UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа разрешительной системы: от имитации к улучшению условий бизнеса

Существующая разрешительная система Украины в сфере хозяйственной деятельности безнадежно устарела...

Автор: Александр Артеменко

Существующая разрешительная система Украины в сфере хозяйственной деятельности безнадежно устарела. С этим соглашаются как на государственном уровне, так и эксперты бизнес-ассоциаций и международных организаций. Сегодня в Украине насчитывается свыше 1200 различных видов разрешений, выдача которых регламентируется 167 законами, 150 постановлениями Кабинета министров, 1500 нормативными актами центральных и местных органов власти. Понятно, что дальше в таком виде система существовать не может, так как она является немаловажным административным барьером для создания новых и развития уже имеющихся предприятий. Пути и стратегия реформирования разрешительной системы стали объектом обсуждения участников круглого стола, организованного Международной финансовой корпорацией при поддержке Европейской комиссии.

Участники обсуждения пришли к выводу, что успех реформе разрешительной системы в Украине должны обеспечить три основные составляющие: принятие рамочного закона «О разрешительной системе Украины», пересмотр и систематизация нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры выдачи разрешений и согласований, и активное информирование предпринимателей об их правах и обязанностях как участников рынка.

Закон призван установить принципы государственной политики в сфере выдачи разрешений, четко регламентировать полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также стандартизировать требования к содержанию нормативных актов. Обязательными должны остаться лишь те разрешения, о которых непосредственно говорится в законах. Что же касается регулирования порядка выдачи разрешений, то это должно стать исключительно компетенцией центральных органов власти. При пересмотре и систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру выдачи разрешений и согласований, особое внимание следует уделить оптимизации внутриведомственных процессов принятия соответствующих решений. Как следствие, процедуры получения разрешений станут более просты, прозрачны и понятны для предпринимателей. Что же касается третьей составляющей, то здесь, в частности, предусматривается распространение материалов о требованиях разрешительных органов и ответственности предпринимателей за безопасность работников, покупателей, общества и окружающей среды, а также о самих процедурах получения этих разрешений.

В обсуждении предложенной темы приняли участие депутаты Верховной Рады Украины, работники ведомств, выдающих разрешения, представители Европейской комиссии, негосударственных организаций и бизнес-ассоциаций. С докладами выступили директор программы МФК «Партнерство по развитию частного сектора» Кристиан Гроссман, председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Андрей Дашкевич, председатель Государственного комитета по надзору за охраной труда Сергей Сторчак, первый заместитель начальника Государственного департамента пожарной безопасности Иван Криса, заместитель министра здравоохранения Сергей Бережной. В частности, Андрей Дашкевич считает, что принятие нового закона гармонизирует отношения между государством и бизнесом, будет содействовать адаптации украинского законодательства к стандартам ЕС. В свою очередь руководитель проекта МФК Андрей Гуревич уверен: применение заявочного принципа для выдачи разрешений на виды деятельности, не связанные с использованием опасных технологий или механизмов, должно стать непременной составляющей закона. Успешно внедренный в странах ЕС этот принцип предусматривает, что, вместо получения разрешения на начало своей деятельности, предпринимателю достаточно заполнить простую форму, уведомляя соответствующую организацию, что он ознакомился с требованиями государственных органов и выполнил их. Важно, что предприниматель избавляется от необходимости согласовывать с государственными органами начало или расширение своей деятельности. Надзор за соблюдением требований обеспечивается путем проверки предприятий.

Участниками круглого стола были высказаны замечания по поводу отдельных разногласий между первоначальной редакцией законопроекта «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», разработанного совместно МФК и Государственным комитетом по регуляторной политике и предпринимательской деятельности, и новой, которая после доработки с соответствующими министерствами и ведомствами направлена на рассмотрение Кабинету министров.

Так, из окончательного варианта «выпал» заявочный порядок получения отдельных видов разрешений и согласований на осуществление деятельности, не связанной с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин и механизмов повышенной опасности.

Оставлено без внимания предложение о создании в центральном звене государственного аппарата специальной организационной коллегиальной структуры (координационного совета), основными функциями которой должны быть постоянный мониторинг эффективности существующих разрешительных процедур и наработка рекомендаций по их совершенствованию и практике применения.

Не отражено также предложение о введении понятия «презумпция невиновности субъекта хозяйствования» в случае нарушения требований нормативного документа (или иного решения) местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, который не был обнародован и размещен на региональных и местных страницах в сети Интернет.

И, наконец, действенность закона, по мнению участников круглого стола, в значительной степени ослабляется отсутствием в нем административной ответственности разрешительных органов за нарушение сроков рассмотрения заявлений и выдачи разрешений, требование предоставления документов, не предусмотренных законодательством, и другие явления, объединяемые общим понятием «волокита».