В общественном сознании укоренился стереотип, что хакер - это компьютерный вандал, взламывающий сети и рыскающий по файлам вашей машины.
Может быть, сейчас это и так, но первоначально у этого слова был совсем иной смысл.
Когда компьютеры были большими, а мальчик Билли писал свой BASIC, существовало племя, молодое, незнакомое. И звались они хакерами. Никто из них и не помышлял о взломе компьютеров и не пытался стянуть лишнюю сотню баксов у дядьки Рокфеллера.
Были они простыми студентами-самоучками и, что самое главное, до фанатизма влюбленными в программирование. Пределом мечтаний для них была ночь, проведенная в компьютерном зале в попытках извлечь фуги Баха из груды железа, именуемой ТХ-О, или за программированием простенькой по нынешним временам игрушки «Звездные войны».
Все это начиналось в Массачусетсском технологическом институте (MIT). Все были друзьями, и каждый делился своими успехами с другими.
С развитием сети ARPANET, в которую вошли многие вузы Америки, стали образовываться целые группы хакеров.
Hacker (хакер) - прежде всего «тот, кто топором делает мебель»; плотник - программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирование на околокомпьютерные темы.
Была еще и другая формулировка слова «хакер», но она вызывала много возражений. Хакер - человек, готовый всюду совать свой нос в поисках защищенной (секретной) информации.
Сами хакеры не любили называть себя хакерами, для них бальзам на душу, если другие назовут их этим славным именем. Объяснение кроется в том, что хакеры считают себя (и заслуженно) элитой программистского сообщества, а кричать повсюду о собственной элитарности могут только идиоты. При этом хакеры не замкнуты сами на себе, а всегда рады приветствовать в своих рядах каждого нового члена.
У хакеров тех времен была своя этика, которая основывалась на том, чтобы нести людям свое мастерство, бесплатно создавать программные продукты, всячески облегчать пользователям доступ к информации и различным компьютерным ресурсам.
Или, например, залезть в чью-то систему (craсking) просто из интереса или забавы, ничего при этом не украв и не испортив, а потом объяснить хозяину, как это было сделано и как можно прикрыть имеющуюся в системе брешь.
Даже смысл слова hack был исковеркан до неузнаваемости и теперь ассоциируется со взломом чего-либо. Хотя изначально оно подразумевало совсем иное. Для процесса хачинья всегда характерен момент творчества, поэтому независимо от того, хачится маленькая заплатка или большая программа с тщательно продуманными деталями, - в любом случае у человека посвященного не могут не вызвать восхищения ловкость и изобретательность решения.
Важным, но уже вторичным значением слова «хак» является «талантливый розыгрыш с элементами творчества».
Хаки проще продемонстрировать на примерах, которые не имеют ничего общего с программированием. В 1961 году студенты Калтеха (Калифорнийского технологического института) в Пасадене отхачили футбольный матч.
Один из студентов под видом журналиста взял интервью у главного режиссера этого матча со стороны Вашингтонского университета. Непременной частью таких матчей являются «живые картинки» - болельщикам на трибунах раздаются цветные платки, а также составленные режиссером и отпечатанные на специальных бланках сценарии, по которым в нужный момент поднимается платок нужного цвета; все платки вместе образуют какую-либо надпись, лозунг или динамическую картинку.
Студент выпытал у него, как действуют такие сценарии. И когда ничего не подозревающий режиссер обедал в ближайшей забегаловке, группа студентов с помощью отмычки и тротиловых шашек проникла в его кабинет и выкрала оттуда чистый бланк сценария.
С помощью принтера и черной магии они сделали 2300 копий этого бланка и на следующий день выкрали уже главный сценарий - несколько огромных плакатов, где были нарисованы нужные схемы, которые люди на трибунах должны будут «рисовать» своими платками.
Досконально изучив сценарий, студенты изготовили свой вариант трех «живых картинок».
Взломав дверь в третий раз (интересно, что там от нее осталось после тротиловых шашек), они положили на место главный сценарий и подменили сценарии, которые предназначались людям на трибунах.
В результате во время матча вместо «Вашингтон» на трибунах появилась огромная надпись «Калтех», слово «головорезы» (прозвище студентов из Вашингтона) писалось наоборот, а вместо картинки с эмблемой Вашингтона на трибунах вспыхнула эмблема Калтеха.
Сегодня эта история считается классическим хаком еще и по той причине, что замена порядка следования элементов в массиве на прямо противоположный является одним из принципов программирования.
Еще одна история, рассказывающая о классическом хаке. 20 ноября 1982 года Массачусетсский технологический институт отхачил футбольный матч между Гарвардом и Йелем. Сразу же после того, как Гарвард забил гол в ворота Йеля, из-под земли рядом с сорокаметровой линией появился маленький черный шарик, поднялся в воздух и на глазах изумленных зрителей начал раздуваться. С каждой минутой он становился все больше и больше, и вскоре все присутствующие увидели, что на нем написано MIT. Когда диаметр шара достиг двух метров, тот с треском лопнул, оставив облако белого дыма.
Трюк был тщательно спланирован и блестяще выполнен членами институтского братства Дельта Каппа Эпсилон. Устройство состояло из метеорологического зонда, гидравлического фреонового толкателя, который выталкивал зонд из-под земли, и пылесоса, с помощью которого зонд заполнялся газом.
Студентам пришлось приходить на Гарвардский стадион между часом ночи и пятью утра восемь раз. Они нашли незадействованную электросеть, подсоединили к ней провод, который проложили до самой сорокаметровой линии на футбольном поле, и там же закопали свой зонд. Когда подошло время, один из членов братства повис на рубильнике… и тем самым замкнул цепь (подвиг Матросова).
В этом розыгрыше были налицо все характеристики правильного хака: неожиданность, публичность, зрелищность, примитивная технология и полная безопасность. Благодаря ручному управлению для розыгрыша удалось выбрать момент, когда игра была приостановлена, поэтому трюк никак не повлиял на конечный итог матча. Кроме того, студенты прикрепили к шару табличку, на которой крупными буквами было написано, что для зрителей шар не представляет никакой опасности и что в нем нет взрывчатки (а если бы и была, то же самое бы написали).
Ректор MIT Пол Е.Грэй сказал: «Все обвинения в мой адрес о том, что я имею к этому событию какое-то отношение, абсолютно беспочвенны. К сожалению».
Вот видите - хакер, оказывается, не чудовище и изверг, а вполне даже свой парень, готовый поделиться своими программами, знаниями и умениями, ну, или, на худой конец, сделать мелкую пакость ближнему своему!
Ну а кто ж этого не любит (разумеется, не считая этого «ближнего»)?
Кому же так навредили эти вполне безобидные, увлеченные своим делом люди, что их стали «склонять» вовсе не в восторженных тонах, а в строках криминальных хроник?
Как это ни странно и как ни удивительно, но хочется воскликнуть: «Ба! Знакомые все лица», так как и тут приложил руку… да-да, вы снова правы - тогда еще молодой Билл Гейтс.
Дело в том, что Билл Гейтс (студент первого курса в Гарварде) и Пол Аллен (молодой программист из компании Honeywell) написали интерпретатор языка BASIC для маленького любительского компьютера «Альтаир», производимого тогда в городе Альбукерке Эдом Робертсом и его фирмой VBNC. Этот интерпретатор стал первой программой, научившей простенький «Альтаир» действительно что-то делать. Компания VBNC в дальнейшем продавала каждую копию ленточки (перфоленты) с кодом Бейсика для «Альтаира» за $500 (!).
И вот в июне 1975 года, во время демонстрации «Альтаира» на семинаре в Пало-Альто, один из членов клуба «Самодельный компьютер» не удержался от искушения и прихватил с собой запасную перфоленту с Бейсиком, случайно оказавшуюся неподалеку от работающего телетайпа «Альтаира». Вскоре Бейсик для машины «Альтаир» широко распространился среди хакерских клубов Америки.
Конечно же, это не могло обрадовать Билла Гейтса и Пола Аллена, так как VBNC отчисляла им гонорар с каждой проданной копии. Разразился скандал. Гейтс опубликовал «открытое письмо любителям», в котором обвинял их в краже профессиональной работы, а любители всерьез обсуждали вопрос о том, не привлечь ли Гейтса к суду за необоснованное обвинение в воровстве.
В конечном счете победила точка зрения Гейтса, так как продажа программ для разнообразных компьютеров сулила огромные прибыли, и многие предприниматели, бизнесмены и даже программисты быстро это поняли. Остались, однако, и такие люди, которые придерживались иного мнения, - именно они создали наибольшую часть того, что сейчас известно нам как бесплатное программное обеспечение, или Public Domain (всеобщее достояние).
Что ж, теперь нетрудно понять, почему многие действительно сильные и знающие программисты занимаются взломом защит, обходом электронных ключей и другими видами превращения платного программного обеспечения в бесплатное. Некоторые из них считают любой барьер прямым вызовом их способностям и интеллекту.
Но есть еще одна очень важная причина для хакерства - просто многим программистам нравится делать с программами и компьютерами все, что они захотят. Как и те первые хакеры, которые пришли к компьютерам от действующего макета железной дороги, они всей душой любят свою работу, так как это нечто большее, чем средство зарабатывать деньги, - это их образ жизни. И, надо заметить, настоящие хакеры находят ошибки в процессорах, операционных системах и даже изменяют части операционных систем для устранения ошибок.
Некоторые истинные хакеры даже сами пишут операционные системы. Многие действительно этичные хакеры до сих пор продолжают пополнять всемирную коллекцию Public Domain Software.