. Соответственно все жалобы харьковчан принимаются тоже в этой компании — по единой горячей линии. Руководители диспетчерской службы признают: ответа на звонок можно ждать до 10 минут. Михаил Добкин убеждает: на втором этапе внедрения реформы в горсовете появится служба мониторинга, которая сможет отслеживать количество принятых и выполненных заявок. Впрочем, сейчас достаточно сложная схема принятия решения о выезде к заказчику значительно снизила фактические показатели выполнения ремонтов.

Насколько мотивированным было решение проводить именно такую форму реформирования коммунальной инфраструктуры? И является ли это вообще реформой?

Михаил Добкин мотивирует необходимость привлечения частного капитала убыточностью коммунальных компаний. Однако, по данным общественных организаций, убыточность создается искусственно, для банкротства предприятий. Затем это позволит собственнику оставить коммунальную инфраструктуру себе. К слову, такая схема была задействована в российском Ульяновске, где частный концессионер затребовал обанкротить водоканал, прежде чем он перейдет в аренду. Против этой же компании в Твери было возбуждено уголовное дело. Нет положительного опыта концессии и за рубежом. В докладе государственного аудиторского органа Франции по местным службам водоснабжения и канализации подчеркивается отсутствие контроля за объектами, переданными в концессию на 20 лет. Аудиторы также подчеркнули, что это привело к коррупции, повышению тарифов и отсутствию конкуренции.

«Все коммунальные предприятия Харькова по итогам 2006 года являлись прибыльными. Однако аэропорту выделили субвенцию в 122 млн. грн. в 2007 году из госбюджета. И если субвенция — это денежная помощь государства местному самоуправлению, то в случае с концессией это финансирование местной властью частного бизнеса», — говорит Владислав Протас, лидер движения «Харьковчанин». — Не имея положительного опыта ни в Украине, ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье, харьковская мэрия пошла ва-банк. Экспериментирование непрофессионалов над городской инфраструктурой может привести к коллапсу, как это случилось в Алчевске и Александрии».

А кто заплатит?

Безусловно, прежде всего обычных граждан волнует возможность очередного повышения тарифов. После того как рост цен на энергоносители вынудил все государство затянуть пояса потуже, ряд коммунальных предприятий во всех уголках страны приняли решение сорвать большой куш. Тарифы на все комуслуги взлетели в разы, при том, что подорожавший газ на самом деле входит в себестоимость всего нескольких позиций. Да, тарифы не поднимались годами. И отчасти это обеспечивало стабильную поддержку тем или иным политическим силам на местах. Но если тарифы растут, а трубы по-прежнему дырявые, то эти деньги уходят в песок. Известная, наверное, всей Украине история концессии водоканала в Одессе закончилась повышением тарифов и противостоянием с местными властями, которые в результате долгих судебных тяжб вынуждены были пойти на мировое соглашение. Поэтому харьковчанам есть о чем переживать.

В Харькове последний раз цены на коммунальные услуги поднимались в январе 2007 года. Умолчим о том, что мэр Добкин в ходе избирательной кампании обещал понизить тарифы и не повышать, пока не будет проведена реформа. В итоге сейчас во втором по населению городе страны тарифы вдвое выше, чем в среднем по Украине. Если придет концессионер, насколько повысит тарифы он? И куда уйдут эти средства?

Ни для кого не секрет, что задача любого предпринимателя — получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Если же прибыль можно получить от временного пользования чужим имуществом и при этом ничего в него не вкладывать, почему бы не воспользоваться этой возможностью? Таким образом, частный бизнес заинтересован больше взять, а не инвестировать. Экономисты отмечают: если предприятие, особенно коммунальное, прибыльно за счет экономии на вложениях в развитии, это мнимая, временная прибыль. И в один прекрасный момент она может обернуться миллионными убытками. Г-н Добкин утверждает, что повышение тарифов — прерогатива городского совета, и частная компания, которая возьмет в концессию коммунальное имущество, не будет иметь возможности регулировать эти показатели. Однако может ли мэр дать гарантии, что по требованию (аргументированной просьбе, взаимной договоренности, настоятельной рекомендации, конструктивному предложению) концессионера, тарифы не поднимет сам городской совет? «Концессионер может заложить в тариф и свою прибыль, и плату по договору, которую он обязан перечислять в бюджет города, и инвестиции, которые будут вкладываться в ЖКХ», — говорит г-н Протас.

Игры в прятки с общественностью

Но главная причина, из-за которой эффективность инициатив мэрии ставится под сомнение, — это их кулуарный характер. Общественные слушания, разъяснительно-информационная кампания (обязательные элементы взаимодействия власти и общества в цивилизованных странах) были целиком и полностью проигнорированы харьковским городским руководством. Более того, инициатива движения «Харьковчанин» организовать референдум относительно необходимости передачи коммунальных предприятий в концессию, была сведена властями на нет. Поэтому собранные против концессии 36 тысяч подписей Владислав Протас направил президенту Виктору Ющенко, премьеру Виктору Януковичу и генпрокурору Александру Медведько. Реакции на них пока не последовало.

Возможно, выходом для господина Добкина стало бы взятие инициативы в свои руки и разворачивание информационной кампании, которая бы позволила харьковчанам взвесить все за и против реформы. Но на такой шаг в мэрии не пошли, однако решили привлечь к пропаганде концессии чиновников выс­шего ранга. Должного эффекта это не вызвало, так как скептически к инициативам харьковского руководства отнесся даже вице-премьер Владимир Рыбак, патронирующий реформу ЖКХ в правительстве. Его слова о том, что в правительстве пока не собираются рекомендовать остальным городам использовать опыт Харькова, облетели все местные и центральные СМИ. А министр экономики Анатолий Кинах еще в апреле довольно резко высказался против проведения такого рода экспериментов без соответствующей законодательной базы. Как известно, пока за такую базу парламентарии не брались.

Эксперты по вопросам коммунального хозяйства, в частности, народный депутат V созыва Алексей Кучеренко, разными словами, но в один голос, говорят о необходимости создать на национальном и на местном уровне комиссию либо другой контролирующий независимый орган по типу Нацкомиссии регулирования электроэнергетики. Этот орган должен выступать арбитром в потенциальных конфликтах между частными концессионерами и местными властями.

Владислав Протас, в свою очередь, уверен, что таким органом должна стать общественная комиссия в каждом отдельном регионе. Ведь специфика во всех муниципалитетах разная, поэтому замыкать принятие ключевых решений на Киеве было бы неразумно. Тем более что для общего контроля и наблюдения, а также для вырабатывания государственной политики в этой отрасли уже существует Министерство ЖКХ. В комиссию должны войти эксперты, представители общественных организаций, которые бы имели право от имени общины города контролировать действия управляющих городской инфраструктурой концессионеров. В полномочия этого органа также необходимо внести право досрочно расторгать договор с концессионером в случае, если он не будет добросовестно выполнять условия соглашения. Также через комиссию должны проходить и обоснования для изменения тарифной сетки, кредитные проекты и т. д.

Стоит отметить, что в публичности проведения всех мероприятий, которые касаются передачи компредприятий в концессию вплоть до открытого конкурса с трансляцией по телевидению, заинтересован сам Михаил Добкин. В канун внеочередных выборов, на которые уже согласилась Партия регионов, в таком мощном центре ее электоральной поддержки как Харьков, рейтинги этой политической силы катастрофически падают именно из-за коммунальной неразберихи. И это при том, что решение проблем ЖКХ занимает одно из ключевых мест в программе партии. Впрочем, главным итогом кулуарных интриг может стать даже не потеря голосов на выборах, а потеря доверия харьковчан к каким-либо вообще инициативам мэрии, что гораздо более важно с точки зрения приближенности местного самоуправления к народу.