UA / RU
Поддержать ZN.ua

Программа надежд для автопрома

Поднять украинскую автопромышленность предлагается с помощью Государственной программы развития отечественного автопрома.

Автор: Валентина Посудевская

Украина занимает одно из последних мест в мире по производству автомобилей на душу населения - на 1 тыс. жителей приходится 1,6 автомобиля, и это при том что отечественное производство работает только на 22% своей мощности. Вместе с тем собрать украинское конкурентоспособное авто сейчас практически нереально - нет ни условий, подкрепленных законодательством, особенно в части налогов, ни перспективных технологических разработок: имеющиеся модели давно отжили свое. Страна не привлекательна для инвесторов, а объемы производства и уровень качества комплектующих далеки от желаемых.

«Импортеры не верят в возможность создания украинского конкурентоспособного авто­мобиля, - говорит Олег НАЗАРЕНКО, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. - Слишком нестабильна у нас регуляторная политика, высокие налоги, незащищенность инвестиций, дефицит рынков сбыта. Инвесторы не хотят рисковать. А возможность строительства в Украине заводов мировых автоконцернов - сугубо гипотетическая, ведь они уже имеют представительства в странах центральной Европы, России, Турции».

Поднять украинскую автопромышленность предлагается с помощью Государственной программы развития отечественного автопрома, проект которой разработан госпредприятием «Укрпромвнешэкспертиза» и ассоциацией автомобилепроизводителей «Укравтопром» и представлен прошлой осенью на Киевской международной конференции по развитию автоиндустрии. В соответствии с документом, объемы продаж и экспорта автомобилей, собранных в Украине, до 2020 года должны вырасти на порядок (см. табл.). Выполнению программы будет способствовать создание привлекательной инвестиционной среды за счет отмены НДС и ввозной пошлины на импорт оборудования для автопрома; постепенное снижение налога на прибыль до 0% (сейчас - 23%); государственная финансовая поддержка в объеме 15 тыс. грн. за каждое созданное рабочее место; компенсация кредитной ставки в 10% на организацию производства. К тому же программой предусмотрена компенсация части стоимости нового авто отечественного производства при условии сдачи в утилизацию старого - 10 тыс. грн. за один утилизированный автомобиль, правда - с 2017 г.

Не забыли и об импорте. Предусмотрено повысить пошлину на импорт легковых авто до 30%. Напомним: поднять пошлину до 33,4 и 47% - в зависимости от объема двигателей - до недавнего времени предлагал «Укравтопром», ссылаясь на результаты специального расследования относительно импорта легковых авто, начатого в июне 2011 г. (должно официально завершиться в апреле 2012-го). Рассле­дование подтвердило уменьшение спроса на внутреннем рынке и стремительный рост импорта: за 2008-2011 гг. его доля с 44% увеличилась почти до 75%. Когда же в 2005-2008 гг. ввозная пошлина составляла 25% стоимости авто, специалисты констатировали увеличение внут­реннего производства легковых авто в два раза, но в 2008-м Украина вступила в ВТО, и пошлину снизили до 10%. Но для восстановления внутреннего производства, по мнению специалистов, десять процентов - мало…

Впрочем, предлагаемые 33,4 и 47% пока не рассматриваются как потенциально возможные. Ведь ни украинский покупатель, ни импортеры и дилеры не готовы к резкому росту цен. Кроме того, в рамках переговоров о Зоне свободной торговли с ЕС было предложено постепенно отменить пошлину на новые импортированные авто, задействовав формулу «10+3+2», которая предусматривает ежегодное уменьшение пошлины в течение десяти лет на 1%. При этом Украина, в случае необходимости, имеет право с разрешения стран-экспортеров в течение 13 лет восстановить прежнюю пошлину. В течение еще двух лет вернуться к 10-процентной пошлине можно будет по упрощенной процедуре, доказав убытки от импорта. Кроме этого, если объемы ввезенных авто превысят 45 тыс. единиц (именно такое количество автомобилей импортированы из Европы за 2005-2007 гг.) и их доля на рынке превысит долю рынка отечественных автомобилей, пошлина также будет восстановлена.

Сейчас же сторонами согласован только протокол, который вступит в силу после подписания соглашения о создании ЗСТ президентом Украины и главой Еврокомиссии. Это событие могло состояться 19 декабря 2011 г. на саммите в Киеве, но документ европейская сторона, принимая во внимание судебно-политическую ситуацию в Украине, не подписала. Но переговоры продолжаются, их официальным завершением станет подписание или неподписание соглашения 27 европейскими странами и украинским парламентом. Поэтому дальнейший сценарий развития ситуации с автомобилями можно назвать одним словом - неопределенность.

Поверить в реализацию прог­нозируемых показателей роста объемов украинского автопрома с претензией на прорыв в отрасли сложно. Но, возможно, завышенная целевая планка даст определенные результаты. При этом было бы неплохо, чтобы предложенные в программе новации не стали выборочными, работая исключительно в чью-то пользу.