Недавно глава Госэкоинспекции Украины Андрей Малеваный по поручению премьер-министра Украины анонсировал усиление работы по проверкам соблюдения требований природоохранного законодательства на АЗС и в отношении мероприятий государственного рыночного надзора. В связи с этим у бизнеса возникает множество вопросов. Ждать ли инспектора уже завтра, и что со всем этим делать, если работники экоинспекции уже «стоят на пороге»?
Какой порядок
Для осуществления проверки орган государственного надзора издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.
Далее на основании такого приказа оформляется удостоверение на проведение проверки. Оно обязательно должно быть подписано руководителем органа государственного надзора или его заместителем с указанием ФИО и подтверждено печатью.
Важно! Удостоверение на проверку действует только в течение указанного в нем срока.
Перед началом осуществления проверки должностные лица Госэкоинспекции Украины обязаны предъявить руководителю предприятия удостоверение на проведение проверки и служебное удостоверение, а также предоставить руководителю предприятия копию удостоверения на проведение проверки.
И здесь бонус для бизнеса: без такого удостоверения на проведение проверки и служебного удостоверения инспектор не имеет права осуществлять проверку! Поэтому можете смело не допускать инспектора к проверке.
Важно: проверки осуществляются в рабочее время предприятия, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка, и в присутствии руководителя или лица, уполномоченного руководителем.
Если же инспектор все же пришел с проверкой в нерабочее время, вы имеете право не допускать его к проверке.
Плановые проверки
Плановые проверки в 2021 году осуществляются инспекторами экоинспекции согласно Плану осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) Государственной экологической инспекции Украины на 2021 год (приказ главы Госэкоинспекции №454 от 27.11.2020 года). О наличии или отсутствии вашего предприятия в указанном перечне можно узнать здесь.
Обращаем ваше внимание на то, что плановая проверка проводится исключительно в пределах перечня вопросов, указанных в направлении на проверку. Поэтому инспектор не имеет права выходить за рамки вопросов, уже указанных в направлении на проверку.
Госэкоинспекция обязана письменно сообщить субъекту хозяйствования о проведении плановой проверки не позднее, чем за 10 дней до дня осуществления такого мероприятия.
Помните: субъект хозяйствования имеет право не допускать госинспектора к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения сообщения об осуществлении плановой проверки и невнесении последней записи в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования).
Срок осуществления плановой проверки: не более десяти рабочих дней, а в отношении субъектов микро- и малого предпринимательства — пяти рабочих дней.
Хорошая новость: продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.
Внеплановые проверки
Полный перечень оснований для внеплановой проверки предусмотрен статьей 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Рассмотрим подробнее такое основание, как обращение физического лица с заявлением о нарушении, нанесшем вред его правам и законным интересам.
На таком основании внеплановую проверку осуществляют инспекторы областного управления экоинспекции при наличии письменного согласования Госэкоинспекции Украины.
Перед началом осуществления такой проверки госинспектор обязан предоставить руководителю предприятия копию согласования Госэкоинспекции Украины на проведение такой проверки.
В случае непредъявления такого документа можете смело не допускать должностных лиц экоинспекции к внеплановой проверке.
Необходимо помнить, что во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые четко указаны в направлении на проведение проверки.
Срок осуществления внеплановой проверки: не более десяти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней.
Какие вопросы могут «заинтересовать» госинспектора:
- наличие обязательной разрешительной документации, предусмотренной законодательством об охране окружающей среды (спецразрешения, лицензии);
- соблюдение допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- соблюдение нормативов сброса сточных вод в водные объекты;
- несанкционированное размещение и засорение земельных участков промышленными отходами;
- передача на утилизацию отходов 1–4 классов опасности организациям, не имеющим соответствующей лицензии;
- соблюдение порядка хранения отходов до момента передачи организациям, имеющим лицензию на их утилизацию.
Недопуск госинспектора к проведению проверки
Предприятие может не допустить инспектора к проверке, если:
- должностное лицо экоинспекции не предоставило копии документов, которые являются обязательными для проведения проверки, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям закона: удостоверение на проверку; служебное удостоверение инспектора;
- предприятие не получило сообщения о проведении проверки в порядке, предусмотренном Законом;
- инспектор не внес запись об осуществлении проверки в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования);
- экоинспекция осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту, который был основанием для такой проверки;
- инспектор намерен осуществить проверку в нерабочее время предприятия, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка;
- при проведении внеплановой проверки (по заявлению физического лица о причинении ему вреда) инспектор не предоставил копию согласования Госэкоинспекции Украины.
Результаты проверки
По результатам проверки инспектор составляет два экземпляра акта проверки, один из которых предоставляется руководителю предприятия.
Если предприятие не соглашается с нарушениями, изложенными в акте проверки, оно имеет право предоставить свои письменные замечания, которые будут неотъемлемой частью такого акта.
Совет: обязательно давать такие замечания, поскольку их непредоставление может трактоваться как согласие с нарушениями, изложенными в акте проверки.
Что получаем «на выходе» из проверки?
По результатам проверки Госэкоинспекция имеет право:
- составить протокол о привлечении руководства предприятия к административной ответственности;
- обратиться в суд с иском об ограничении или остановке деятельности субъекта хозяйствования;
- обратиться с представлением об остановке действия специальных разрешений на пользование недрами в случае нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды во время пользования недрами;
- предъявить претензию о возмещении вреда, причиненного государству вследствие нарушения экологического законодательства, а в случае невозмещения в добровольном порядке указанного вреда обратиться в суд с соответствующим иском.
Ложка меда: КУоАП не предусматривает больших размеров штрафов в сфере охраны окружающей природной среды.
Ложка дегтя: размер убытков, которые Госэкоинспекция имеет право начислить по результатам проверки, может достигать миллионов гривен, что станет финансовым бременем для бизнеса.
Подытоживая: чтобы минимизировать риски для вашего предприятия в виде миллионных штрафов и остановку или ограничение хозяйственной деятельности, важно «быть вооруженным» еще до боя.