UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия без горилки

В этом году 1 апреля отечественным производителям алкоголя было не до смеха… Из-за введения в Росс...

Автор: Елена Билосевич

В этом году 1 апреля отечественным производителям алкоголя было не до смеха… Из-за введения в Российской Федерации новой системы маркировки и учета спиртных напитков украинские предприятия были вынуждены прекратить отгрузку продукции на крупнейший в мире российский алкогольный рынок. Сразу оговоримся, производители не считают возникшую проблему политической и надеются на оперативное ее разрешение.

«Эффективность» нововведений в сфере маркировки алкогольной продукции в РФ первыми почувствовали на себе российские производители. Об этом «ЗН» писало в феврале. Тогда стало известно, что из-за отсутствия новых спецмарок, введенных с 1 января 2006 года в оборот для местных предприятий, ликероводочные заводы России в январе не произвели ни одного литра крепкого алкоголя. Трудно себе представить, но к концу января, действительно, на складах большинства легальных алкогольных предприятий России закончились запасы водки, а сами производители практически прекратили отгрузки «согревающей» продукции.

Поговаривали даже, что настало время импортеров, в том числе и украинских, доля последних на российском рынке составляет около 4—5%. Ведь на тот момент импортеры алкоголя оказались в выгодном положении — для них новые спецмарки вводились только с 1 апреля 2006 года. Поэтому пока российские предприятия простаивали, импортный алкоголь активно ввозился в Россию. Не секрет, что эту активность стимулировало и отсутствие гарантий того, что аналогичные проблемы обойдут стороной импортеров.

Таки не обошли… В первых числах апреля вместе с другими импортерами алкоголя украинские поставщики оказались без спецмарок нового образца. Правда, вскоре Федеральная налоговая служба России заявила о готовности продавать спецмарки для маркировки импортных спиртных напитков, но отечественные алкогольные компании отказались их покупать…

Оказалось, что наличие новых марок не решает проблем поставок продукции, поскольку в России не отлажена еще одна новация — Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), в которую должна вноситься информация о ввезенном алкоголе. Как и новые спецмарки, эта система вводится Российской Федерацией в текущем году в рамках кампании по борьбе с теневым рынком горячительных напитков.

Стало ясно, почему импортеры алкоголя не считают целесообразным покупать спецмарки в ситуации, когда из-за неработающей системы они все равно не смогут поставлять продукцию на российский рынок. Приобретенные марки в данном случае просто-напросто заморозят их оборотные средства.

Впрочем, существует и другое объяснение. Предприятия не спешат покупать новые спецмарки, поскольку надеются, что российское правительство примет какое-то компромиссное решение. Во всяком случае в украинской ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ) отметили, что в настоящее время обсуждается вопрос продления действия марок старого образца, лоббируемый российскими производителями алкоголя и импортерами.

В отношении же возможных сроков запуска ЕГАИС поступают противоречивые данные. Но и в этом случае предприятия надеются, что вопрос о ее внедрении будет решен еще в апреле.

Ранее, прогнозируя возможные проблемы с маркировкой, украинские поставщики алкоголя за три последних месяца сделали запасы продукции на российских складах. «Определенные запасы есть, но довольно трудно предположить, на сколько их хватит и хватит ли их до того времени, когда эти проблемы будут решены», — сказал директор по маркетингу и рекламе ликероводочного завода «Хортица» Сергей Величко.

Руководитель службы по связям с общественностью Украинской водочной компании Nemiroff Наталья Коновалова отметила, что компания предвидела такое развитие ситуации и также создала определенные запасы продукции.

— Все будет зависеть от того, надолго ли затянется эта ситуация, — если на три-четыре месяца и больше, то понятно, что никаких складских запасов не хватит», — сказала г-жа Коновалова.

При этом производители пока затрудняются назвать сумму возможных убытков, которые они понесут из-за прекращения поставок алкоголя в РФ. По словам президента ассоциации СОВАТ Вячеслава Сокерчака, если учитывать объемы поставок алкоголя в РФ в минувшем году, то из-за сложившихся проблем ежемесячно российский рынок недополучит около 875 тыс. декалитров украинской водки. «Если учитывать, что бутылка украинской водки в России стоит в среднем 70—100 рублей, то это достаточно большие суммы», — сказал В. Сокерчак.

В выгодном положении по сравнению с остальными украинскими производителями алкоголя оказалась группа компаний «Союз-Виктан», купившая в марте минувшего года ликероводочный завод в России.

Эксперты предполагают, что теперь на приобретение мощностей в России или же строительство новых предприятий могут пойти и другие украинские алкогольные компании.

Украина в минувшем году реализовала в Россию примерно 25% произведенной водки. В частности, по данным СОВАТ, в 2005 году Украина экспортировала в Российскую Федерацию водки и ликероводочных изделий 9,4 млн. дал на сумму 222 млн. долл. Доля РФ в экспорте крепких спиртных напитков из Украины в минувшем году составила 87%.

Эксперты считают, что перебои с поставками легального алкоголя на российский рынок, возникшие в текущем году сначала у местных производителей, а теперь у импортеров, открыли дополнительные возможности для теневых продаж. По оценкам специалистов, емкость российского рынка водки составляет примерно 230 млн. декалитров в год, при этом на долю легального производства приходится только около 50%.