UA / RU
Поддержать ZN.ua

Председатель правления Национального депозитария Украины Владимир Ульянов: «НДУ сможет показать, что такое реальная биржевая торговля и цивилизованный учет ценных бумаг»

— Недавно НДУ подписал договор о корреспондентских отношениях с Центральным депозитарием Австрии...

Автор: Константин Левицкий

— Недавно НДУ подписал договор о корреспондентских отношениях с Центральным депозитарием Австрии. Владимир Георгиевич, расскажите, что это означает для украинских инвесторов?

— В соответствии с подписанным договором, OeKB открыл для Национального депозитария Украины счет в ценных бумагах. Это означает, что резиденты Украины, которые владеют ценными бумагами, выпущенными в странах Европейского Союза, в США, Канаде или других экономически развитых странах, теперь смогут проводить все операции (например, продать эти ценные бумаги или получить дивиденды) через украинских хранителей. Но главное в том, что нами создана технологическая возможность для легитимного учета украинских ценных бумаг, принадлежащих иностранным инвесторам, и операций с ними. Нами фактически материализована идея о включении украинского фондового рынка в международный рынок капитала.

— По сути, договор с Центральным депозитарием Австрии — это пока первая серьезная межгосударственная депозитарная связь Украины с мировыми рынками капитала. Почему взаимодействие с иностранными депозитариями налаживается столь медленно?

— Причин несколько, но основная — это недоверие иностранных коллег к украинскому рынку ценных бумаг. Кроме того, наш рынок мало кто знает. Открыв подавляющее большинство популярных зарубежных экономических газет, вы не найдете в них информации о нашем рынке. Там есть сведения об РТС и других географически близких нам биржевых рынках. Но информации даже о самой большой бирже Украины — ПФТС — там нет. Все это означает одно — те, кто утверждают, что у нас функционирует биржевой фондовый рынок, просто выдают желаемое за действительное. А разговоры о динамике индекса ПФТС напоминают мне рассуждения о складках платья голого короля.

— С кем из крупных иностранных депозитариев Нацдепозитарий планирует начать сотрудничество в ближайшее время?

— В ближайшем будущем мы намерены установить коротношения с Центральным депозитарием Польши. Кроме того, мы провели ряд переговоров с центральными депозитариями стран центрально-восточной Европы.

— Нацдепозитарий наконец-то получил лицензию на расчетно-клиринговую деятельность. Однако ваши конкуренты в успех этого направления деятельности НДУ не верят…

— Другого комментария от тех, кого вы называете конкурентами, я и не ожидал. Среди депозитарных учреждений, действующих в рамках украинского законодательства, у Национального депозитария не может быть конкурентов, как не может конкурировать с НБУ ни один из коммерческих банков в сфере денежного обращения. Безусловно, в Украине есть желающие возложить на себя функции центрального депозитария, которым по закону является НДУ, но, как вы понимаете, это не имеет ничего общего ни с правовым государством, ни с цивилизованной практикой работы финансовых институтов. Что касается расчетно-клиринговой деятельности, то здесь все достаточно просто — рынок в условиях демократии настолько свободен в своем выборе, что его участники вполне могут не предоставлять определенных услуг требуемого качества. Вот для таких случаев и потребуется способность Нацдепозитария осуществлять расчетно-клиринговые операции для обеспечения работы биржевого рынка. Кроме того, НДУ может и должен предоставлять весь комплекс депозитарных услуг государству, и для этого тоже необходимо иметь право и технологическую возможность осуществлять клиринг и расчеты по сделкам с ценными бумагами.

— На обслуживании в Нацдепозитарии сегодня находится достаточно мало ценных бумаг. По словам председателя ГКЦБФР А.Балюка, всего лишь 0,013% против 99,987% в МФС…

— Эти цифры наглядно демонстрируют то, как ГКЦБФР вполне осознано искажает информацию о результатах деятельности Нацдепозитария. На конец марта номинальная стоимость ценных бумаг, обслуживаемых НДУ, составляла
3,63 млрд. грн. В МФС, по их же данным, — 238,99 млрд. грн. Несложно подсчитать, что доля НДУ составляет 1,5%. Да, это немного, но как минимум в 100 (!) раз больше тех данных, которые приводит господин Балюк.

Но проблема не в этих цифрах. Это просто хороший пример того, как противники НДУ в последние полгода-год целенаправленно дезинформировали общественность о ходе создания в Украине центрального депозитария. Появление Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ) вряд ли стало бы возможным, если бы его идеологи и лоббисты говорили правду.

— Что вы имеете в виду?

— Заявления господина Балюка о том, что НДУ не готов выполнять функции центрального депозитария. Очевидно, что только благодаря этому удалось начать реализацию проекта по созданию нового коммерческого депозитария (ВДЦБ).

— Однако 25% акций ВДЦБ, о котором вы говорите, принадлежит Национальному банку, который не против распространить свою деятельность и на корпоративные ценные бумаги…

— Передача Нацбанку учета корпоративных ценных бумаг требует кардинального изменения действующего в Украине законодательства. Вместо этого, грубо нарушая закон, Госкомиссия по ценным бумагам и Нацбанк пытаются создать депозитарий при УМВБ — частной структуре с весьма непрозрачной структурой капитала. Кстати, большая часть акционеров ВДЦБ, как и владельцев контрольного пакета акций УМВБ — это иностранцы, а значит контроль над этим депозитарием, по сути, принадлежит нерезидентам. Присутствие Нацбанка в списках учредителей ВДЦБ (НБУ перечислил 20 млн. грн., в его уставный фонд), судя по всему, должно оправдать передачу обслуживания государственных ценных бумаг, которое сегодня еще осуществляет Нацбанк.

Но особенно любопытно то, что фактически ВДЦБ создан для «перелицевания» МФС! Это однозначно подтверждают планы об их слиянии и назначение господина Швецова (председателя правления МФС. — Ред.) по совместительству председателем правления ВДЦБ. В этой ситуации плохо то, что после смены названия и увеличения капитала контролировать депозитарий будут те же люди. Общеизвестно, что нельзя наливать старое вино в новые мехи… Но это не у нас! У нас, если нельзя, но очень хочется, то — можно! А это значит, что и дальше в стране будет процветать незаконная торговля инсайдерской информацией, рейдерство и прочие явления, негативно сказывающиеся на инвестиционном климате Украины.

— А почему так получилось? Ведь еще в прошлом году и вы, и представители МФС, и, особенно, чиновники ГКЦБФР активно обсуждали вопрос создания единого центрального депозитария путем объединения НДУ и МФС. Почему это объединение так и не произошло?

— Действительно, когда председатели наблюдательных советов НДУ и МФС в прошлом году подписали соответствующий протокол о намерениях, нам казалось, что появился реальный шанс для объединения двух депозитариев и создания единого центрального депозитария в стране. Но переговоры об объединении НДУ и МФС зашли в тупик. В свете сегодняшних событий становятся вполне очевидными причины, почему объединение так и не состоялось. Ведь мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы оно состоялось — НДУ готов был согласиться с большинством условий МФС. Например, они настаивали на том, чтобы доля государства в депозитарии не превышала 25%. Для этого мы предложили Кабмину увеличить уставный капитал НДУ до 103 млн. грн., в результате чего доля государства сократилась бы до 25% акций, на чем настаивал МФС.

Но этого реальным владельцам МФС оказалось мало. Они хотели после реорганизации, во вновь образовавшемся депозитарии, по-прежнему играть ключевую роль. Однако по действующему законодательству это невозможно, так как все показатели, принимаемые во внимание при реорганизации, были в пользу НДУ и его акционеров, а собственники МФС на увеличение его капитала денег не дают. Похоже, никто не считает необходимым вкладывать в этот депозитарий деньги. К тому же ситуацию усложняет корпоративный конфликт, который до сих пор потихоньку тлеет среди акционеров МФС.

— Раз объединение не состоялось, вопрос создания центрального депозитария в Украине снова откладывают в долгий ящик?

— Для того чтобы наконец-то появился полнофункциональный центральный депозитарий, проводить какие-либо слияния или поглощения одних депозитариев с другими вовсе нет нужды. Ведь если разобраться по-сути, то на сегодняшний день Национальный депозитарий в технологическом плане готов выполнять все функции, присущие центральному депозитарию. А по закону он и есть центральный депозитарий с момента его создания.

— Но в законодательстве четко не говорится о том, что НДУ и есть центральный депозитарий…

— Согласно Закону «О Национальной депозитарной системе…», НДУ является центральным институтом в системе депозитарного учета ценных бумаг, за формирование и развитие которой он отвечает. Формирование полнофункционального центрального депозитария ценных бумаг на базе Нацдепозитария предусмотрено и соответствующими решениями СНБОУ. К тому же, как известно, в 2004 г. правительством была принята государственная программа развития Национальной депозитарной системы Украины (НДСУ), в которой четко прописаны меры по усовершенствованию всей системы учета и обращения ценных бумаг в Украине, в т.ч. и создание на базе НДУ центрального депозитария. На сегодняшний день большая часть этой программы уже выполнена и Нацдепозитарий готов работать в качестве центрального депозитария.

Кстати, МФС в свое время создавался именно как расчетно-клиринговый депозитарий. Однако ни МФС, ни новосозданный ВДЦБ не особо стремятся занять эту нишу. Как по мне, это говорит только об одном — они заинтересованы прежде всего «сидеть» на информации о том, кто и чем владеет в стране.

— Если Госпрограмма развития НДСУ, как вы утверждаете, успешно выполняется, то почему же тогда ГКЦБФР настаивает на ее отмене?

— Отменив этот документ, отдельные чиновники регулятора пытаются заблокировать финансирование развития Нацдепозитария из госбюджета. Например, в прошлом году мы начали разрабатывать программный продукт для передачи и хранения контрольных копий реестров собственников именных ценных бумаг. В этом году мы планируем завершить эту работу, для чего необходимо соответствующее финансирование. Если его не будет, решение таких проблем, как «двойные реестры», и прочие манипуляции с корпоративными правами инвесторов снова откладываются в долгий ящик. Кому это выгодно? Я думаю, ответ очевиден.

А теперь одним росчерком пера ГКЦБФР предлагает отменить Госпрограмму, а другим — ликвидировать Нацдепозитарий, поставив жирный крест на результатах многолетней работы, а самое главное, выбросив на ветер десятки миллионов бюджетных средств.

— Помимо ликвидации Нацдепозитария г-н Балюк допускает также, что, возможно, будет принято решение о вливании активов НДУ в ВДЦБ. Ведь по его словам, «новому депозитарию будет нужен крымский офис, который есть у НДУ». О каком офисе идет речь?

— Это надо спросить у господина Балюка, потому что у НДУ крымского офиса нет. У нас есть филиал в Крыму под названием центральное хранилище. Это не офис, куда можно поехать отдохнуть на выходные…

— В повестке дня грядущего собрания акционеров НДУ (11 июня) стоит также вопрос о смене руководства депозитария. Вам уже известен исход голосования по данному вопросу?

— Это вопрос не ко мне, а к Госкомиссии по ценным бумагам, с недавних пор опять управляющей 86-процентным госпакетом акций.

Для меня очевиден ответ на другой вопрос — с какой целью все это затевается? Во-первых, те, кто 11 лет рассказывал басни о существовании цивилизованного фондового рынка в Украине, очень боятся того, что НДУ, благодаря своим технологиям взаимодействия с какой-либо другой биржей, смогут показать, что такое реальная биржевая торговля и цивилизованный учет ценных бумаг. И тогда возникнет вопрос: а что же функционировало в Украине на протяжении последнего десятилетия? Естественно, будут вопросы и к регулятору: а что же они тогда все это время прикрывали? Столько лет расправляли складки на платье короля, а король-то оказался голый! Ничего и близко похожего на современную рыночную инфраструктуру не было все эти годы.

Вторая причина, почему НДУ подлежит уничтожению, более прозаична — определенным лицам нужно сохранить контроль над структурой, которая обеспечивает учет прав собственности и владеет инсайдерской информацией. Появление НДУ, который не будет играть в эти игры при нынешнем руководстве, ставит под угрозу существование всего бизнеса, основанного на инсайдерской информации.