Профессиональный обозреватель винной и ресторанной индустрии Wine Spectator дважды аккредитовал киевский ресторан «Липскій особнякъ» как лучший в Восточной Европе. Не удивительно, что он стал официальным местом проведения деловых встреч на высоком уровне. Здесь ужинали президенты Украины и России, чествовали итальянского кутюрье Джорджио Армани, принимали всемирно известных деятелей культуры, политики и спорта. Остались довольны кухней ресторана, его картой вин и обслуживанием президент Польши Александр Квасьневский с супругой, экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, мэры Москвы и Киева Юрий Лужков и Александр Омельченко. В «Липском особняке» часты презентации, светские приемы, стали традиционными Липские балы, к посещению которых украинский бомонд относится трепетно — как говорится, noblis oblige (положение обязывает).
Итак, если исходить из западных параметров, «Липскій особнякъ» вознесся на вершину популярности и успеха. Но, похоже, украинская специфика заключается в том, что настоящее признание приходит «ночью и в сапогах». Только тогда, когда ваш бизнес начинает привлекать пристальное внимание государственных контролирующих структур, вы можете считать его удавшимся.
С недавних пор по Киеву поползли слухи о закрытии по непонятным причинам нескольких элитных ресторанов. Якобы им предъявлены претензии относительно несоблюдения санитарных норм. Но поскольку ни одного случая пищевого отравления среди завсегдатаев элитных заведений общепита не зафиксировано, возникли предположения, что истинная причина закрытия ресторанов кроется в «нетрадиционной» политической ориентации их владельцев.
На днях любопытство общественности было несколько удовлетворено учредителями ресторана «Липскій особнякъ», гражданами США Бени Голани и Майклом Доном. «Во-первых, — заявили они, — из достоверных источников нам стало известно, что многие успешные бизнесы — рестораны, объекты недвижимости, другие предпринимательские структуры страдают, особенно в последнее время, от неправомочных действий государственных контролирующих органов, целью которых является, как правило, овладение упомянутыми предприятиями».
Во-вторых, совладельцы подчеркнули, что ресторан закрыт временно по их собственной инициативе. Это забота о клиентах, которые могут стать невольными жертвами силовых методов, практикуемых проверяющими, что уже случалось в других подобных заведениях.
И, наконец, третье — это то, что один из совладельцев — республиканец, а другой — демократ, но это ни в коей мере не является препятствием к ведению совместного бизнеса. «Мы оба, — заявляют Бени Голани и Майкл Дон, — американские подданные, живем согласно цивилизованным законам и правилам предпринимательства и нелепо говорить о наших каких-либо политических предпочтениях здесь, в Украине. То, что мы наблюдаем в данный момент, не соответствует международным понятиям о цивилизованном бизнесе».
Как следует из дальнейших объяснений бизнесменов, они готовы к любому контролю, так как гарантируют безупречность и прозрачность своего бизнеса. Но прекратить работу их побудила необъяснимая непрозрачность действий контролирующих органов, для которых этот шаг оказался непредвиденным. После того как на входной двери была вывешена табличка «Закрыто», сюда вдруг зачастили работники МЧС, уверяя, что ресторан заминирован, затем пожарные, под тем предлогом, что в подвале здания разлита ртуть, сотрудники налоговой инспекции, управления по защите прав потребителей и пр. Такой наплыв, согласитесь, настораживает и побуждает к защитным мерам. В конкретном случае они вылились в обращение за поддержкой к сенаторам штата Мериленд (где постоянно проживают оба совладельца) Барбаре Микульски и Полу Сарбанесу, Чрезвычайному и Полномочному Послу США в Украине Джону Хербсту, советнику президента США по национальной безопасности Кондолизе Райс и сенатору Ричарду Лугару. Все адресаты живо откликнулись на это обращение, и, ободренные поддержкой, Бени Голани и Майкл Дон намерены, посчитав убытки от вынужденного простоя, обратиться в суд с иском об их возмещении.
Но пока элитный ресторан все еще закрыт, как говорят его владельцы, до лучших времен. Единственным утешением не только для них, но и для всех нас остается надежда, что лучшие времена не за горами.