UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОРА УЖЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ» ПРИБЫЛЯМИ С КОРМИЛЬЦАМИ

Завершение «битвы за урожай» и осенне-полевых работ не знаменует для агробизнеса наступление спокойной поры...

Автор: Олег Хомин

Завершение «битвы за урожай» и осенне-полевых работ не знаменует для агробизнеса наступление спокойной поры. Одной из самых актуальных проблем для него в конце календарного года традиционно является возвращение кредитов. Поскольку в нынешнем году из-за падения внутренних закупочных цен рентабельность стратегической для украинского села культуры — зерна — ниже, чем в прошлом, проблема получения прибыли для аграриев стала довольно острой. По мнению председателя комитета ВР Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Ивана Томича, сельское хозяйство 2003 года, по предварительным данным, будет убыточным, хотя руководство правительства утверждает обратное. Во всяком случае сейчас агропредприниматели особые надежды возлагают на выгодную продажу едва ли не самой рентабельной на сегодня сельхозпродукции — семян подсолнухов. Вопрос лишь в цене, а она пока имеет ощутимый резерв...

В прошлом году прибыльность сельскохозяйственного производства была достигнута в основном благодаря рентабельности производства зерна и подсолнуха (сумма чистых прибылей составляла около 930 млн. грн.). В текущем же году из-за понижения рентабельности зерновых (бывало, что агропроизводители были вынуждены продавать зерно дешевле его себестоимости) самым надежным способом латания финансовых дыр остается выгодная продажа подсолнуха.

Как утверждают эксперты «Укрмаслопрома», даже если подсолнух будет реализовываться по внутренним ценам (а они ниже европейских), уровень рентабельности этой культуры составит около 85%. Для сравнения: в 1998 году этот показатель составлял 22%. Подобная динамика обусловлена развитием в последние годы украинских предприятий маслично-жировой отрасли, конкурирующих между собой за сырье, что и обеспечило рост его цены. В то же время, по мнению многих экспертов, уровень внутренних цен на подсолнух в Украине, мягко говоря, несколько занижен в связи с действием 17-процентной вывозной пошлины на эту культуру, что сдерживает ее экспорт. То есть вывоз подсолнуха с уплатой 17% его стоимости менее выгоден, чем продажа на внутреннем рынке.

В конце сентября 2002 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины № 1033-XIV «О ставке вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур», которым предусмотрена отмена экспортной пошлины. Владельцы маслично-экстракционных заводов и лоббисты их интересов категорически не согласны с целесообразностью отмены пошлины, доказывая преимущества ее действия для всей украинской экономики.

Так, генеральный директор «Укрмаслопрома» Людмила Зинченко утверждает, что именно благодаря введению в Украине с октября 1999 года 23-процентной экспортной пошлины на семена подсолнуха, которую в октябре 2001-го уменьшили до 17%, смогла возродиться украинская маслично-жировая отрасль. Так, в течение 2001—2002 маркетингового года было произведено 1 млн. 760 тыс. тонн растительного масла, при этом более 425 тыс. тонн его пошло на экспорт. Для сравнения: в 1998 году было произведено 509 тыс. тонн растительного масла и экспортировано почти 200 тыс. тонн.

— За счет увеличения объемов переработки семян подсолнуха на украинских предприятиях и наращивания производства маслично-жировой продукции, то есть растительного масла, маргарина, специальных жиров и майонезов, поступления в госбюджет в 2001 году, по сравнению с 1998-м, увеличились с 345 млн. грн. до 1 млрд. 81 млн. грн., — отметила Л.Зинченко.

Кроме того, добавила она, благодаря введению ограничений в виде пошлины на экспорт подсолнуха объемы производства растительного масла в Украине достигли уровня 1990—1991 годов при загрузке мощностей по его производству на 60%, маргариновой продукции — на 40%. Стабилизация же финансового состояния предприятий, часть которых были официальными банкротами, конкурентоспособность продукции и, как результат, стабилизация внутреннего рынка создали благоприятные условия для инвестиций — как внутренних, так и внешних.

Приведенные цифры действительно красноречивы, а результаты убедительны. И все же, если исходить из отраслевых интересов, эти позитивы выгодны только переработчикам подсолнуха. Поскольку вывозить подсолнух с уплатой 17% пошлины трейдерам не очень выгодно, то этим, собственно, и пользуются внутренние переработчики, развивая свое производство и неплохо зарабатывая на экспорте продуктов переработки подсолнуха, прежде всего на подсолнечном масле. Но ведь есть еще интересы производителей сырья. Кто позаботится о них?

Исправлять финансовое положение сельскохозяйственных производств, по мнению одного из авторов законопроекта, члена комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александра Шевченко, следует, прежде всего, в полной мере используя экспортный потенциал самых рентабельных культур. Это поможет максимально приблизить внутренние цены на агропродукцию к внешним.

— Семена подсолнуха — это та сельхозпродукция, которая остается конкурентоспособной и на внутреннем, и, что особенно важно, на внешнем рынках. Она и при нынешних ценах дает сравнительно неплохую рентабельность, но я убежден, что эти показатели могут и должны быть еще лучше. Имея сегодня практически убыточное сельское хозяйство, разбалансированный внутренний рынок прочей агропродукции, прежде всего животноводческой, сталкивающейся с рядом экономических препятствий на внешних рынках (например, ограничение экспорта сухого молока и казеина), мы должны дать крестьянину возможность заработать дополнительные средства путем повышения рентабельности подсолнуха, то есть, отменив экспортную пошлину. Кроме того, ее отмену следует рассматривать в качестве составляющей дальнейшего продвижения на внешние рынки украинской продукции, в качестве средства расширения внешних рынков, — считает А.Шевченко.

По словам депутата, украинские маслично-экстракционные заводы уже прошли этап финансовой стабилизации и имеют сегодня достаточный потенциал, чтобы работать в условиях беспошлинного экспорта подсолнуха.

— Естественно, мы не против высокой рентабельности наших переработчиков, — сказал А.Шевченко. — Но действие пошлины способствует искусственному занижению внутренних цен из-за отсутствия конкуренции между трейдерами-экспортерами и отечественными переработчиками. При отмене пошлины последние просто потеряют сегодняшние сверхприбыли, но это не помешает их прибыльной деятельности. Если представить, что при отмене 17-процентной пошлины внутренние цены возрастут на эти же 17% (а я уверен, что они повысятся больше), то есть примерно на 200 грн. за тонну, то при урожае подсолнуха в 3 млн. тонн крестьяне получили бы дополнительно 600 млн. грн. прибыли. То есть сумму, составляющую около половины всех бюджетных затрат 2002 г. на сельское хозяйство.

Учитывая бурные споры украинских законодателей и производителей масла вокруг возможной отмены экспортной пошлины, найти разрешение этой проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны, будет непросто. А скорее всего — невозможно, поскольку законопроект предполагает не оптимальное для обеих сторон уменьшение пошлины, а ее полную отмену. Таким образом, интересы одной стороны (крестьян-производителей или переработчиков) могут быть удовлетворены лишь за счет интересов другой.

В этой ситуации, очевидно, логично было бы определить приоритеты, а именно — чьи интересы следует считать более важными. Для этого необходимо провести небольшой анализ.

В последние годы украинский АПК дает достаточно стабильный прирост объемов производства продукции. Но при этом существует значительный разрыв в темпах роста разных отраслевых сегментов. Так, в 2000 и 2001 годах рост объемов производства сельхозпродукции составлял, соответственно, 9,2% и 9,8%. Аналогичные показатели перерабатывающей отрасли (пищевая промышленность и переработка сельхозпродукции) — соответственно 25% и 18,2%. Отметим, что сельхозпроизводители, в отличие от переработчиков, работают в льготном налоговом режиме — платят фиксированный налог, составляющий около 7% прибыли. При этом перерабатывающая отрасль и так демонстрирует довольно высокие результаты, свидетельствующие об уже упомянутой стабильности и налаженности работы ее предприятий. По различным данным, рентабельность маслично-экстракционных заводов в Украине составляет 25—40%.

Таким образом, с учетом приведенных финансово-экономических показателей, можно предположить, что на сегодня большей поддержки как в плане налоговой, так и таможенной государственной политики требует именно сельское хозяйство. Тем более что успешная деятельность производителя сырья является залогом успеха его переработчиков.