UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подземные деньги бюджета

Положительные сдвиги в угольной отрасли в целом налицо. Прервана неприглядная динамика падения о...

Автор: Леонид Стаханский

Положительные сдвиги в угольной отрасли в целом налицо. Прервана неприглядная динамика падения объемов угледобычи, наращиваются темпы и масштабы технического перевооружения угольных предприятий, решаются жизненно важные для угольщиков проблемы…

Но, как говорится, покой нам только снится — и порочное наследие кризисных 90-х дает о себе знать на отечественном рынке угля. Еще жива практика зарывания бюджетных денег под землю, когда выделенные государством на организацию добычи отечественного энергоносителя средства используются не по целевому назначению или, того больше, оседают в карманах посредников.

Отечественный углепром — вещь весьма противоречивая. С одной стороны, неизбежно высокая себестоимость угля, хронические проблемы угледобывающей отрасли в Украине, в частности, отработавшее свой срок оборудование, свидетельствуют о том, что в этом секторе экономики, очень инертном и при этом финансовоемком, сложнейшие проблемы сплелись в единый узел. С другой — реалии наших дней не дают права говорить о скором и масштабном сворачивании углепрома как стратегической отрасли, обеспечивающей функционирование и внутреннюю целостность национальной экономики. Это подтверждается рядом факторов. Во-первых, уголь — единственный отечественный энергоноситель, который имеется в достаточном количестве и обеспечивает энергетическую безопасность нашего государства. Во-вторых, решение существующих социально-политических и регионально-отраслевых проблем невозможно без эффективной работы угледобывающей отрасли.

Первое полугодие текущего года эта базовая отрасль закончила с несомненными плюсами. Главный критерий оценки — рост угледобычи (по сравнению с 2003 годом в среднем порядка 4—5%) — обеспечен в основном за счет человеческого фактора (рост зарплат шахтеров), возросшего бюджетного финансирования, набирающего обороты перевооружения технического фонда шахт, а также благоприятной мировой конъюнктуры на рынке металла, потребляющего значительную часть продукции угольщиков.

В январе—мае выдано на-гора черного золота на 1,52 млн. т больше, чем за аналогичный период прошлого года (32,75 млн. т в 2003 году и 34,27 млн. т в 2004-м). И это уже прямой результат работы главы Минтопэнерго Сергея Тулуба. Нелишним будет отметить и ускорение процесса реформирования рынка угля и связанных с ним сфер, в первую очередь, угольного машиностроения и энергорынка.

Но на этом внушающем оптимизм фоне продолжают жить и здравствовать всевозможные нарушения, в первую очередь финансово-производственные. Ясно, что бюджетные закрома Родины привлекают любителей легкой наживы больше, чем бескрайние просторы ее угольных полей, тогда как вопросы государственных интересов и элементарной безопасности шахтеров не очень беспокоят бизнесменов от купли-продажи.

Еще полгода назад в ведущих СМИ довольно часто публиковались материалы о злоупотреблениях и коррупции среди чиновников отраслевого министерства. Сегодня на первый план вышли проблемы задолженности по зарплатам, другие социально значимые темы. Должное внимание уделяется проектам по повышению управляемости угольных предприятий (например, создание НАКа по украинскому углю) и поиску новых сбалансированных форм хозяйствования для предприятий. Вместе с тем работа отрасли напрямую зависит от эффективности и прозрачности функционирования бюджетной сферы. Как показывает практика, особо остро этот вопрос стоит в регионах, на конкретных предприятиях.

Информация из угольных областей страны изобилует разного рода занимательными фактами «хозяйского» отношения к общим угольным денежкам. Вот некоторые из них.

В мае—июне 2003 года шахта «Трудовская» (ГП «Донецкуголь») и шахтоупраувление «Донбасс» произвели оплату (2,2 и 7,9 млн. грн. соответственно) бюджетными, а значит, нашими с вами средствами в адрес ГП «Петровский завод угольного машиностроения» за внедрение унифицированной телекоммуникационной системы диспетчерского контроля. Согласно приказу Минфина Украины №83 от 6 апреля 1998 года, срок поставки оборудования и выполнения работ за бюджетные средства ограничен 30 днями. В отдельных случаях с особого разрешения распорядителя бюджетных средств (Минфина, Минтопэнерго) он может быть продлен до 90 дней. В данном же случае Минфин продлил срок выполнения работ до 12 месяцев. В полном объеме работы не выполнены и по сегодняшний день, наоборот, поговаривают о новом значительном продлении срока их окончания.

Такая вот «эффективность» использования немалых бюджетных средств вызывает вполне закономерные вопросы. Что это за оборудование, далеко не самое сложное, на установку которого требуется больше года? И почему заказчиков устраивает сложившаяся ситуация?

Или еще один пример. 30 апреля 2004 года ГП «Донецкуголь» перечислило бюджетные средства в сумме 1,5 млн. грн. частному предприятию ООО «Эрлайт» за очистной комбайн УКД-200. Комбайн должны были поставить в конце мая — исходя из все тех же обязательных для всех тридцати дней. Однако продукция поступила на шахту «Южнодонбасская №1» в последних числах июня, на месяц позже положенных сроков.

И снова появляются вопросы. Рынок угольного машиностроения в Украине давно сложился, на нем работает ряд крупных, проверенных временем и делом заводов-тяжеловесов. Чтобы соблюсти установленные сроки, машиностроители были вынуждены закупать из собственных оборотных средств все необходимое для производства. Неужели НКМЗ, выпускающий комбайн УКД-200, не может, используя преимущества как завода-производителя, напрямую, без посредников работать с шахтой? Почему нужно было отказываться от услуг предприятия, которое может нести ответственность и как производитель, и как продавец — гарантировать качество поставляемого оборудования и безопасность работающих на нем шахтеров, вовремя выполнять свои обязательства, оплаченные, между прочим, бюджетными деньгами? Как результат, бюджетное финансирование по ГП «Донецкуголь» было на весьма длительный срок заморожено, что далеко не лучшим образом сказалось на крупном угольном предприятии.

Подобных фактов в новейшей истории угольной отрасли немало. И это примеры о разбазаривании государственных денег. Логично напрашивается вопрос — а может, это кому-то выгодно?

Так, в конце мая на коллегии в Донецке министр С.Тулуб отметил, что отрасль серьезно страдает от подобной деятельности «дядей от всяких там ООО». И правда, может, не стоит изобретать велосипед, а работать на столь стратегически важном для страны рынке с проверенными партнерами и производителями? Тогда денег хватит и на зарплату, и на проходку, и даже на новую современную технику…

Тогда противоречий в отечественном углепроме значительно поубавится.