В четвертом квартале 2020 года Совет бизнес-омбудсмена (СБО) получил 451 жалобу бизнеса на действия и бездействие государственных органов. Это на 9% больше, чем за аналогичный период 2019-го, и на 3% больше по сравнению с третьим кварталом 2020-го. Учреждение также закрыло больше дел — 293: плюс 18% по сравнению с четвертым кварталом 2019 года и плюс 7% по сравнению с третьим кварталом 2020-го. Таким образом, СБО удалось помочь предпринимателям вернуть и сэкономить 267 млн грн. Подавляющее большинство жалобщиков (98%), заполнивших форму обратной связи, остались довольны сотрудничеством с Советом бизнес-омбудсмена.
Жалобы бизнеса: тренды IV квартала 2020 года
Неизменно самым существенным предметом обращений бизнеса были налоговые вопросы: в отчетном квартале на них пришлось почти две трети (64%) всех жалоб. Среди них самой распространенной проблемой предпринимателей было блокирование налоговых накладных (177 жалоб), состоящее из трех типов проблем: классическая остановка регистрации накладных (100 жалоб), включение предпринимателей в перечень рискованных налогоплательщиков (29 жалоб) и невыполнение судебных решений о регистрации накладных (48 жалоб). И хотя количество жалоб по первым двум вопросам уменьшилось по сравнению с предыдущим кварталом, количество обращений бизнеса о невыполнении государственными органами решений судов, вступивших в законную силу, выросло на треть. Изучению разных аспектов этой проблемы и путей ее решения СБО посвятил специальный системный отчет, публикация которого запланирована на февраль 2021 года.
После значительного сокращения во втором и третьем кварталах 2020 года вследствие введения моратория на большинство налоговых проверок количество жалоб по этому предмету вновь пошло вверх. С начала августа Кабмин несколько расширил перечень разрешенных видов проверок: к документальным проверкам перед выплатой бюджетного возмещения НДС добавились проверки по подакцизным товарам. Это сказалось на количестве жалоб предпринимателей, — уже в четвертом квартале 2020 года СБО получил на четверть больше жалоб, чем в третьем квартале 2020-го. Больше о динамике жалоб относительно налоговых проверок, о специфике обращений, связанных с карантинными ограничениями, и прогнозах на будущее СБО рассказывает в специальном разделе отчета.
Действия правоохранительных органов стали одной из причин роста количества жалоб бизнеса в отчетном квартале. В частности, предприниматели больше жаловались на процессуальные злоупотребления Нацполиции и Службы безопасности Украины. Помня о небольших абсолютных цифрах, СБО констатирует: количество жалоб бизнеса на СБУ в четвертом квартале 2020 года была наибольшей за последние десять кварталов. Вместе с тем количество жалоб предпринимателей на действия органов прокуратуры уменьшилось.
Еще одним источником роста стали действия государственных регуляторов, — количество таких обращений выросло наполовину по сравнению с третьим кварталом 2020 года. В отчетном периоде СБО не получал жалоб непосредственно по карантинной тематике. Очевидно, не все ограничения нравятся предпринимателям, но они не считают действия государственных органов в связи с этими ограничениями незаконными.
Жалобы бизнеса: тренды 2020 года
Системные проблемы предпринимателей: как СБО их решает
Кроме рассмотрения индивидуальных жалоб предпринимателей, Совет бизнес-омбудсмена активно работает над введением системных рекомендаций, направленных на решение наиболее значимых проблем бизнеса и улучшение инвестиционного климата страны в ключевых сферах. По этому направлению СБО регулярно встречается с представителями государственных органов, которым дает системные рекомендации для обсуждения и внедрения предложений Совета. В четвертом квартале 2020 года СБО провел заседание рабочих групп и рабочие встречи с представителями комитетов Верховной Рады Украины, Государственной налоговой службы, Офиса генерального прокурора, Министерства финансов, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, Министерства юстиции, Министерства развития громад и территорий, а также Государственной регуляторной службы.
Системные победы квартала
Настойчивая работа приносит свои результаты. В четвертом квартале 2020 года государственные органы выполнили следующие рекомендации СБО:
• Кабинет министров, Министерство цифровой трансформации и Офис по продвижению экспорта наконец запустили Единый экспортный веб-портал для поддержки национальных экспортеров;
• Минфин возобновил регулярную работу Экспертного совета по вопросам подготовки обобщающих налоговых консультаций. Получение таких официальных интерпретаций налоговых правил очень важно для бизнеса;
• Минфин и ГНС организационно и технически обеспечили восстановление показателей системы электронного администрирования НДС у тех плательщиков, регистрация которых была аннулирована и в дальнейшем возобновлена;
• ГНС и Минфин предоставили возможность списать начисленную недоимку по единому взносу «спящим» ФЛП, прекратившим свою деятельность. Во время карантина таких кейсов возникало много.
Чего не хватает СБО для стабильной работы
Сейчас СБО функционирует на основе постановления Кабинета министров от 2014 года. Но его дальнейшая стабильная работа зависит от того, примет ли Верховная Рада закон об Учреждении бизнес-омбудсмена.
Законопроект «Об Учреждении бизнес-омбудсмена» зарегистрирован в ВРУ в июне 2020 года. Но поскольку этот документ нетипичный, у некоторых депутатов он вызывает вопросы и сомнения в необходимости его принятия. Что ж, развенчаем мифы.
Некоторые депутаты утверждают, что Совет бизнес-омбудсмена защищает крупный иностранный бизнес. Это не так, свыше 75% жалобщиков СБО — это украинский МСБ, в частности ФЛП, нуждающиеся сейчас в особой защите.
Кто-то говорит, что принятие закона приведет к дополнительной нагрузке на бюджет. В действительности закон четко предусматривает только добровольные взносы из законных источников, а до сих пор 100% финансирования поступает с мультидонорского счета ЕБРР для стабилизации и устойчивого развития Украины.
Часть депутатов считают, что доступ к служебной информации является излишней привилегией для СБО. Но если у него не будет доступа к служебной информации, это будет означать, что мы опосредованно будем содействовать защите непрофессиональных или недобросовестных чиновников-взяточников. Если мы хотим помогать бизнесу бороться с такими госслужащими, то нужен доступ к служебной информации для проверки добросовестности их решений.
Еще одно мнение, услышанное нами: СБО — это неправительственная организация, которой поручат выполнять государственные функции. Это неправда, Совет бизнес-омбудсмена не является государственным органом, он не издает приказы. СБО — это «мягкая власть», действующая только с помощью рекомендаций. Государственные органы имеют полную свободу действий по выполнению рекомендаций бизнес-омбудсмена и обязаны всего лишь объяснять причины в случае их невыполнения.
Неожиданным для нас стало утверждение, что Конституция Украины не предусматривает существования СБО. Авторитетный Институт государства и права имени В.Корецкого НАН Украины подтвердил конституционность всех ключевых элементов законопроекта. Наоборот, омбудсмены помогают соблюдать конституционные принципы, такие, например, как свобода предпринимательской деятельности, защита частной собственности, верховенство права.
Интересно, что в 2019 году Совет Европы принял «Венецианские принципы» по продвижению и защите институтов омбудсмена, в которых подчеркивается независимость таких институтов, обязанность госслужащих полностью сотрудничать с омбудсменами, предоставлять им доступ к информации, а также даются другие рекомендации, прямо отвечающие положениям нашего законопроекта.
В завершение хочу подчеркнуть, что принятие законопроекта об Учреждении бизнес-омбудсмена будет свидетельствовать о выполнении рекомендаций Совета Европы и докажет, что Украина использует все возможные инструменты для улучшения делового климата и защиты прав бизнеса.