UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЕКТЫ-СПАСАТЕЛИ ХОДЯТ НА КОСТЫЛЯХ

Два года назад в Тернополе внедрялся довольно перспективный проект. Местная научно- производственная фирма «Интелтех» договорилась со словенским предприятием о закупке оборудования для выделки свиной кожи...

Автор: Роман Якель

Два года назад в Тернополе внедрялся довольно перспективный проект. Местная научно- производственная фирма «Интелтех» договорилась со словенским предприятием о закупке оборудования для выделки свиной кожи. Чтобы стартовать, то есть сделать первый взнос за него, закупить технологию, кожсырье, химикаты, нужно полмиллиона долларов. С внедрением уникального и важного для Украины проекта открываются возможности для изготовления изделий из кожи — обуви, одежды, галантереи. Глядишь и заработают по-настоящему несколько галантерейных фабрик в области, нынче не загруженные или выпускающие неконкурентоспособную продукцию.

С греческим институтом индустрии обуви «EL-KE-DE», являющимся разработчиком моделей обуви в странах ЕС и имеющим право сертифицировать продукцию кожевенно-перерабатывающей отрасли, тернопольцы должны были шить обувь. Но изготовлены только пробные образцы.

Инициатором этой комплексной программы стал югославский предприниматель Арпад Дудаш. В Пидгаецком районе он изучает проблему создания высокорентабельного овцеводства. Иностранец намерен разводить прибыльные породы овец у нас, рекультивировать пастбища, полностью перерабатывать кожу, мясо и молоко. Гористая территория северных районов Тернопольщины позволяет реализовать его замысел. В связи с этим тернопольское частное предприятие «СВС» начало проект выделки овечьих кож. По замыслу, украинцы могли бы каждый год одеваться в 8,5 тысячи дубленок.

К системной переработке и реализации животноводческой продукции в области следовало привлечь много фирм, многих людей — по принципу кластерной организации. Но ни одна из тернопольских фирм не имела достаточных оборотных средств. Взять долгосрочный кредит в банке стало розовой мечтой. По части денежного обеспечения всем инициативам выпала одинаковая судьба.

Готовый импортный ширпотреб из кожи есть! Ввоз из-за границы кожи большого рогатого скота для предоставления ей, как говорится, товарного вида экономически невыгоден. Вследствие этого собственная легкая промышленность работает, как мокрое горит. Скажем, недоимка предприятий легкой промышленности в бюджеты на территории области на 1 сентября составляла 4 млн. 404 тысячи гривен. В этой отрасли задолженность по выплате заработной платы превышает полтора миллиона гривен и имеет тенденцию к росту. Легкая промышленность — один из самых больших в области должников перед бюджетом и собственными работниками.

...Программу окончательной выделки кожи фирма «Интелтех» в прошлом году представила на рассмотрение Государственному инновационному фонду. Проведены тендерные торги. Принято решение о финансировании. Инновационный кредит таки более выгоден, нежели банковский, поскольку не нужно платить проценты. Он еще и долгосрочный: предоставляется сроком до трех лет, с правом пролонгации еще на два. Предпринимателю, желающему серьезно заниматься производством, идут навстречу. Так почему бы не взять доступные деньги?

Ответ на этот вопрос дает история их выбивания. Облгосадминистрация, народные депутаты от Тернопольщины неоднократно обращались к Президенту и премьер-министру с просьбой профинансировать проект из Госиннофонда. В середине прошлого года экс-премьер Валерий Пустовойтенко поручил министру финансов Игорю Митюкову и председателю казначейства обеспечить «выполнение финансирования». Деньги вот-вот должны были поступить. Премьер-министр Виктор Ющенко, посетив в мае этого года Тернопольскую область, в свою очередь немедленно поручил министрам «принять меры относительно финансирования». Местные чиновники обрадовались: наконец-то появились признаки большего внимания к области, возможно, немного поднимется аграрный край. Да они, видать, забыли, что на-гора выдаются сотни неотложных поручений.

В прошлом году предприятия области внесли в иннофонд 8 млн. гривен. Конечно, это незначительная сумма в сравнении с вливаниями от промышленно развитых регионов. Получила область через перераспределение только 12 процентов внесенных средств, вследствие чего удалось профинансировать лишь два более мелких, но не менее важных проекта — производства бытовых радиостанций на заводе «Орион» и трансплантации кожи в медицинской академии. По инвестициям в инновационные программы Тернопольщина оказалась на предпоследнем месте в Украине. Ее соседки — Ривненская, Ивано-Франковская, Черновицкая области — финансируются в три раза лучше. А с января 2000 года Госиннофонд перестал существовать вообще. Его правопреемник — Государственная инновационная компания — родилась только в августе. Пока что — без денег. Нечего отдавать. Будто бы никто никому не должен!

В проекте нового Налогового кодекса инновационные взносы предприятий не предусмотрены. Средства на новые проекты будут выделяться непосредственно из госбюджета. И кредиты уже будут беспроцентными и с определенным процентом и будут предоставляться выборочно. Сколько же тогда смогут отрезать такой области, как Тернопольщина, от общего пирога?

Большое банковское кредитование для таких программ пока недоступно. Банки вкладывают деньги в краткосрочные операции. А здесь однозначно нужен долгосрочный заем. Кредиторы заключают соглашения, в которых предусмотрена возможность изменять процентные ставки. Поэтому проект может неожиданно задохнуться. И, кроме всего прочего, нужно иметь достаточный залог. А залоговое имущество банки оценивают в 1,5—2 раза дешевле.

Поиск собственных резервов для области не больно привычен. Практически не действует программа долгосрочного микрокредитования. Не последней иллюзией была бы беспроцентная ссуда на такие цели из областного бюджета. В прошлом году, например, 2 миллиона гривен выделили комбайновому заводу для производства свеклоуборочных машин. Возникает определенное сомнение, проголосовали бы областные депутаты за предоставление государственных денег фирме-негиганту. Да и кто хотя бы предложил такой выход?

Но ведь внедрение этого проекта позволило бы уже на первом этапе дать работу 350 гражданам и исправлять имидж области и государства как сырьевого придатка. В Украине до сих пор нет финишной выделки кожи. Полуфабрикат вывозится за границу и возвращается в виде готового изделия. Нам остается химически вредное производство...

Из-за катастрофической нехватки средств повисли в воздухе и другие перспективные проекты- «миллионщики»: переработка вторичного сырья способом пиролиза для получения энергоносителей, утилизация мусора, выпуск спутниковых антенн производственного назначения на заводе «Сатурн» и некоторые другие. Не используются значительные запасы известняка, гипса для производства импортозаменяющих строительных материалов, полумертвым капиталом лежит плодоягодное и овощное сырье, не полностью реализованы возможности для переработки мяса. Благоприятные ландшафтные условия и значительное количество историко-архитектурных памятников остаются немым укором похороненному туризму. Тысячи людей, которые могли быть привлечены к работе, ищут иные способы зарабатывать на жизнь. Неужели таким аграрным регионам, как Тернопольщина, не суждено выкарабкаться из ямы, неужели им на роду написано все больше и больше отставать от индустриально развитых?