UA / RU
Поддержать ZN.ua

Праздник красивых самолетов

В Москве состоялся седьмой международный авиасалон МАКС-2005. Это событие и для нас, поскольку украинские авиастроители, как водится, приняли в нем активное участие...

Автор: Виталий Кукса

В Москве состоялся седьмой международный авиасалон МАКС-2005. Это событие и для нас, поскольку украинские авиастроители, как водится, приняли в нем активное участие. Правда, представлена Украина на МАКС-2005 была лишь одним самолетом — новеньким Ан-148. Зато интерес к нему оказался немалым: даже король Иордании Абдулла Второй, которого вели к совершенно другим самолетам, свернул, несмотря на протесты свиты, к украинской машине просто потому, что она ему понравилась внешне...

Конечно, для кого-то авиасалон – это «базар», место, где ведутся переговоры и заключаются контракты века. Для большинства же людей, неравнодушных к небу, это яркий праздник красивых самолетов и запоминающихся полетов. Ан-148 вписался в красочное действо по всем параметрам.

Украину на МАКСе приняли хорошо, но не без проблем. Первый день работы авиасалона ознаменовался визитом В.Путина (которого, как известно, увезли оттуда на бомбардировщике к Северному Ледовитому океану). Для ВВП была подготовлена специальная «президентская линейка» — наиболее перспективные самолеты, на которые нужно было обратить его внимание. Конечно, у организаторов выставки появилось много возможностей для лоббирования: показать ВВП «нужные» самолеты или их конкурентов тоже. Так вот, Ан-148 российскому президенту не показали. Конкурентов, правда, тоже – ввиду отсутствия таковых.

Зато в линейке присутствовал Ан-124 компании «Волга-Днепр». Возобновление производства этих самолетов рассматривается в России и Украине как один из важных стратегических проектов, и на авиасалоне было подписано соглашение между авиакомпанией и Внешэкономбанком о совместной его реализации. В проекте стоимостью 400 млн. долл. будут принимать участие и украинские предприятия – АНТК им. Антонова и завод «Авиант».

Из украинских самолетов на задворках экспозиции присутствовал еще Ан-140, недавно купленный авиакомпанией «Якутия» у харьковского авиазавода.

Зато Ан-148 был показан Путину в воздухе. Во второй день салона именно эта машина открывала программу показательных полетов. Летала она красиво. Тихо (а сравнить было с чем – рева двигателей на салоне хватало) и грациозно.

С полетом Ан-148 «попали» наши телевизионщики, которые, чтобы запечатлеть это историческое событие, вылетели из Киева «антоновским» чартером на рассвете. Но отличились пограничники и таможенники – сначала наши (ну, гостомельских можно понять – они, видимо, просто вовремя не проснулись), а потом и российские (50 минут после приземления делегация не могла покинуть самолет, еще часа два длился паспортный контроль)… В результате к моменту взлета украинского экспоната телегруппа не успела даже войти на территорию выставочного комплекса. И вынуждена была снимать пируэты гордости отечественного авиастроения с дальних подступов.

Об интересе к украинскому самолету можно было судить по тому, что возле места его стоянки в общей линейке не рассасывалась толпа людей в галстуках. Это сильно контрастировало с ситуацией у соседей. Как раз напротив «антоновцев» расположилась одна из изюминок салона — американский самолет-заправщик КС-135, а также истребители F-15, F-16 и Mirage-2000. Однако к ним подходили в основном любопытствующие туристы, которые безуспешно пытались сфотографироваться с гордыми девушками в американской летной форме.

А «антоновским» протокольным работникам и охранникам присутствовавшего на авиасалоне госсекретаря Александра Зинченко пришлось туго. К самолету постоянно подходили различные важные персоны – то король Иордании, то главный управляющий Embraer Маврисио Ботело… Одна незапланированная встреча следовала за другой, и приходилось организовывать все на ходу.

Было подписано несколько интересных контрактов. «Красноярские Авиалинии» купили Ан-148 в VIP-варианте (в дополнение к тем 15 машинам, которые уже собираются для компании). «Полет» заключил рамочное соглашение о закупке 15 машин плюс пять грузовых, «Пулковские Авиалинии» — восьми самолетов (плюс пять в перспективе). Все эти соглашения будут выполняться совместно с лизинговой компанией «Ильюшин-Финанс», которая планирует продавать до 30 украинских самолетов в год.

Причину такого интереса к украинской машине наиболее кратко выразил президент «Красноярских Авиалиний» Борис Абрамович: «Этот самолет уже летает, летает хорошо и может приносить прибыль уже сейчас. Тогда как его конкуренты пока находятся на бумаге».

К этому нужно добавить и относительную дешевизну Ан-148. Сами «антоновцы» первоначально планировали продавать его по 20—25 млн. долл., тогда как Абрамович проговорился, что намерен покупать Аны для своей компании по 17—18 млн. долл. Впрочем, возможно, ему просто сделали оптовую скидку...

Яркую оценку самолету дал генеральный директор Воронежского авиазавода (предприятие – второй серийный завод, который будет его производить) Вячеслав Саликов: «Это – самый красивый самолет, и мне приятно, что мы будем его выпускать».

Конкуренты тоже не дремали. В ходе выставки были заключены контракты на будущую продажу десяти «находящихся на бумаге» самолетов RRJ. А король Иордании купил два Ил-76МФ — транспортных самолета, принятых на вооружение российских ВВС вместо перспективного Ан-70.

Рассказывая о МАКСе, нельзя не упомянуть о том, зачем его посещают десятки тысяч людей в день: показательные полеты пилотажных групп. Впрочем, рассказывать об этом бесполезно; даже фотографии не передадут и десятой части впечатлений. Российские истребители с управляемым вектором тяги Су-30МК и МиГ-29М ОВТ творили чудеса воздушного балета. «Колокола», «кобры» и другие фигуры высшего пилотажа, названия которым еще предстоит придумать — повороты почти на месте, кувырки через хвост…

Групповой пилотаж демонстрировали российские «Стрижи» и итальянские Frecce Tricolori. Крутил пилотаж и Mirage-2000, правда, после МиГов и Су его программа не несла ничего нового. Зато публику поразил итальянский G-222: здоровенный транспортный самолет крутил «бочки» и «мертвые петли» не хуже истребителя. Американские пилоты смотрели на все это с земли, но в небо подниматься не спешили…