UA / RU
Поддержать ZN.ua

Продам мусор. Кто купит?

Через две недели исполняется год со дня трагедии в Грибовичах, вследствие которой погибли четверо спасателей. Но об этом уже написано много. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не пришлось накапливать такие огромные мусорные свалки и отравлять окружающую среду.

Автор: Василий Худицкий

Через две недели исполняется год со дня трагедии в Грибовичах, вследствие которой погибли четверо спасателей. Но об этом уже написано много. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не пришлось накапливать такие огромные мусорные свалки и отравлять окружающую среду. К счастью, изобретать велосипед не надо, - во всех развитых странах мира на полигон попадает максимум 10–20% всего мусора. Остальное перерабатывается в полезную продукцию. Зато в Украине, по разным данным, на захоронение идет свыше 80–90%.

Председатель ассоциации ОСМД "Оберег" Стефания Климко - необычайно активная женщина. За девять лет существования ассоциации ОСМД здесь произошло много изменений. В бывших военных домах, которые ничем не отличались от остальных новостроек, сегодня утеплены фасады, установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП), заменены сети и т.п. А главное - здесь реально экономят на всем. Все эти работы преимущественно выполнены за счет помощи со стороны городской и областной администраций и за кредитные средства, которые ОСМД брали в банках. "С цифрами в руках я ходила по квартирам жителей и убеждала что-то менять в домах, и люди меня поддерживали", - рассказывает С.Климко.

Однако даже эта энергичная женщина не сумела изменить привычного порядка вещей, касающегося обращения с бытовыми отходами. Мусор здесь, как и почти во всем Львове, жители вынуждены выбрасывать в общие контейнеры. И стекло, и пластик, и отходы питания. Сухое и мокрое, ценное и не очень. И ничего с этим не поделаешь. "Фирмы, которые вывозят мусор, не спешат ставить отдельные контейнеры для его разделения, - продолжает Стефания Климко. - Сколько ни прошу поставить отдельные контейнеры для стекла, пластика, меня никто не слышит".

По ее словам, отказ руководители объясняют тем, что отдельные жители не придерживаются правил раздельного сбора мусора, а бросают в контейнеры все подряд. Частично это так, но, по ее мнению, людей нужно учить и проводить воспитательную работу.

Кроме того, ни жители, ни руководитель ОСМД С.Климко не могут узнать, сколько точно мусора вывозят с их площадки. "Много лет добиваюсь, чтобы машины, которые вывозят мусор, были оборудованы специальными весами, но в мэрии на меня смотрят как на пришельца с другой планеты", - говорит она.

Перерабатывать выгодно, собирать - нет

На самом деле у фирм, занимающихся вывозом мусора, есть довольно весомая причина не "играть" в раздельный его сбор. Ведь за контейнеры со стеклом, бумагой или пластиком фирмы от жителей не получают ничего. В тариф они не входят. Фирма-перевозчик самая реализует это вторсырье коммерческим предприятиям, которые в дальнейшем его перерабатывают. Другое дело - когда все эти материалы попадают в контейнер с общим мусором, а потом будут отсортированы. Поэтому фирма-перевозчик получит двойную выгоду. Сначала за несортированный мусор ей платят жители, а дальше, уже за сортированное вторсырье - коммерческие структуры. Но выгода сомнительная, поскольку сортировать мусор - дорогое удовлетворение. И лучше, если бы это делали сами жители. Конечно, им тоже нужны стимулы.

По мнению Стефании Климко, если бы жители могли сдавать вторсырье за деньги, они бы относились к этому делу намного серьезнее. Однако в Украине, в отличие от других стран, нет рынка сбыта вторсырья, поэтому оно попадает в общий мусор. И здесь все связано - упадок в государстве, отсутствие заказов у перерабатывающих предприятий, недостаток культуры обращения с отходами со стороны отдельных жителей и т.п.

"Когда я была в Кракове на семинаре, видела, что там ничего не тратится впустую. Все идет в работу. И было очень обидно за наше государство. Весной у наших домов насобиралась целая гора древесины - старых окон, дверей, шкафов, обрезанных ветвей с деревьев и т.п. Я никуда не могла все это деть. Когда наняла машину для мусора, мне поставили условие: ткань и древесину не грузить. Почему в районной администрации никто не задумывается над тем, что древесина, которую я не могла вывезти, может понадобиться какому-то перерабатывающему предприятию? Не исключено, что из нее можно было бы изготовить те же топливные брикеты".

"Вопреки всей сложности, сбор, сортировка и переработка многих видов вторсырья в Украине, и Львове в частности, организованы неплохо, - считает координатор тренингового центра энергосберегающих технологий Василий Прусак. - То, что сейчас в городе не функционируют контейнеры на пластик, стекло и бумагу, - очень незначительная часть того, что перестало работать. Зато практически в каждом районе города почти без выходных функционируют многочисленные приемные пункты. Во Львове есть несколько организаций, имеющих собственные производственные базы, автомобили, они регулярно приезжают под приемные пункты и забирают вторсырье. Кроме того, заготовкой сырья занимаются частные предприниматели".

Единственное, с чем действительно есть проблема, - с приемом пластиковых бутылок.

По его мнению, перевозчикам неинтересно, чтобы в городе были отдельные приемные пункты. Им выгодны собственные сортировочные линии. Именно поэтому некоторые города, подписавшие со Львовом соглашение о приеме львовского мусора, разворачивают машины, узнав, что в каком-то районе областного центра сортируют и отбирают вторсырье, а на захоронение вывозят только перебранный мусор.

Сейчас во Львове появилась еще одна организация - Центр обращения с промышленными отходами, которая совместно с фабрикой "Эльграф" начала заниматься переработкой отходов из бумаги и др. Несколько ОСМД уже подписали соглашения о продаже вторсырья. За него жителям обещают платить деньги. В течение ближайшего времени Центр планирует значительно расширить перечень сырья, которое планируют перерабатывать. В частности пластик и автомобильные шины.

Перерабатывать вторсырье в Украине становится выгодно. Например, тонна пэт- бутылки дает заработок 2 тыс. грн (2 грн за кило). Еще больше можно заработать, если предприниматель спрессует и привезет их на перерабатывающее предприятие, - 6 тыс. грн/тонна. Таким образом, заработок человека, имеющего технику для прессования бутылок, составит 4 тыс. грн. Дальше на фабрике бутылку моют и измельчают, стоимость тонны сырья возрастает до 18 тыс. грн. Конечный технологический этап - переплавка измельченных хлопьев под заготовку для выдувания пэт-бутылки, эдакие мини-колбочки. Стоимость тонны этих изделий - 24 тыс. грн. Сравните: было 2 тыс. грн - стало 24.

Почему же тогда в Украине пэт-бутылка превратилась в символ экологического загрязнения окружающей среды?

Ответ простой: люди не имеют возможности сортировать мусор. "Никто не совершенствует этот процесс, - говорит Василий Прусак. - В Польше коммунальные предприятия занимаются просвещением как жителей, так и перевозчиков. В результате, коммунальщикам не нужно дополнительно тратить средства на тщательную сортировку мусора. До сих пор во Львове на коммунальном предприятии "Збиранка" работали сотни людей, которые вручную отбирали из мусора наиболее ценное сырье. Это был неплохой бизнес. С закрытием мусорной свалки в Грибовичах часть этих людей переместились во Львов, где они выполняют эту работу непосредственно возле контейнеров с мусором. Но такая сортировка крайне избирательная и некачественная. Даже на глаз можно увидеть, что большинство ценного сырья остается в мусоре, а оно могло бы быть использовано другими предприятиями".

По словам генерального директора ГП "Аргентум" Василия Срибного, 50% бытового мусора составляют ресурсоценные материалы: бумага, пластик, стеклобой, древесина и т.п. Но, похоже, в городе не знают, что делать с отходами. Если город сам не знает, что делать с ними, он мог бы предложить эти проблемные вопросы студентам для курсовых и дипломных работ. Кроме того, в Украине уже накопился немалый собственный опыт использования вторсырья. Например, ООО "Интерпэт" каждый год перерабатывает сотни тонн пластика, из которого производит много ценной продукции. В частности системы утепления для труб, технологическую тару и т.п.

По подсчетам специалистов, ежегодно на Грибовичи вывозилось вторсырья на 700–800 млн грн. А это - огромный ресурс, который можно было бы использовать с пользой.

Комментарий

Ростислав Сорока, председатель Регионального совета предпринимателей Львовщины:

- Уже сейчас во Львове много вторсырья используют по назначению. Проблема в том, что в области до сих пор не налажено качественное обращение с бытовыми отходами. Сначала все отходы попадают в одни контейнеры, а потом их начинают сортировать и свозить на перерабатывающие предприятия. Это чрезвычайно дорого и неэффективно. По крайней мере, в цивилизованных странах мусор сортируют пользователи. Но чтобы это в Украине работало, населению нужна мотивация. Она бывает двух типов: принуждение и поощрение или кнут и пряник.

Для этого в городах и селах необходимо ввести систему раздельного сбора мусора. Кто поддерживает эту систему - платит низкий тариф за его вывоз, потому что самостоятельно выполняет работу по сортировке. Конечно, найдутся люди, которые не захотят этого делать. Поэтому они будут готовы платить больший тариф за вывоз несортированного мусора. Так работает система раздельного сбора мусора за рубежом. В Украине - все наоборот. У нас тариф один для всех, мотивации для раздельного мусора, как таковой, нет. Сортируем или не сортируем мусор - получаем один тариф.

К тому же в Украине мало что сделано для стимулирования деятельности перерабатывающих предприятий. За рубежом предприятия, перерабатывающие мусор, дотируются из бюджета. Ведь есть сырье (например полимеры, батарейки), невыгодное для переработки. В мире работают разные схемы финансирования переработки и утилизации бытовых отходов. Где-то за это платят производители готовой продукции, где-то - дотируют из бюджета, но всюду существует система поощрения.

Все точки над "і" мог бы расставить закон об обращении с бытовыми отходами. Однако в парламенте Украины уже полгода никак не могут определиться, какой из трех альтернативных законопроектов для Украины лучше.