UA / RU
Поддержать ZN.ua

САМОВНУШЕНИЕ

Еще 50 грамм инвестиций, и я — недвижимость Новогоднее …А у русских аккурат под Новый год навернулись из стратосферы на грешную землю шесть спутников вместе с ракетой-носителем...

Автор: Светлана Рябошапка

Еще 50 грамм инвестиций,

и я — недвижимость

Новогоднее

…А у русских аккурат под Новый год навернулись из стратосферы на грешную землю шесть спутников вместе с ракетой-носителем. Это я к тому, что радоваться надо — упало все это добро где-то около острова Врангеля, а ведь могло бы свалиться на десяток тысяч километров юго-западнее. Так что повод для оптимизма всегда найти можно, даже в конце 2000 года: не послало небо ничего материального и очень тяжелого на головы беспечных киевлян — вот и ладушки.

В общем, итоги следует, на наш взгляд, подводить не только по случившимся достижениям, но и по не произошедшим ужасам. Тогда итоги будут внушительнее, а прогнозы — оптимистичнее. Хотя следует признать, что такая технология «подбивания бабок» придумана и апробирована давно и не нами. Рассказывает, например, Президент населению о ситуации в стране: там плохо и сям не лучше, но зато в Украине гражданский мир, согласие, лишь бы не было войны. Рассказывает и, заметьте, по дереву не стучит и через плечо не плюет три раза. Как показали события осени-зимы (а особенно — их возможное развитие) — очень даже зря не стучит и не плюет. Раз уж больше власти ничего со страной поделать не могут, так хоть стучать бы научились вовремя. А то вовремя не плюнули — и не верь после этого в приметы…

Впрочем, особой войны вне Печерска не наблюдается, русские спутники (ракета-носитель «Циклон-3», между прочим, на «Южмаше» делалась), слава Богу, мимо нас промазали, арабские террористы мимо проехали, финансовый кризис ошибся дверью и попал в Турцию. Ставим «птицу» и переходим к другим радостям. Благо, достижений у нас много: тут и рост и прирост, выплаченные пенсии, добрый МВФ, окончательная свобода слова, поразительные попытки приватизации ЗАлКа, устойчивая гривня, много российско-туркменского газа и прочее в том же духе.

Начнем с того, что экономика в целом (неожиданно для тех, кто руководит процессом) взялась прирастать, но при этом никому не объяснила — с чего бы это вдруг. А между прочим, могла бы не расти, а, например, падать. Теперь эксперты, зафиксировавшие внеплановый рост ВВП, развлекаются на досуге поиском его причин. Как, мол, так: целый год прошел без нового Налогового и Бюджетного кодексов, а экономика прирастает? Аграрная реформа, извините, недоделана, а сельхозпереработка цветет. Почему, мол, и отчего: никаких радикальных (и даже не слишком радикальных) реформ не случилось, никто, собственно, ничего и не делал, а она, загадочная наша экономика, отозвалась добром и даже перед Новым годом не снизила темпов.

То, что доллар перед затяжными праздниками ведет себя пристойно, — не фокус. Банки и их солидные клиенты спинным мозгом предчувствуют числу эдак к 14-му января жуткое похмелье. Но это пройдет, тем более что вместе со всей экономикой гривня тоже удивила: не дотянула, плавающая наша, до дна — до обещанных в бюджете-00 шести с лишним за зеленый. Так что и в новом тысячелетии банки будут благоденствовать под надзором НБУ. Несколько беспокоит разве что подупавший российский рубль, отпущенный тамошним ЦБ в более свободное плавание, но рублю не привыкать.

Зато наш свободолюбивый народ теперь может взглянуть в глаза бюджету-01. Его опубликовали, причем (несмотря на не проведенную бюджетную реформу) много-много радости бюджет принесет распорядителям народных денег на местах: доля местных бюджетов небывало высока — 38%. Будет чем распорядиться.

Да, кстати — об экономике. Своевременно ушедший от нас год дал экспериментальное подтверждение интуитивно ясному парадоксу: страшно далека она, экономика, от власти. Занятно, но ребята, которые там, наверху, любят, чтобы их нежно называли олигархами (исполнителями, лоббистами, законодателями), считали и продолжают считать иначе. Им упорно кажется, что они принимают «прозрачные правила игры», решают судьбы страны, пользуются влиянием. А вот дудки вам. В том смысле, что чиновник и лоббист с «легендой» — мол, за долю в предприятии (или в мероприятии) все могу пробить, протащить, провернуть — действительно может, но не все.

Далеко не все, потому что мелких и средних «олигархов на подхвате» на предвыборных и послевыборных харчах расплодилось, что мартышек в Дели, а мартышки — это вам не священные коровы образца 1994—99-го, это мельче и суетливее. Много их, много, интересы и заказы у них самые разные, силенок поубавилось, договариваться не научились — вот и мешают друг другу под шумок политических скандалов. Случилось так, что рынок чиновничье-властных услуг «насчет поспособствовать» перегружен предложением, причем зачастую это предложение недобросовестно: обещают и берут много, реально способствуют мало. Шутки ради можно всерьез предположить, что дерегуляция экономики, на которой так настаивали реформаторы, свершилась явочным порядком.

Если кто позабыл, напомним, что дерегуляция — это когда государство, один раз издав законы, больше не вмешивается в отношения между субъектами рынка. Так ведь госаппарату и прочим политикам нынче не до вмешательства — силовики мочат олигархов, олигархи — силовиков, по мере сил танцуют все! Поистине, звездный час для собственно экономики, которую (спасибо правительству) в основном оставили в покое. Что ей, экономике, и требовалось: прийти в себя и самоорганизоваться в реально существующих условиях. Правда, красивее и цивилизованнее она на этой болотистой почве не стала, но зато что-то где-то заработало — иначе откуда рост?

Такое впечатление, что рост — от безнадеги. В конце-то концов, не может же вся страна ничего не есть и ходить в чем мать родила пешком на бесплатную работу — в ожидании: когда, мол, и чем закончится кассетный скандал, кого и чем в результате назначат руководить. В ряду непринятых кодексов почетное место имеет кодекс Гражданский, он, помимо того, что закрепляет за населением частные права и свободы, еще и называется хорошо. Глядишь, если экономика не загнется, так же будет называться и все общество.

Гражданские (и не шибко гражданские) общества разной степени спелости, они на властные безобразия реагируют по-разному: в Чехии многотысячные митинги в защиту свободы телевидения и слова, в России — упорная, но не массовая борьба за существование частного НТВ, в Украине же — нормальная реакция на потный вал политпросвета и пропаганды: раздраженное равнодушие. Скажете, при чем тут экономика к независимости СМИ? Да приблизительно при том же, что и демократия к рынку — по отдельности не водится. Занятно, но дотошные американцы из «Фридом хауз» зафиксировали в Украине «замедление демократических процессов». Может, и экономический рост тогда у нас не совсем рыночный?..

Если широкой публике точно и подробно показать ее же собственную страну, то широкая публика ужаснется, конечно, а потом — от нечего делать решит вести себя адекватно, выживать и богатеть эффективнее, примется всерьез гражданствовать. И наоборот: чем больше публики богатой, адекватной и разной, тем прочнее институт независимых и разных СМИ. Все сказанное, конечно, банальность, но так хочется внушить себе, что и рост в экономике неспроста начался и не скоро закончится, и много-много граждан разбогатеют — сначала на пять процентов, а потом, глядишь — на все шесть! А прессе сколько работы будет… Замечаете, как исподволь произошла подмена жанров — начали с космических несчастий, заканчиваем прямо-таки Рождественским благодушием. Но на Рождество будет совсем другая сказка, а перед Новым годом — только один бесполезный совет на память.

Думается, самое верное, что могут сделать власти в год Змеи, — это сидеть себе тихонечко и играть на дудочке перед свернувшейся, ядовитой, но мудрой экономикой. Глядишь, пошипит-пошипит, а там и голову поднимет, и вверх пойдет. Дудочки змея все равно не слышит, зато играющий уверен, что управляет. Да на здоровье! Только ни в коем случае не делайте резких движений, факиры…