UA / RU
Поддержать ZN.ua

С РЕФОРМОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ — СЧИТАЮТ УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В УКРАИНЕ

Политика государства в области телекоммуникаций должна в первую очередь обеспечивать развитие свободной конкуренции на высокотехнологических рынках...

Автор: Лариса Яровая

Политика государства в области телекоммуникаций должна в первую очередь обеспечивать развитие свободной конкуренции на высокотехнологических рынках. Это главное требование к деятельности ответственных за отрасль государственных органов не раз звучало из уст участников международной конференции «Особенности регуляторной реформы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в Украине», проходившей со вторника по четверг в Киеве. К сожалению, звучали и опасения, что столь в долгожданном Законе Украины «О телекоммуникациях», готовящемся сейчас в парламенте ко второму чтению, могут оказаться зафиксированными сложившиеся механизмы ручного управления и жесткого администрирования телекоммуникаций со стороны исполнительной власти и отдельных политиков. Прогрессивные изменения, первоначально присутствовавшие в нем, имеют перспективу быть выхолощенными.

Конференция «Особенности регуляторной реформы…» была организована Институтом информационного общества и Международным фондом «Информационное общество» совместно с компанией Telenor, Всемирным банком, Министерством экономики, Антимонопольным комитетом и Международным фондом «Возрождение».

— Прежде всего конференция засвидетельствовала хорошо известные вещи — что необходимость реформирования отрасли ИКТ назрела уже давно и является неотложной, — говорит директор Института информационного общества Олег Шевчук. — При этом реформа эта не должна сводиться к формальному созданию регулирующего органа — Национальной комиссии регулирования связи. Должно быть обеспечено эффективное распределение полномочий между Комиссией и Государственным комитетом связи и информатизации. А главное — необходимо обеспечить прозрачные и не зависимые от государственного бюджета механизмы финансирования НКРС. И это в один голос подчеркивали, в частности, все зарубежные участники конференции, например, представители регуляторного органа Дании, руководители крупнейшей европейской телекоммуникационной компании Telenor, представители ЕБРР и Всемирного банка.

Однако сегодня существует реальная перспектива, что столь долгожданный новый Закон Украины «О телекоммуникациях» может оказаться таковым лишь по форме. Многие украинские участники конференции обеспокоены тем, что подготовка его к рассмотрению во втором чтении проходит в менее прозрачном режиме, чем прежде. По мнению некоторых экспертов, существует реальная опасность, что в закон не войдут многие принципиальные моменты — прежде всего в сфере лицензирования, распределения полномочий между регулирующим и исполнительным органами. Так, в сегодняшнем варианте законопроекта лицензирование находится в ведении Госкомсвязи. А ведь это фундаментальная функция регулирующего органа! Финансирование НКРС предполагается все же осуществлять из госбюджета — а значит, ее эффективная работа будет зависеть от решений правительства о направлении или ненаправлении даже предусмотренных законом средств.

Согласился с этой позицией и представитель Антимонопольного комитета Украины. По его мнению, мало того, что «Укртелеком» является объектом пристального внимания комитета, и лишь за период 2001—2002 годов в результате рассмотрения 19 дел о нарушении им антимонопольного законодательства оштрафован в сумме более чем на 300 тыс. гривен. Так Государственный комитет по связи и информатизации еще совмещает функции управления столь неоднозначным субъектом хозяйственной деятельности с функциями регулирования всего остального рынка связи и телекоммуникаций! В результате возникает множество проблем, таких как ведомственный подход к установлению тарифов на услуги и разработка правил взаимодействия между монополистом и другими участниками рынка.

Показательным было выступление представителя Европейского банка реконструкции и развития Елены Надточий. Она выразила надежду, что новое руководство отрасли не будет пренебрегать помощью ЕБРР в проведении регуляторной реформы и подготовке к приватизации «Укртелекома». Ведь участие европейских институтов является своеобразным залогом прозрачности преобразований и совместимости их с европейским правовым полем. Что, видимо, многим в Украине невыгодно.

Эмоционально выступил и один из авторов законопроекта «О телекоммуникациях» Юрий Луценко. По его словам, работу над законом очень тормозит тот факт, что в парламенте нет ни одного представителя отрасли телекоммуникаций, а потому — нет и понимания ее неотложных проблем. В результате принимаемый документ очень отличается от того, который был написан изначально и основывался на модельном законодательстве Европейского Союза.