Трудно очень пробиваться в бизнесе. Особенно в нашей стране. Особенно в наше время. Особенно если начинать с нуля. Но возможно. Формула успеха очень проста и давно известна: упорство и труд все перетрут. Кто же он, преуспевающий украинский бизнесмен? Откуда он? Чем живет? Мой собеседник - президент концерна «Денди» Михаил Бродский.
- Самый неприятный, самый черный день в жизни бизнесмена М.Бродского?
- Таких дней не было.
- А не было почему? Потому что он умеет просчитывать ситуацию или потому что есть команда, с которой он вместе делает свое дело?
- Наверное, просто потому, что я реалистически отношусь ко всему. И к потерям, и к удачам, и к приобретениям. Я полностью отдаю себе отчет в том, что бизнес - это риск. Черные дни в бизнесе, как правило, связаны с потерями, с неудачами. А это - атрибуты профессии бизнесмена. Это реальность бытия. А я не оптимист, не пессимист, я - реалист. В бизнесе есть несколько простых теорий, которые мне нравятся. Первая - теория сообщающихся сосудов: там прибыло - здесь убыло. Это абсолютно нормально. Если где-то сильно много прибыло, значит, надо ожидать потери. Плюсы и минусы надо уметь программировать. Второе - доходы и риск. Чем больше доход, прибыль, тем больше риск. Надо всегда об этом помнить.
- Бродский не был победителем олимпиад, надеждой учителей...
- Нет, нет, нет. Тяжелый мальчик. Но всегда был в классе одним из неформальных лидеров не всегда хороших дел.
- Это была потребность?
- Это по характеру. С детства, знаете, «терпеть ненавижу». Все мои школьные годы - это не одна линия. Характер сильно ломался именно в школьные годы.
- А дальше?
- После школы я пошел в строительный техникум. Сначала шло туговато, но потом втянулся, последний курс окончил неплохо. Как-то получилось, что те предметы, которые мне в жизни пригодились, я хорошо изучал. Я просто обожал историю, читал сам для себя как художественную литературу. Главная школа для меня были книги. Плюс к этому личный пример отца, мама очень много уделяла внимания...
- А кто у вас родители?
- Отец... Одним словом нельзя определить его профессию. Спортсмен, токарь, начальник... Он был хорошим другом, надежным товарищем и окружающие это ценили. Помогал всем, всегда шел навстречу. Но консерватор. В перестройку он «не вписался» морально. Мама у меня медик. Так получилось, что последние годы она лечила папу... Нас воспитывала, меня и младшего брата. В шесть лет меня научила играть в шахматы...
- А после техникума?
- Армия, тяжелая травма...
- Что армия дала или забрала?
- Забрала здоровье. Дала умение терпеть. Терпеть боль. Думаю, я нагляделся на чужую боль. Здоровый больного не понимает. Я был в шкуре больного. После армии я стал более жестким по отношению к себе и к людям... А потом - «пахота» до седьмого пота. Зарабатывал деньги где мог и как мог. Строил, ремонтировал, клеил обои... Когда пришла перестройка, полез в дело...
- Сегодня многие люди знают, что Бродский - богатый человек, и никто не задумывается, как это к нему пришло...
- Я все опробовал на своей шкуре. И шел я не через комсомол, партию, где люди, используя возможности этих органов, становились богатыми в начале перестройки. Таких, как я, не так много в бизнесе. Меня не очень-то принимали одно время. Не могли понять, что это за явление такое, что это за тип. А ведь сегодня концерн «Денди» - один из лидеров украинского рынка.
- Как вы пришли к этому?
- Я сам лично для себя поднимал планку высоко и стремился ее достичь. У меня был друг, он мне говорил: «Мы с тобой уже доросли до начальников участка. Что еще нужно?». Принцип Бендера - «сбылась мечта идиота» - меня не устраивает. Для меня показателен пример Рокфеллера, который начинал с пяти долларов. У меня нет конечной цели, суммы, которую я хочу заработать. Деньги для меня - это оценка успеха. Как любой артист, спортсмен добивается успеха - аплодисментов зала, стадиона, так и я. Я считаю профессию бизнесмена глубоко творческой.
- Как вы строили свои отношения с государством, начиная дело?
- Тяжело. Государство со мной строило отношения. Коротко: я выползал из канавы, а меня били по рукам.
- А сегодня?
- Сегодня я думаю, что я уже выполз, и... смотрю, кто же меня бил...
- И?
- И хочу сделать так, чтобы тех, кто еще «ползет», не били. Я ставлю себе такую цель. Это мое политическое кредо.
- А вам не мешают Президент, депутаты?
- Тот президент мешал, сегодняшний пока не мешает. Мне хотелось бы, чтобы он перешел к более конкретным действиям. Парламент сегодня, я думаю, мешает не только мне, а всему украинскому народу.
- Как вы сейчас подбираете работников?
- Раньше основу составляли знакомые, знакомые знакомых. Сейчас так уже нельзя. Сейчас - только специалисты. Совершенно другой подход, другая концепция. Все мы учимся, я сам учусь - заканчиваю институт. Я понял, что это необходимо. Люди смотрят, как я работаю, кроме этого, постоянно курсы: компьютерные, менеджментские. Говорят еще, что у меня очень хорошо с интуицией, если не знаю, то чувствую, как должно быть. Я не считаю себя хорошим организатором, я стараюсь подбирать специалистов с организаторскими способностями. Я смог предоставить людям две с половиной тысячи рабочих мест.
- Бродский и спорт. Когда у вас появилось это увлечение?
- Это началось в детстве. Я всегда был болельщиком. Любил игровые виды спорта - футбол, баскетбол. Прогуливал занятия в техникуме, чтобы посмотреть по телевизору Олимпийские игры. А сегодня я повторяю везде: если я заработал в этой стране деньги, значит я должен что-то делать для этой страны. Я выбрал то, что мне по душе: развитие спорта, детская баскетбольная школа. Победы нашей команды в Европе - это известность нашей страны. За границу ведь едет не клуб «Киев-Баскет», не клуб Бродского, а клуб моей страны - Украины.
- О благотворительности Бродского в спорте написано много. А Бродский и искусство?
- Это тоже потребность и времени, и души. Мы помогаем Национальному русскому драматическому театру им. Леси Украинки. Я не скажу, что мы далеки от искусства, но и не близки. Это плохо. Только искусство может научить нацию быть добрее и лучше. Веры у нас мало. Остается искусство. Моим детям здесь жить, поэтому буду делать все, чтобы общество, в котором они будут жить, было гуманным. Мы заключили договор с театром. Спонсируем создание нового спектакля.
- Расскажите о вашей семье.
- Жена - в первую очередь мама, хозяйка. Мама хорошая. Мы учились вместе, знакомы с восьмого класса, нас многое объединяет. Где-то я даже ревную детей к ней. Особенно младшего. У меня два сына. Дети учатся в украинском классе, занимаются спортом, учат языки. Учатся хорошо.
- Думали о династии?
- Хочется думать. Я в них пытаюсь разглядеть будущих бизнесменов, банкиров. Думаю, получится. Кому-то надо оставлять дело.
- В мире много Бродских. И многие из них занимаются серьезными делами. Никогда не думали о том, чтобы создать «лигу Бродских» что-ли, собрать их всех на какой-нибудь съезд для объединения усилий?
- Когда вижу, как собираются съезды партий, каких-то новых общественных организаций, я всегда смотрю и думаю - для чего, ради чего? Во всем ведь должна быть не только идея, но и смысл, реализация этой идеи. Идея собрать Бродских - классная. Но зачем? Собрать деньги и построить большую синагогу?
- Почему нет?
- Но я должен сказать, что среди Бродских сегодня много украинцев, русских, я даже знаю ирландца - его фирма принимала участие в реконструкции аэропорта «Борисполь».... Поэтому я даже не знаю, что мы будем строить - синагогу, церковь или костел. Вообще, национальность для меня - это традиции народа, а гражданство - это родина, это земля, на которой мы выросли, это наш дом. И главное - по какую сторону баррикад мы будем в случае необходимости, - не дай Бог, конечно. Я знаю точно, что я буду стоять на той земле, которая зовется Украиной, как и любой цыган, русский, украинец, проживающий здесь.
- Вы никогда не думали о книге, которая называлась бы «Михаил Бродский. Мемуары», ведь вы довольно много сами выступаете в прессе.
- «Пособие для начинающего бизнесмена»? Может быть. Все это в будущем. Рассказать есть о чем, что посоветовать.
- С кем из украинских партнеров вам приятно работать?
- Со всеми нормальные деловые отношения. Складывается довольно большая группа людей, которые не хотят хапнуть сегодня, а работают на будущее. Мы консолидируемся. Если раньше меня раздражало то, что каждый забирался в свою берлогу или норку, то сегодня выбираются, начинают понимать, что без нас не должны проходить все эти процессы в обществе. Мы должны быть политически более активны. Сегодня идет зарождение если не класса, то группы людей, которые понимают, что мы, если мы выбились, можем принести пользу не только себе, а всему обществу. Это фактически консолидация умов и способностей. Давайте их использовать.
- Вы думали уже о парламентском лобби?
- В принципе, да. Но этот парламент мы уже упустили. Тут можно лобби только из коммунистов делать, или из социалистов, хотя они всячески отрицают то, что имеют большинство. А в будущем мы просто обязаны быть активными в государственной политике. Мы хотим, чтобы все люди - как вот им это объяснить?! - были богатыми в нашей стране, чтобы не было бедных. Да мне даже для моего бизнеса не выгодно, когда люди бедные. В этом моя прямая материальная заинтересованность бизнесмена! Богатый человек будет покупать товары, которые мы производим, будет ходить в наши кафе и рестораны, приносить деньги в банк, ходить на баскетбольные и футбольные матчи, покупая дорогие билеты, приобретать вашу газету, для него есть смысл что-то рекламировать, и так далее. А богатые люди - богатая страна. Наша цель - богатство Украины через богатство ее народа.