UA / RU
Поддержать ZN.ua

Придет ли конец янтарным войнам?

Для решения этой задачи нужен комплексный подход. Проблему необходимо урегулировать не путем принятия узкоспециализированного закона об особенностях добычи и реализации янтаря, а путем разработки новых законодательных актов, позволяющих создать упрощенную процедуру для организации деятельности старательских артелей в целом.

Автор: Владимир Соколовский

23.04.2015 г. Верховная Рада приняла за основу законопроект №1351/1 "О добыче и реализации янтаря", призванный решить многолетнюю проблему незаконной добычи янтаря в украинском Полесье и легализовать добычу "черными" старателями. За данный законопроект в первом чтении проголосовали 234 народных депутата. Это не первая попытка на законодательном уровне покончить с нелегальной добычей янтаря.

Актуальность подобного документа очевидна. Ведь на сегодня в отрасли создалась абсурдная ситуация. Судите сами. Наша страна занимает второе место в мире по запасам янтаря. При этом официально Украина ежегодно добывает его около 4 тонн, что составляет почти 5% от реальной добычи янтаря в Украине. В результате стране ежегодно наносится ущерб на десятки миллионов долларов. Нельзя забывать и о том, что неизбежным и крайне опасным следствием действий "черных" старателей является стремительное уничтожение лесов, для восстановления которых понадобятся десятилетия. В погоне за быстрой наживой жители региона не задумываются о том, что подвергаются риску возникновения экологической катастрофы национального масштаба. Поэтому только незамедлительное решение этой проблемы на государственном уровне позволит избежать необратимых последствий.

Казалось бы, принятие предложенного законопроекта должно, наконец, решить болезненную проблему северо-западного региона Украины путем узаконивания старательской деятельности через создание старательских артелей и позволить им добывать янтарь под защитой государства.

Однако при анализе законопроекта возникают большие сомнения в том, будет ли предложенная система работать на благо государства и его граждан.

Во-первых, для контроля над всей старательской добычей янтаря авторы законопроекта предлагают создать коммунальные предприятия областного значения. Учитывая то, что основные запасы янтаря Украины сосредоточены, прежде всего, в Ровненской, Житомирской и Волынской областях, государством будут созданы два-три коммунальных предприятия, которые в ближайшие 10 лет станут монополистами на рынке добычи янтаря Украины (ведь согласно заключительным положениям законопроекта всем остальным предприятиям не будут выдаваться специальные разрешения на пользование недрами). Почему возникла острая необходимость монополизировать отрасль добычи янтаря в Украине, авторы не уточнили.

При этом, как специалист в сфере разведки и добычи полезных ископаемых, могу с уверенностью сказать, что от момента регистрации предприятия до начала добычи полезных ископаемых (и янтарь не является исключением) пройдет минимум четыре-пять лет при бесперебойном финансировании в размере десятков миллионов гривен. За это время коммунальное предприятие должно получить специальное разрешение на геологическое изучение недр, подготовить и утвердить проектно-сметную документацию, провести геологоразведочные работы, апробировать/утвердить запасы, и только после этого сможет получить право на добычу янтаря (после получения нового специального разрешения на его добычу). Кроме того, для добычных работ необходимо получить в аренду земельный участок, на котором будут проводиться указанные работы.

Возникает вопрос: сможет ли бюджет области финансировать проведение этих работ, учитывая то, что первые доходы от реализации данного проекта можно получить не ранее чем через четыре года? Ведь экономика Украины переживает сейчас не самые лучшие времена, и такие траты станут непосильной нагрузкой на государственный бюджет. Тем более, через четыре-пять лет лесные массивы, скорее всего, будут полностью уничтожены незаконными старателями, и урегулирование данной ситуации потеряет свою актуальность.

Вторым нюансом, на который следует обратить внимание в этом законопроекте, является обязательная реализация всего добытого старателями янтаря через янтарную биржу, основателем которой, вопреки всем действующим законодательным нормам, будет вышеупомянутое коммунальное предприятие. Опять же возникает вопрос: почему вместо либерализации рынка, о которой сегодня все говорят, законом предлагается ввести дополнительные ограничения на свободное обращение янтаря, который будет принадлежать старателям на законном праве собственности?

Такие "нововведения" похожи на идеальный план по сосредоточению всего украинского рынка янтаря в "одних руках". Ведь после смены власти в 2014 г. неоднократно возникали скандалы за право "крышевать" янтарный рынок Украины. Пожалуй, данный законопроект под предлогом помощи старателям позволит создать механизм, который даст возможность абсолютно законно контролировать всю добычу и реализацию янтаря в Украине, причем получая еще и дотации от государственного бюджета на проведение работ подготовительного периода. Все это в конечном итоге приведет к тому, что за 10 лет монопольного положения на рынке коммунальных предприятий янтарная отрасль Украины может вообще исчезнуть.

Не так давно в СМИ появилась информация о том, что государственное предприятие "Бурштин України", вопреки высоким показателям прибыльности янтарной отрасли, оказалось под угрозой банкротства - "благодаря" незаконным схемам, организованным высокопоставленными чиновниками. Это один из примеров того, насколько неэффективным является вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий и его чрезмерный контроль в тех отраслях, где должны развиваться свободные рыночные отношения.

А что же в итоге получат сами старатели от внедрения такого закона? Согласно проекту закона, они могут объединяться в артели, зарегистрированные только в форме полного или коммандитного товарищества. Это означает, что старатели, объединенные в артели, вынуждены осознанно рисковать всем своим имуществом в случае возникновения задолженности у артели. Возникают сомнения, что такие артели вообще будут созданы, учитывая степень риска и недоверия граждан к судебной системе Украины. Кроме того, предложенная процедура оформления допуска старателей к процессу добычи настолько сложна и запутана для рядового гражданина, что только создает дополнительные условия для развития коррупционных схем. Похоже, интересы рядового старателя в данном законопроекте учтены меньше всего.

Таким образом, принятие предложенного законопроекта не позволит решить основные проблемы: легализацию добычи янтаря в кратчайшие сроки, обеспечение жителей региона рабочими местами и за счет этого - обеспечение наполнения государственного и местного бюджетов налогами и сборами.

Для решения этой задачи нужен комплексный подход. Проблему необходимо урегулировать не путем принятия узкоспециализированного закона об особенностях добычи и реализации янтаря, а путем разработки новых законодательных актов, позволяющих создать упрощенную процедуру для организации деятельности старательских артелей в целом. В частности, рабочей группой Института общественных исследований и депутатами объединения "Самопоміч" был разработан альтернативный законопроект "О старательской деятельности". В нем предложен системный подход к решению вопроса незаконной добычи всех полезных ископаемых, которые могут добываться старательским способом. Принятие данного законопроекта максимально упростит получение старателями разрешительных документов, что позволит в кратчайшие сроки обеспечить их занятость в сфере индивидуальной добычи полезных ископаемых.