UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рынками движет страх. Мировую экономику опять захлестнули американские проблемы

Четвертое августа уже успели окрестить «кровавым четвергом». В этот день рухнули практически все мировые финансовые рынки.

Автор: Артем Святненко

Четвертое августа уже успели окрестить «кровавым четвергом». В этот день рухнули практически все мировые финансовые рынки. Падение, пожалуй, не было столь впечатляющим как в 2008 году (фондовые индексы просели за день на 5-10%), но финансовый мир охватила волна паники. Причиной резкого обвала рынков стало беспрецедентное в истории понижение кредитного рейтинга США авторитетнейшим рейтинговым агентством Standard&Poor’s, давшим, помимо прочего, еще и негативный прогноз рейтинга США на перспективу.

Казалось бы, США решили проблему с госдолгом, и мир должен был воспринять это известие позитивно. Однако этого не произошло: инвесторы понимают, что решение Обамы и конгресса не разрешило ключевой проблемы американской экономики, которая продолжает существовать в долг. В принципе нельзя сказать, что решение Standard&Poor’s было абсолютно неожиданным. Элементарная логика подсказывает: страна, буквально погрязшая в долгах, не может иметь наивысший кредитный рейтинг. Однако на неприкосновенности американского рейтинга уже многие десятилетия держалась вся мировая экономика. Казначейские облигации США являлись базовым активом, считавшимся «безупречно безрисковым», и уже, исходя из этого, оценивалась надежность и цена практически всех инвестиционных вложений.

Теперь же американские долги в одно мгновение перестали быть самым надежным капиталовложением, и финансовые институты всего мира просто обязаны переоценивать надежность своих инвестиций. Кроме того, именно в американских бумагах многие страны предпочитали хранить часть своих резервов (Украина, кстати, не является исключением).

Фондовые биржи США, Европы и Азии обваливались всю неделю, создавая своеобразную волну пессимизма, прокатившуюся по планете. Особенно круто вниз пошли акции крупных сырьевых компаний. Только в ночь с четверга на пятницу (5 августа) в США стоимость акций алюминиевого гиганта Alcoa опустилась на 9,3%, Chevron - на 5,8%. Акции одной из крупнейших в Китае нефтяных компаний Cnooc упали на 7,6%. Всего же, если судить по индексу MSCI All-Country World, за неделю с мирового фондового рынка ушло примерно 2,5 триллиона долларов.

Рост неопределенности традиционно спровоцировал повышение цен на золото: на электронных торгах в воскресенье был отмечен новый максимум на уровне 1699,7 доллара за унцию. Из-за опасений по поводу глобального экономического подъема неф­тяные фьючерсы в Азии потеряли примерно 3%. Инвесторы сбрасывают акции и другие рисковые вложения (нефть, металл) и находятся в поиске более надежных вложений. Рыночная ситуация ярко отразила переход инвесторов от надежды к пессимизму. А ежедневное негативное движение индексов вниз только укрепляет негативные прогнозы. Игроки беспокоятся по поводу перспектив экономического роста, устойчивости системы, истинного положения дел в корпорациях - словом, рынками движет страх.

Волна паники достигла и Украины. Отечественные фондовые индексы обвалились до минимумов октября 2010 года. Индекс «Украинской биржи» только во вторник упал на 7,22% - до 1811,61 пунк­та; индекс ПФТС - на 3,93%, до 750,06 пункта. Всего же за четыре торговых дня (с 4 по 9 августа) индекс ПФТС просел практически на 125 пунктов, или на 14,5%. Украинская экономика сегодня чрезвычайно сильно зависит от состояния мировой экономики. Горький опыт двух пережитых Украиной кризисов подсказывает: если мировая экономика спотыкается, мы испытываем чрезвычайно резкое падение. В случае очередного витка рецессии Украина вновь окажется в ситуации трехлетней давности.

Впрочем, сценарий с рецессией мировой экономики не столь уж очевиден. Снижение рейтинга на одну ступень было для многих ожидаемым, поэтому большинство инвесторов и аналитиков не прогнозируют дальнейшего хаоса, тем более что два других агентства - Moody’s Investors Service и Fitch Ratings - по-прежнему сохраняют для США высшие кредитные рейтинги. Однако, помимо первичной реакции рынков, не менее важными будут долгосрочные последствия, которые могут сказываться еще многие месяцы.