UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОДВОДНЫЕ РИФЫ ТАРИФОВ

Минувший год не был судьбоносным для сферы коммунальных услуг. По крайней мере, государство не инициировало централизованный пересмотр тарифов, отдав прерогативу ценообразования на места...

Автор: Надежда Гоцуенко

Минувший год не был судьбоносным для сферы коммунальных услуг. По крайней мере, государство не инициировало централизованный пересмотр тарифов, отдав прерогативу ценообразования на места. Тем не менее, если в целом тарифы на услуги выросли на 5,4%, то на их коммунальную разновидность повысились на 6,7%. Причем в регионах эта величина существенно отличается. Например, в Донецке стоимость коммунальных услуг возросла почти в два раза больше, чем в среднем по стране, увеличившись за прошлый год на 13,2%. Правда, по мнению специалистов, даже такой рост не позволяет вывести коммуналку из хозяйственного тупика.

По мере накопления опыта работы в новых условиях к местным руководителям приходит понимание того, что за счет платы за услуги, даже если она будет вноситься более аккуратно, а тарифы за услуги — последовательно повышаться, необходимой реконструкции и модернизации предприятий коммунального хозяйства, транспорта, связи произвести не удастся. Привлечение в эту сферу кредитов, частного капитала становится неотложной задачей. По этому пути уже пошли водоканалы, как наиболее проблемные предприятия по части своего технического состояния и предоставления качественных услуг. По программе, связанной с получением кредитов, проводится реконструкция предприятий водоканала в Запорожье, Львове, Херсоне, Мариуполе. Недавно появилась еще одна форма для привлечения средств в эту отрасль — передача водоканалов в аренду частным предприятиям. «Львовоблэнерго» взял в аренду имущественный комплекс «Стрыйводоканал» на пять лет, а «Черниговоблэнерго» — водоканал Нежина. Приватизированные предприятия-арендаторы, дабы не растить долги за использованную электроэнергию, взялись наводить порядок на объектах водоснабжения собственными силами. Судя по всему, эта форма взаимоотношения должников и кредиторов будет развиваться дальше, приобретая все новые формы.

Но это — отдельные примеры. В большинстве же случаев ситуация с урегулированием тарифов остается замороженной. Местные власти не рискуют повышать цены на услуги в соответствии со сложившимися реалиями. Очень уж непопулярны такие решения. В прошлом году многие органы местного самоуправления под давлением недовольных потребителей отменили ранее принятые решения, связанные с повышением тарифов, даже при том, что они были экономически обоснованы. Как следствие, качество услуг остается низким, а проблемы обостряются.

В нынешнем году тарифы на основные услуги будут повышаться. О своем намерении пересмотреть тарифы за проезд в городском коммунальном транспорте в первом квартале объявили столичные власти, органы самоуправления ряда городов страны. Претерпят изменения услуги связи. Но наибольшую перспективу на повышение имеют опять-таки тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Это обусловлено повышением стоимости энергоносителей, удельный вес которых в структуре затрат на производство этих услуг составляет 60%. Возрастают и расходы, связанные с повышением минимальной зарплаты и возросшими амортизационными отчислениями. По данным Минэкономики, нынешние тарифы на коммунальные услуги для населения компенсируют затраты на их производство всего на 70—80%. Убыточными остаются и трамвайно-троллейбусные предприятия большинства городов. Но, судя по всему, ситуация будет меняться. Органы местного самоуправления поставлены в такие условия, что будут вынуждены отрегулировать тарифы. Заниматься популизмом становится все накладнее. Кабинет министров направил в парламент проект закона Украины «О внесении изменений к статье 9 Закона Украины «О ценах и ценообразовании». В документе записано: если местные органы власти устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже уровня экономически обоснованных затрат на их производство, то компенсировать хозяйствующему субъекту не по его вине допущенные убытки придется за счет соответствующих бюджетов…