UA / RU
Поддержать ZN.ua

Провокация. Почему иногда олигархам хочется понизить цену собственных пакетов акций

Большая политическая война сегодня в самом разгаре. Цели войны все те же — распределение влияния, взаимная игра на понижение рейтингов, обозначение стартовых позиций накануне президентских выборов...

Автор: Сергей Павлов

Большая политическая война сегодня в самом разгаре. Цели войны все те же — распределение влияния, взаимная игра на понижение рейтингов, обозначение стартовых позиций накануне президентских выборов. Очевидно, что глобальная политическая война — это очень благодатное время для организации и проведения бизнесовых или финансовых провокаций на отраслевых рынках.

Любая политическая война (и уж тем более классическая «война всех против всех») резко ослабляет государственную вертикаль, провоцирует системные коррупционные соблазны (все равно никто не следит) и делает чиновников, в том числе и представителей судебно-силовой ветви, чрезвычайно чувствительными к разнообразным криминальным стимулам. Впрочем, просто провернуть один-два захвата крупных предприятий сегодня уже неинтересно. Задачи ставятся куда более амбициозные — брать под контроль целые отрасли, вытесняя оттуда и государство, и прочих мажоритарных акционеров. Это, конечно, грубо и больно. А потому, как запасной и более аккуратный вариант, предлагается играть на понижение капитализации отраслевых бизнесов, чтобы чуть позже скупить всех по спекулятивно-заниженной цене.

Технология усовершенствованного захвата времен президентско-парламентской нестабильности в Украине обязательно базируется на провокации страха и может выглядеть, к примеру, в такой «сладкой» отрасли, как энергетика, следующим образом. При условной материнской фирме «Энергетика» создается специальный убойно-рейдерский отдел, куда входят юристы, частные силовики, профессиональные провокаторы. Лучше всего если такой департамент управляется каким-нибудь отставником-разведчиком из сопредельного государства. Напомним читателю, что мы рассматриваем гипотетическую ситуацию.

Созданная структура разрабатывает многоходовую спецоперацию со скромным бюджетом тысяч этак 500 у.е., суть которой состоит в том, чтобы нанять несколько региональных групп боевиков и организовать ряд показных (пусть временных) захватов облэнерго. Кстати, государство недавно объявило, что собирается выставить на продажу миноритарные пакеты акций как раз в ряде облэнерго. Выставляются те самые пакеты, которые, с одной стороны, уже давно не позволяют государству активно и законно участвовать в оперативном управлении этими юридическими лицами. С другой стороны, которые уже давно служат яблоком раздора для ряда финансово-промышленных групп и провоцируют ФПГ на затяжной корпоративный конфликт. Позиция государства понятна, разумна и последовательна. Зачем владеть тем, что не позволяет сегодня и уже не позволит в будущем участвовать в принятии решений?

Иное дело мажоритарии… Ясное дело, что для остроты сценария «Энергетика» должна находиться как раз среди них. Она через провокаторов-посредников пытается организовать очередную эскалацию конфликта на ряде родных облэнерго, формально оставаясь вне «эксцесса». Как вариант, ее боевой департамент намерен захватить силами боевиков служебные помещения, показательно избить сотрудников, провести прочие демонстративно-вызывающие действия с кроваво-пугающим подтекстом. Нужен резонанс, который будет замечен обществом даже на фоне нынешнего глобального политического противостояния. И тем самым можно будет наглядно доказать, что в Украине нет порядка, нет власти. Никто ни за что не отвечает, никто не контролирует ситуацию.

Очевидно, что за подобной рабочей схемой может стоять только ресурсный олигарх и профессиональный захватчик. К примеру такого уровня, как Константин Григоришин, гражданин России и владелец пакетов акций в ряде крупных украинских предприятий. Такого типа олигарх может, во-первых, выделить кругленькую сумму исключительно на «боевые расходы». Во-вторых, поддержать операцию соответствующими местными кадрами. В-третьих, сыграть против самого себя, существенно понизив стоимость собственных пакетов акций. В-четвертых, обеспечить всему этому спектаклю широкую поддержку в СМИ. И наконец, в-пятых, выйти на первые полосы газет в то самое время, когда намертво сцепились между собой премьер и президент.

Естественно, для эффективной операции стоящему за ней олигарху потребуются еще и высокие связи. И не только в Украине. Идеально в этой гипотетической схеме задействовать, например, российских энергобаронов. Именно они смогут скупить обесцененные пакеты тех спорных обл­энерго, к которым наш гипотетический олигарх имеет интерес. Естественно произойдет все это уже после профессионально проведенной провокации.

Итак — задача агрессивной «Энергии» предельно понятна и предельно цинична: организовать ряд серьезных провокаций. А после всех этих «спектаклей» с избиениями сотрудников «под запись телекамер» потребовать немедленного введения внешнего управления на спорных объектах и отстранения менеджмента, который не в состоянии навести порядок на предприятиях. И тем самым в свою пользу решить спорные вопросы собственности и управления ею. А острых вопросов достаточно в капиталоемкой энергетике, где олигархи буквально наступают друг другу на мозоли.

Чем не идеальный провокативный план? И, увы, он вполне реализуем с учетом коррумпированности нашей чиновничьей братии. Прискорбно другое: формально воюя против коллег-бизнесменов, на самом деле наш гипотетический герой-олигарх своими операциями профессионально и систематически наносит ущерб прежде всего Украинскому государству. Его «атаки» и «войны», как правило, сопровождаются целыми букетами противоправных деяний и действительно взрывают отрасли народного хозяйства. В связи с чем возникают сразу два риторических вопроса к нынешним государственным чиновникам.

Первый: почему государство и его правоохранительные органы совершенно равнодушно взирают на весьма специфический и вызывающе-разрушительный формат поведения такого плана бизнесменов. Второй: почему бизнесменов с чрезвычайно «грязной» и широко известной рейдерской репутацией до сих пор допускают к участию в различных приватизационных и корпоративных процессах? Тем более что речь ведь не идет о стратегических инвесторах.

Неужели молчание государственных структур объясняется банально: подобные бизнесмены-олигархи уже купили себе часть государства, купили влиятельных чиновников, которые, занимая ключевые государственные должности, работают только на свою и их корысть. Именно «соучастие» чиновников в рейдерских империях позволяет организовывать процессы, которые крайне негативно отражаются на развитии национальной экономики. Фактически наш герой разрушает государство руками самого же государства.

Серые схемы, «откаты», корпоративные сговоры — все это мешает стратегическим инвесторам работать в Украине. Зато обеспечивают комфорт для классических спекулянтов-агрессоров. Последние отлично знают, кому и сколько нужно платить за лояльность и админлоббизм, а кого можно элементарно и надолго запугать.