UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕТКНОВЕНИЕ НА ПУТИ В ВТО?

Украина вряд ли станет членом Всемирной торговой организации в текущем году — одно из условий Евросоюза для этого шага не выполнено...

Автор: Петр Ходовой

Украина вряд ли станет членом Всемирной торговой организации в текущем году — одно из условий Евросоюза для этого шага не выполнено. Речь идет об урегулировании льгот для отечественных автопроизводителей, которые сегодня пользуются неприемлемыми для цивилизованных стран преференциями. Автозаводы освобождены от уплаты НДС, акцизного сбора, налогов на прибыль и землю. Впрочем, существуют возможности оставить отечественный автопром «в живых», одновременно удовлетворив требования европейцев. Но для этого государство должно определиться, чьи интересы оно защищает.

Поскольку Украина выразила желание войти во Всемирную торговую организацию (ВТО), ей придется играть по правилам, принятым во всем мире. Согласно им, государство не может применять различные ставки налогообложения для предприятий одной отрасли. А в действующем ныне Законе «О стимулировании отечественного производства автомобилей в Украине» заложены подобные преференции. Так, для предприятий, в которые инвестировано 150 млн. долларов США, действуют льготы по неуплате НДС при продаже автомобилей собственного производства, освобождению от налога на прибыль, на землю, ввозные пошлины и т.д. Такие преференции ставят в неравные условия не только другие предприятия отрасли, но и европейских производителей, которые на территории своих стран указанные налоги (или их аналоги) платят. Таким образом позиция Еврокомиссии, одного из самых влиятельных экспертов ВТО, однозначна: перечисленные льготы несовместимы со статусом страны с рыночной экономикой, претендующей на вступление в ВТО.

В Европе импорт дороже

Чтобы понять, каким образом функционирует национальное производство автомобилей в развитых и развивающихся странах (кстати, членах ВТО с многолетним стажем), рассмотрим их меры по развитию автопрома. Например, наш ближайший сосед, Россия, с импортных автомобилей взимает таможенные пошлины в размере 30—35% (в зависимости от возраста машин). В результате там не только процветают национальные автозаводы (ВАЗ, ГАЗ, ИЖ), но и иностранные концерны строят новые (СП «GM-ВАЗ», Ford, Renault и т.д.). Китай, в котором автомобильная промышленность в последние годы развивается самыми стремительными темпами в мире, установил ввозные пошлины (с акцизом) в размере 60%. Польша несколько лет удерживала высокие пошлины, пока местные предприятия и новые производители не начали стабильно работать. Сейчас, при вступлении в ЕС, для стран Содружества пошлина снижена до 0%, а для автомобилей из других государств — 35% (но не меньше 1250 евро). Кстати, все страны ЕС установили низкие налоговые пороги для «своих», но для продукции извне ввозные пошлины высокие.

Кроме того, регулирование импорта в большинстве стран не ограничивается пошлинами. К ним добавляются акцизный сбор, НДС и/или налог с продаж, проч. Например, сумма налогов на импортные легковушки в России составляет 50—70% от таможенной стоимости машины, в Польше — 68,5%, в Турции — 65%. Таким образом, если в стране довольно большой объем рынка новых легковушек, производителю выгоднее наладить производство машин на территории этой страны, а не импортировать. Именно поэтому в России, Польше, Китае и Турции автоконцерны открывают собственные (или в кооперации с местными компаниями) сборочные заводы. Поскольку для сборки автомобиля нужны комплектующие, в этих странах со временем открываются предприятия-смежники. В целом развитие автопрома приносит стране десятки и сотни миллионов инвестиций, тысячи рабочих мест и большие объемы налогов, «осевших» в стране. Аналитики подсчитали, что создание одного рабочего места на автомобилестроительном заводе влечет за собой создание еще 5—7 рабочих мест в смежных отраслях. Потребители также не оказываются в проигрыше — они получают более дешевые, чем при импорте, современные автомобили мирового качества.

Чтобы заводы выжили

В Украине автомобилестроительная отрасль — одна из приоритетных. Это записано в Концепции развития отрасли, утвержденной Верховной Радой, и в Законе «О стимулировании отечественного производства автомобилей в Украине». Так что государство не может бросить на произвол судьбы несколько крупных предприятий отрасли, даже ради вступления в ВТО. Действующие на сегодня льготы дают возможность отечественным автомобильным заводам не только стабильно работать, но и развиваться: увеличивать производство, осваивать новые модели. В 2002 году национальные автозаводы выпустили около 50 тысяч автомобилей (почти вдвое больше, чем год назад), что составляет примерно половину всего рынка новых легковушек. Текущий год обещает быть для автопрома не менее положительным при одном условии: «правила игры» в автобизнесе не должны меняться. Но поскольку Украина поставила задачу стать членом ВТО уже в текущем году, без изменений в законодательстве, регулирующем авторынок, не обойтись. Если прислушаться к требованиям Еврокомиссии и отменить существующие льготы отечественным автопроизводителям, выпуск автомобилей в нашей стране станет нерентабельным. Ведь если к существующей цене «Таврий», «Славут» или «Сенсов» прибавить только 20% НДС, цена этих машин повысится и сравняется или даже превысит стоимость импортированных иномарок. При этом действующие в Украине ставки ввозной пошлины на новые малолитражные автомобили составляют от 2 до 5% (!) в зависимости от вида автомобиля и объема двигателя. Украинский потребитель в этом случае откажется от покупки дорогих отечественных машин и станет покупать импортные. Автомобильная промышленность в Украине, а с ней и большинство предприятий-смежников, перестанут работать, а значит страна получит несколько десятков тысяч безработных и ощутимую «дыру» в бюджете. Чтобы этого не случилось, государству необходимо сберечь баланс, который успел сложиться на рынке между отечественными и импортными автомобилями. Он сохраняется благодаря некоторой разнице в цене между украинскими и зарубежными легковушками. Сберечь эту разницу, спасительную для целого ряда украинских предприятий и их смежников можно посредством повышения ввозных пошлин на импортные автомобили. Такие меры испробованы ранее в странах, развивающих собственную автопромышленность.

Таможенная пошлина выполняет сразу несколько функций. Первая — наполнение государственного бюджета. Вторая — стимулирование иностранных автоконцернов к созданию производства в закрытой пошлинами стране. При этом размер пошлины должен обеспечивать конкурентоспособность произведенных в Украине автомобилей в сравнении с импортными. А это возможно, если отечественные машины будут дешевле импортных примерно на 10%. Такая разница в цене на аналогичные модели станет эффективным стимулом для украинских потребителей покупать продукцию местных заводов. При этом ярые поклонники иномарок смогут купить более дорогую машину, собранную в другой стране. Ситуация, когда местные автомобили дешевле импортных, существует в большинстве стран мира. Даже в Европе, которая является чуть ли не эталоном либеральности рынка, доля японских машин из-за более высоких пошлин составляет примерно 10—12%, американских — во много раз меньше. При этом как японские, так и американские концерны выпускают автомобили для европейского рынка на территории стран ЕС.

«Золотая середина» в 30%

Чтобы обеспечивалась 10-процентная разница в цене между отечественными и импортными легковушками, размер пошлины должен составлять примерно 30%. Примечательно, что Еврокомиссия, которая выступает наиболее активным поборником снятия налоговых льгот, введение пошлин в размере 30% на переходный период считает вполне приемлемым (письмо № Д2488 от 3.03.2003 г.). Кстати, такая пошлина не является постоянной: по мере становления отечественной автопромышленности она будет снижаться до европейских нормативов.

Вопреки распространенному мнению, ставка пошлины в 30% не должна существенно ударить по кошелькам украинских потребителей. Ведь на автомобили с большим объемом двигателя, а также подержанные легковушки уже сегодня действует ввозная пошлина выше указанной ставки (до 40%). Повышение пошлин станет причиной подорожания прежде всего тех импортных автомобилей, аналоги которых в нашей стране производятся или готовятся к производству. Речь идет о легковушках класса «Таврии» и «Славуты». Цены более современных их «одноклассников» — Daewoo, Ford, Opel, Skoda, VW, если будет установлена ставка пошлины в размере 30%, при условии их импорта повысятся в цене на 1000—2000 евро. Однако зарубежные владельцы практически всех из указанных марок или уже начали, или по крайней мере заявили о своем намерении развивать производство в нашей стране. А поскольку машины будут собираться в Украине, они станут дешевле на 10%, то есть на те же 1000—2000 евро. В итоге кошелек потребителя ничуть не пострадает, а государство «убьет нескольких зайцев» — повысит наполняемость бюджета, создаст новые рабочие места и удовлетворит требования Еврокомиссии (что подразумевает скорейшее вступление в ВТО).

Единственными ярыми противниками решения об установлении ввозной пошлины в размере 30% являются украинские импортеры мировых автоконцернов. Ведь при введении новой ставки пошлины могут сократиться их прибыли. В частности, чтобы обеспечить привлекательность своих машин для украинцев, придется несколько снизить размер заработка на каждом автомобиле. Но следует отметить, что импортеры не будут поставлены в невыгодные условия — они смогут продавать как украинские, так и импортные автомобили, больше зарабатывать на сервисе и т.д. Например, в последнее время среди автоимпортеров наметился интерес к созданию производства: крупнейшие из них в 1999—2002 гг. создали или купили доступные им производственные мощности. Причина вполне понятна: владея разветвленной сбытовой сетью, крупному импортеру легче реализовывать большие объемы автомобилей, выпущенных на автозаводе. Главное — чтобы производство было настоящим, а не стало очередным методом ухода от налогообложения. Ведь только полноценное (т.е. полномасштабное), а не «отверточное» производство может стать стимулом к развитию смежных отраслей. Для того чтобы в Украине работали действительно полноценные автомобильные предприятия, необходимо ставку пошлины в размере 30% ввести не только на новые автомобили, но и на машинокомплекты (то есть частично разобранные машины). А нынешних автопроизводителей на несколько лет освободить от уплаты таможенной пошлины на комплектующие, которые не производятся в Украине.

Предоставленные автозаводам преференции по уплате налогов и пошлин — весомый источник инвестиций для собственного развития, для организации производства отечественных агрегатов и комплектующих, более дешевых в сравнении с импортными. В результате потребитель непременно получит качественные и доступные транспортные средства. В этом случае противников налоговых изменений, назревших сегодня в автомобильной отрасли, в нашей стране не останется. Быстрейшее урегулирование законодательства по развитию авторынка страны даст возможность Украине уже в ближайшее время стать членом ВТО. А через несколько лет автомобильная отрасль станет экспортной, будет приносить существенные прибыли государству и производителям. Ведь именно на такой результат рассчитывает Украина, решив стать полноправным членом ВТО.