В нашей стране уже стало доброй традицией по весне возвращаться к теме госрегулирования азартного бизнеса. Толпы лоббистов пытаются завернуть в красочную обертку и преподнести обществу уже многие десятилетия витающие в стране идеи правовых конструкций организации азартного рынка. Вновь мы видим обилие законодательных инициатив, искусственно созданных информационных поводов, новоявленных «специалистов», доказывающих, что именно их (читай - их заказчиков) идея является единственным шансом наведения порядка на сверхдоходном и практически полностью нелегальном рынке азартных игр в Украине.
Все, как всегда. Фишкой нового сезона можно считать только издание законодательных инициатив под именем одного из авторов, которому, надо полагать, уже не стыдно издавать под своей фамилией чужой труд, исследования, проведенные известным игроком на международном рынке азартного бизнеса.
Но, как известно, если звезда загорается на небе, а тем более на небе азартном, то это кому-то нужно. Так, широко известная в Европе и несколько раз поднимаемая в прессе автором идея проведения азартных игр государством была в полной мере обезображена законопроектом №8401 «Об азартных играх». Основная идея документа состоит в создании так называемого Национального организатора азартных игр - предприятия со 100-процентной государственной собственностью, призванного выполнять посреднические функции между государством в лице Минфина и операторами азартных игр.
В большинстве европейских стран государство проводит азартные игры как самостоятельно, так и через уполномоченных агентов. Однако нигде модель организации рынка не предусматривает создания Национального организатора азартных игр, осуществляющего управление рынком одновременно с органом управления - Министерством финансов, дублирующего его функции. Фактически оператор азартной игры по предложенной схеме получает две лицензии: одна - Минфина и другая - договор с Национальным организатором, который непосредственно регулирует процесс проведения игры и условия ее проведения. Скажите, процедура двойного лицензирования повышает уровень контроля за рынком или делает процесс проведения игры более прозрачным? Возможно, позволяет более полно защитить интересы игроков? Абсолютно нет! Единственно объяснимой задачей, стоящей перед подобной моделью организации игорного рынка, является реализация в ее рамках коррупционной схемы, позволяющей просто и безболезненно получить абсолютную власть над игорным рынком и в короткий промежуток времени конвертировать ее в соответствующий доход, к которому государство будет иметь весьма опосредованное отношение.
Воистину гениальная в своей простоте идея, позволяющая установить многоуровневую систему поборов с организаторов азартных игр, которым, в случае принятия законопроекта, кроме непосредственно платы за получение лицензии, необходимо будет согласовывать все действия в рамках осуществления деятельности - начиная от правил игр и заканчивая игорным оборудованием. И отметьте, речь идет не о согласованиях с государственным органом вроде Минфина, а о получении дополнительных бесчисленных разрешений от государственного предприятия, даже легальной целью существования которого является получение прибыли.
Но оставим заботу об организаторах азартных игр, ведь кто-кто, а эти ребята смогут позаботиться о себе сами. Уменьшение рентабельности их бизнеса за счет разделения ее с отдельными ртами от государства - проблема, которая вряд ли будет иметь серьезные последствия для украинского общества.
Намного более серьезными являются последствия для государства. Принимая предложенную схему, оно не просто трудоустраивает нескольких дальновидных чиновников в наблюдательный совет Национального организатора (именно за наблюдательным советом законопроект закрепляет основные функции по управлению отраслью, освобождая при этом его членов от какой-либо ответственности), а открывает ящик Пандоры, фактически узаконивая произвол на игорном рынке.
Принимая законопроект, государство создает неконтролируемого им и, кстати, предрасположенного к приватизации монстра. Ему (или, точнее, тем, кто им управляет) вверяется огромный по своему потенциалу, финансовому ресурсу рынок, предоставляются неограниченные полномочия по его эксплуатации и управлению привлеченными к проведению игр частными структурами. При этом они не несут какой-либо ответственности не только за эффективность эксплуатации ресурса для государства, но и за принятие в рамках осуществления деятельности решений, последствия которых могут быть фатальными для рынка. Чиновники, щедро приготовившие себе мягкие кресла в наблюдательном совете Нацорганизатора, пользуясь предоставленными им полномочиями, могут фактически вершить судьбу рынка, заботясь об интересах государства в последнюю очередь.
А теперь зададимся вопросом: а что мешает все расширенные полномочия и функции Национального организатора азартных игр закрепить непосредственно за Минфином, оставив жесткие требования к операторам, к правилам проведения игр? Ну на самом деле - что? Ответ один - ничего! Разработанный документ, с некоторыми оговорками, действительно мог бы претендовать на образец здравой модели регулирования отрасли, если бы его суть не была нивелирована созданием Национального организатора. Или, возможно, в этом и есть его суть? И, кроме Нацорганизатора, авторов идеи, ее лоббистов и заказчиков больше ничего и не интересует? К сожалению, данное предположение очень похоже на правду.
Законопроект №8401 имеет весьма интересную судьбу. Его текст впервые появляется осенью 2010 г. как вариант организации рынка, предложенный Минфином. Учитывая фактическое отсутствие в данном органе лицензирования азартной деятельности необходимого профессионального потенциала для разработки подобного документа, внеминфиновские истоки последнего стали более чем очевидны.
Вместе с тем законопроект прошел успешное согласование не только в Минфине, но и среди заинтересованных государственных органов. Это, однако, не дало возможности его лоббистам протолкнуть такую очевидно коррупционную схему через Кабмин и внести в Верховную Раду законопроект от правительства, гарантировав тем самым положительный результат его рассмотрения. И вот сейчас законопроект в несколько смягченном для частных организаторов азартных игр виде появляется в парламенте как депутатская инициатива.
Цена вопроса - игорный рынок, оборот которого даже по очень скромным подсчетам исчисляется миллиардами. Украинское общество, естественно, далеко от иллюзий, что эта игра закончится победой его интересов - сегодня в ВР, похоже, подобные законопроекты отсутствуют. Однако добиться, чтобы обществу не был причинен очевидный вред, еще можно. Если сегодня же (позже уже незачем) будет открыта широкая дискуссия о будущем игорного рынка с привлечением общественных организаций, политиков, государственных деятелей, что не даст возможности так просто и «бесхитростно» реализовать коррупционные схемы, последствия которых сложно предугадать.
Свои предложения по тематике для рубрики «На злобу дня» читатели могут присылать
на редакционный e-mail - sledz@mirror.kiev.ua