На одной из многочисленных презентаций Всемирного мебельного конгресса, состоявшейся в мае прошлого года в испанской Пальма де Майорке, отыскал любопытную картинку — мощный и голодный «китайский волк» пытается расправиться с «канадским мебельным кроликом». По-моему, актуальная тема для обсуждения на мировом конгрессе, учитывая динамику увеличения экспорта мебельных изделий из Китая. Является ли эта тема такой же актуальной и для мебельной промышленности Украины? Очевидно, что в современном мире глобальной экономики нужно учитывать все мировые тенденции, тем более определяющие вектор развития целого сектора мировой промышленности и приводящие к перераспределению рынков сбыта. Сформулируем вопрос иначе — стоит ли вышеупомянутая проблема под номером один на повестке дня развития мебельной промышленности Украины?
Думаю, что нет. Это отнюдь не значит, что на проблему восточной экспансии мебели в нашем государстве не нужно обращать внимания. Полагаю, сегодня ее полезно временно отложить. Поскольку, к сожалению, Украина не может считаться, по крайней мере, в первой декаде этого тысячелетия, серьезным игроком на мебельном мировом рынке — объем изготовления украинской мебели составляет около 0,2% мирового годового выпуска (400 млн. евро в Украине и 220 млрд. евро в мире). Иными словами, мебельную промышленность Украины можно считать «карликом» в мировой табели о рангах.
Карлик, но симпатичный
Для смягчения оценки можно сказать, что этот «карлик» симпатичен (украинскую мебель, если хорошо поискать, то можно обнаружить в европейских квартирах и офисах) и обладает весомым потенциалом (25—30% ежегодного прироста), но от этого сущность приведенной выше оценки не изменится. Безотлагательное решение проблемы «волка и кролика» в украинских реалиях может привести к негативному результату. Что я имею в виду?
В голову приходит аналогия — детский мозг, еще не обладая системными признаками мышления, справедливо задает вопрос о лишней потребности ежедневных гигиенических утренних процедур и часто не находит ответ даже при условии «взрослого» разъяснения. Поэтому боюсь, что когда отечественная мебельная промышленность начнет решать проблему «китайского волка», то возникает вероятность получения «детского решения» — все усилия тщетны, поскольку рано или поздно нас проглотят.
Чтобы оценить состояние и перспективы производства мебели в нашем государстве, попытаемся проанализировать некоторые статистические данные в разрезе мировой экономики.
Лидером в мировом производстве мебели являются США, ежегодно изготавливающие мебели на сумму 45,4 млрд. евро, что составляет 20,5% от общемирового выпуска мебельной продукции. Лидерами европейского мебельного производства считаются Италия (20,4 млрд. евро, или 9,2% от общемирового выпуска) и Германия (20,1 млрд. евро, или 9,1%). Четвертую и пятую ступеньки мебельного хит-парада делят Китай (19,4 млрд. евро) и Япония (16,2 млрд. евро).
Главенствующие места во второй пятерке рейтинга занимают европейские страны: Великобритания (11,7 млрд. евро), Франция (9,1 млрд. евро), Испания (8,6 млрд. евро), Польша (4,5 млрд. евро).
Показатели экспорта и импорта дополняют общую картину, характеризующую мировое производство мебели. Лидерами экспорта мебели являются Китай, Италия, Германия, Польша, а крупнейшими импортерами мебельной продукции — Германия, Великобритания, Франция, Япония.
По семь евро мебели на украинца
Весьма интересна характеристика производства мебели, т. е. удельный показатель производства мебельной продукции из расчета на одного человека. В Украине производство мебели из расчета на человека составляет около семи евро, в России — 11, Италии — 356...
Выводы таковы:
— Украина — отнюдь не серьезный игрок на мировом рынке производства мебели;
— для улучшения ситуации нужно осуществить ряд кардинальных мероприятий;
— для стратегического развития экономики страны мебельную промышленность нельзя считать «локомотивом», который вытянет за уши экономику на более высокую ступень;
— в ряде постсоциалистических стран (Польша, Чехия, Словения, Литва, Эстония, Латвия) мебельная промышленность выражается тремя—пятью процентами от ВВП на человека (в Украине этот показатель составляет около 0,5%);
— с точки зрения острой конкуренции в условиях глобализации и проблем социального характера ни одна экономика не должна пренебрегать отраслью, которая может давать 5% ВВП.
С целью разработки предложений по стратегическому плану развития мебельной промышленности Украины была построена математическая модель. В качестве входящих факторов взято производство круглого леса на человека в определенной стране, производство пиломатериалов на человека, производство плитночных древесных материалов на человека, ВВП на человека. Все входящие факторы выражены в денежном эквиваленте. Объектом исследования выбрана мебельная промышленность страны. В качестве исходного критерия, характеризующего мебельную промышленность страны, выбрано количество произведенной мебели, выраженное в денежном эквиваленте, на человека в стране за год.
В результате моделирования выяснилось, что существует ряд стран, для которых реальные данные по производству мебели на душу населения превышают данные, полученные в результате моделирования.
Если Данию и Словению считать нехарактерными примерами, то такое положение для Италии объясняется особыми условиями в мебельной отрасли: значительная конкуренция, глубокие исторические традиции дизайна, довольно большое количество высококвалифицированных кадров.
Существует вторая группа стран, для которых реальные данные и данные согласно результатам моделирования примерно одинаковы по величине. К этой группе можно отнести Германию, Польшу, Нидерланды, Швецию, Эстонию.
Для третьей группы стран, в которую входят Украина, Россия, Ирландия, реальные показатели производства мебели на человека в год заметно меньше по величине показателей, полученных в результате моделирования. Таким образом, страны первой группы отличаются опережающими темпами изготовления мебельных изделий, причем, учитывая существующие предпосылки для стабильного развития мебельного производства, можно заметить, что именно на этом поприще страны первой группы прыгнули выше головы. Страны второй группы развивают мебельное производство, используя свой потенциал на 100%, не более и не менее. Для стран третьей группы справедливым представляется вывод о том, что производство мебели имеет значительные резервы для наращивания. Так, для Украины этот потенциал будет определяться десятикратным резервом (реально 7 евро против 70 евро на душу населения, рассчитанных согласно данным математической зависимости).
Во время моделирования также получено выражение для определения производства мебели на душу населения в зависимости от перечисленных факторов только для семи стран с количеством населения от 38 до 63 миллионов человек. Данные табулирования полученной функции представлены на рисунке, согласно которому можно также идентифицировать три группы: к первой отнести Италию, ко второй — Великобританию, Испанию, Польшу и Тайвань, а к третьей — Францию и Украину. То, что Украина и Франция попали в одну группу, не дает оснований для положительных выводов, поскольку Франции до номинала необходимо наращивание в 75% согласно этой модели, а Украина требует аналогичного прироста в 650%.
Производство мебели не чувствительно к объемам лесозаготовок
Анализ полученных данных позволяет сделать ряд выводов:
— Динамика наращивания объемов изготовления мебели в конкретной стране не зависит от количества заготовленного круглого леса и количества пиломатериалов. Этот вывод представляется логичным, поскольку из массивной древесины изготовляется только незначительная часть мебельных изделий, и существует много стран, которые не заготавливают у себя много древесины, но считаются лидерами мебельного производства. Наиболее характерный пример — Китай, импортирующий львиную долю круглого леса (кстати, кругосветное путешествие массивной древесины из США в Китай не мешает конкурировать мебели китайского и американского производства, причем не в пользу последней).
— Производство мебели в стране может увеличиваться при условии роста производства собственных плиточных материалов, к которым относят древесностружечную плиту, фанеру и древесноволокнистую плиту средней плотности. Именно эти материалы можно считать основными конструкционными материалами подавляющей части мебельных изделий, начиная с офисной мебели и заканчивая мебелью для дома.
— Самым весомым фактором, определяющим количество мебели, изготовляемой в стране, является ВВП на душу населения. Логическая цепь, объясняющая последнее обстоятельство, имеет следующий вид — чем больше ВВП на душу, тем богаче страна, а чем богаче страна — тем больше в ней обеспеченных граждан, для которых нужно изготовлять мебельные изделия. И наоборот — в бедной стране очень трудно наращивать объемы изготовления мебели. В этом смысле можно задать два вопроса:
— если производство мебели прежде всего определяется величиной ВВП, то стоит ли принимать ряд радикальных мер с целью разрыва замкнутого заколдованного круга?
— какими же должны быть эти меры, которые позволят существенно увеличить количество изготовленной в стране мебели, не ожидая роста ВВП страны в ближайшие два-три десятилетия?
Очевидно, причины, побуждающие к разработке мероприятий, которые разорвут круг зависимостей, существуют, причем три из них характерны для любой страны. Во-первых, стабильный спрос на мебельные изделия. В XVII веке во время эпидемии чумы одна из мебельных мастерских Лондона прекратила работу не потому, что не было заказов, а потому, что не было кому работать. Понятно, что в нынешних условиях продвижение продукции на рынок существенно осложнено, но, по крайней мере, в росте до точки насыщения (таким промежуточным этапом насыщения можно считать цифру примерно в 115 евро на человека в год — современное состояние развития мебельной промышленности Польши) весомых проблем быть не должно.
Во-вторых, в подавляющем большинстве, мебельная промышленность использует восстанавливаемый ресурс — древесину. И тут существуют проблемы, связанные с лесистостью, но если сравнивать древесину с такими исчерпывающимися запасами, как железная руда, нефть и газ, то мебельная промышленность обладает существенными, причем стратегическими, преимуществами.
В-третьих, несмотря на стремительное внедрение в мебельную отрасль новейших технологий, предусматривающих использование современного оборудования с числовым программным управлением, нужный объем инвестиций не сравним с другими отраслями (стоимость оборудования для мини-фабрики по изготовлению корпусных мебельных изделий из древесностружечной плиты, облицованной синтетическим шпоном, составляет 150 тыс. грн.).
Только нарастив «мебельные мышцы», мышке удастся убежать от тигра
Кстати, в мировой промышленности существует много примеров использования упомянутых предпосылок для успешного развития мебельной отрасли. Первый из них — Вьетнам — страна, которая в течение четырех десятилетий прошлого века вела кровопролитные боевые действия. Сейчас же экспорт мебели из Вьетнама превышает 1 млрд. долл. Второй, не менее яркий пример, — Казахстан, где принята Программа инновационно-интегрированного развития лесопромышленного комплекса на 2004—2010 годы, предусматривающая увеличение до 5% доли лесопромышленного комплекса в общем валовом продукте страны. Задача трудная, однако логика понятна: в мировой экономической системе существует целый ряд стран, не отличающихся значительной лесистостью, но имеющих существенные успехи в производстве мебели. Тогда чем мы хуже (лесистость Казахстана не превышает 4%)?
К предпосылкам, характерным только для Украины, нужно отнести глубинные исторические традиции мебельного дела. В 1877 году только на территории Галичины действовало 556 лесопильных заводов. В 1905 году в лесопильном, столярно-мебельном и бумажном производствах трудилось более 65 тыс. рабочих. Общая мощность силовых машин в деревообрабатывающей промышленности составляла 12 тыс. лошадиных сил. Среди отраслей промышленности лесной комплекс занимал одно из ведущих мест. Среднее количество работающих на одном предприятии составляло 55 человек. Сегодня же на одном мебельном предприятии Украины работает 25 человек.
Существенным сегодняшним плюсом для развития мебельной отрасли является сравнение объемов производства на одного работающего в год. Среднеучетное количество штатных работников в Украине в 2005 году составляло 11 млн. 388 тыс. человек, изготовивших и реализовавших продукции на сумму 348 тыс. 840 грн., что составило около 5 евро на душу. При этом каждый из 45 тыс. 111 человек, занятых в мебельном производстве, изготовил и реализовал продукции на сумму около 9 евро.
Таким образом, мебельную промышленность можно считать одним из перспективных секторов развития экономики Украины, нуждающемся в поддержке государства.
Среди основных задач, которые бы стимулировали развитие мебельного производства, определены следующие:
1. Признать мебельную промышленность в рамках Украины если не приоритетной, то, по крайней мере, перспективной.
2. Забыть о Китае и тщательно изучить опыт Польши, Эстонии, Латвии, Литвы.
3. Конкурировать с помощью дизайна, используя национальные традиции, усовершенствованного сервиса и обслуживания.
4. Инвестировать средства в перспективные отечественные научные исследования и отраслевое образование.
5. Развивать отечественное производство оборудования, фурнитуры и материалов.
6. Защитить производителя всеми возможными способами государственного регулирования.
Осуществление этих задач даст возможность не только нарастить «мебельные мышцы» (наличие сильных мышц, возможно, позволит мышке убежать от тигра), но и частично решить социально значимые проблемы государственного масштаба.