НБУ начал рефинансировать банки под кредитование долгосрочных проектов (более года). Процент рефинансирования соответствует учетной ставке. Как сообщил министр экономики Александр Шлапак, подводя итог рассмотрения предложенных инвестиционных проектов, уже есть на что потратить 1,5 млрд. грн. Так что подавайте свои заявки, господа…
Кабинет министров и Национальный банк сумели-таки переломить ситуацию в вопросе более дешевых и долгосрочных кредитов для отечественных предприятий. На сегодняшний день средняя ставка кредитования составляет 24,8% и при сохранении нынешней экономической и финансовой стабильности в ближайшее время может еще более понизиться. Некоторые банкиры прогнозируют даже снижение гривневых ресурсов до уровня долларовых кредитов. Правительство и НБУ объединяют свои усилия и предлагают ускорить этот процесс методом целевой эмиссии.
Банки задыхаются от избытка «коротких» и дефицита «длинных» денег. Как отметила вице-президент АУБ Антонина Паламарчук, характерной тенденцией для первого полугодия стало активное наращивание финансовыми учреждениями своих кредитных портфелей. Действительно, с начала года объем кредитов увеличился на 5 млрд. грн., или на 18%, и на конец июля достиг 32,8 млрд. грн. Нацбанк отметил опережающие темпы роста доли долгосрочного кредитования. По данным Национального банка, в первом полугодии объем долгосрочных кредитов вырос на 22,9%. Такую динамику можно считать большим прогрессом, особенно если учесть, что этот рост был достигнут не за счет преобразования просроченных кредитов в долгосрочные, как это происходило в былые годы.
Вместе с тем данная оценка не совсем точно отражает реальное положение дел, особенно в плане инвестиционных кредитов. НБУ, как и прежде, критикует банкиров за высокий уровень процентных ставок по кредитам и выражает обеспокоенность кредитной политикой банков. Последние в основном кредитуют заемщиков на короткие сроки, отдавая предпочтение кредитованию непроизводственной сферы. Такое распределение кредитов, по мнению правительства и Нацбанка, не отвечает стратегической задаче по модернизации отечественной экономики. По данным Центрального банка, долгосрочные кредиты составляют лишь 18,6% совокупного кредитного портфеля. Это не означает, что банкиры сознательно саботируют финансирование промышленности и не заинтересованы в кредитовании долгосрочных проектов. Главной проблемой для банков стало несоответствие структуры коротких пассивов банков более длинным активам.
Несмотря на серьезное снижение депозитных ставок, вклады населения продолжают расти на удивление быстрыми темпами. За первое полугодие 2002 г. вклады физических лиц увеличились на 3,2 млрд. грн., или на 28,6% (в прошлом году за этот период — на 26,9%). Доля личных сбережений, находящихся в банках, увеличилась с начала года на 3,3% и составляет 40,1% от общего объема собственных денег населения. Без сомнения, это свидетельствует о росте доверия населения к банковской системе Украины. Однако большинство вкладов населения привлекаются банками на срок до 1 года и в настоящее время банки испытывают избыточную ликвидность коротких ресурсов (порядка 3—4 млрд. грн.). Кроме коротких депозитов, избыточной ликвидности способствует и НБУ, выкупивший только в июле $560 млн. и тем самым вливший в экономику около 3 млрд. грн. Одновременно банкам хронически не хватает длинных устойчивых ресурсов для удовлетворения возросшего спроса на долгосрочные (инвестиционные) кредиты. Решать эту проблему взялись НБУ и правительство.
Во-первых, Нацбанк изменил правила рефинансирования комбанков. Сроки рефинансирования были увеличены с 180 до 270 дней. Конечно же, столь половинчатые меры не могут решить проблемы банков по поиску ресурсов под долгосрочное кредитование производства, но намек на необходимость удлинения кредитов был сделан.
Правительство предпочло значительно более «радикальные меры». Министерство экономики предложило НБУ провести целевую эмиссию, а средства от нее предоставлять комбанкам под ставку рефинансирования (на сегодняшний день это 8%) для кредитования инвестиционных проектов сроком на 2—3 года с процентной ставкой для заемщика до 12% годовых. Несмотря на то что многие банкиры втайне рассчитывали на что-нибудь подобное, у них сразу же возникло много вопросов как об условиях предоставления и возврата средств (для понимания размера своих рисков при исполнении данной программы), так и о влиянии эмиссионных методов на общую финансовую ситуацию в стране. Еще один существенный нюанс. Достойно или нет предприятие дешевых и «длинных» кредитов, Минэкономики предлагает определять на конкурсе, решение по которому должна выносить межведомственная комиссия. Такую схему банкиры сочли непрозрачной. На совещании в Нацбанке руководители комбанков выступили против установления фиксированной ставки по кредитам, а также предложили отказаться от создания межведомственной комиссии и упростить механизм рефинансирования.
И вот КМ и НБУ приняли постановление о создании инструмента, позволяющего комбанкам кредитовать среднесрочные инвестиционные проекты с использованием механизма рефинансирования НБУ. По словам вице-премьера Василия Рогового, Кабмин своим постановлением рекомендовал предприятиям всех форм собственности обращаться в комбанки за среднесрочными кредитами, а постановление НБУ предусматривает поддержку ликвидности комбанков, которые будут кредитовать среднесрочные инновационно-инвестиционные проекты сроком реализации от года до трех лет. Финансирование со стороны самого банка должно составлять не менее 10%. Обеспечением могут служить госбумаги, средства на корреспондентских счетах, основные фонды банка и его имущественные права. Каких-либо ограничений по сумме кредита проект постановления не содержит. По словам министра экономики, в настоящее время все предприятия, желающие получить такие кредиты, уже работают с коммерческими банками.
Смогут ли длинные и дешевые кредиты серьезно оживить экономику, еще неизвестно, но серьезно повлиять на денежно-кредитный рынок, без сомнения, могут. Осенью следует ожидать дальнейшего падения ставок.