UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почти честный ввоз

Высокие налоги на ввоз транспортных средств из-за рубежа делают легальный импорт автомобилей в Украину невыгодным...

Автор: Петр Ходовой

Высокие налоги на ввоз транспортных средств из-за рубежа делают легальный импорт автомобилей в Украину невыгодным. Но если знать, как почти законно не платить ввозные пошлины, можно не только недорого привезти иномарку, но и хорошо заработать…

Невидимая борьба между законодателями, которые «латают» налоговые дыры, и предприимчивыми гражданами, которые эти дыры находят, длится десятилетиями. Причем с переменным успехом. Например, десять лет назад все ездили на автомобилях, ввезенных «временно», без уплаты каких-либо налогов. Или ввозили легально, но существенно занижали таможенную стоимость, которая влияет на размер налогов. Потом эти возможности прикрыли, но проявилась другая — ввозить машины поагрегатно — кузов и двигатель отдельно. После того как моторы и кузова растаможивать стало невыгодно, этот вид импорта исчез. Но сегодня некоторые методы полулегального ввоза опять активно используются отечественными предпринимателями. При этом с точки зрения законности у них вроде бы все в порядке, но ухищрения видны невооруженным глазом.

Частями дешевле, чем в сборе

Один из методов экономии на налогах использует принцип работавшего несколько лет «поагрегатного ввоза». Физически он выглядит почти так же, как и семь лет назад — перед украинской границей с обычного исправного автомобиля снимается несколько деталей, и в таком виде авто перевозится через контрольно-пропускной пункт. Разница только в количестве деталей. Если ранее с машины снимали только двигатель и коробку передач, то сегодня приходится еще и подвеску. Автомобиль без указанных агрегатов считается для таможенников не транспортным средством, а машинокомплектом для ее сборки. Кроме того, ранее автомобиль при ввозе оформлялся на частное лицо, сегодня — на предприятие. Ведь для «частников» растаможить кузов будет дороже, чем весь автомобиль ввозимой марки в самом шикарном исполнении. Поэтому «машинокомплект» оформляется на юридическое лицо, у которого в уставе записан вид деятельности «сборка автомобилей». Несмотря на громкое название, таких «заводов» в Украине было несколько десятков, и все они мало чем отличались от захудалого сельского автосервиса. На них к машине прикручивались ранее отвинченные детали и получался готовый автомобиль. В чем экономия? Для сборочных предприятий таможенная пошлина при ввозе машинокомплектов минимальна, и стоимость полной растаможки кузова составляла около 5—6 тыс. гривен. А разница между суммой ввозных налогов на готовый автомобиль и «машинокомплект» составляла около 60—70%. Таким образом за 2006 год в Украину было ввезено только через западную границу около 3,6 тысячи автомобилей. Впрочем, с нового года ручеек поредел. Ведь за ввоз бывших в употреблении кузовов ввели акциз в размере 4000 грн. К тому же при первой регистрации ввезенной из-за границы подержанной машины гаишники тоже требуют уплатить несколько тысяч гривен. Теперь подобным образом выгодно ввозить только дорогие автомобили, где экономия от неуплаты пошлины составляет несколько тысяч евро. И этим активно пользуются. Говорят, подобные «автозаводы» «собрали» уже несколько Ferrari и Bentley.

Машина по цене велосипеда

Второй старый, но почти забытый метод уменьшения размера налогообложения при ввозе транспортных средств «возродили» в Одессе — занижение таможенной стоимости автомобиля. Эта величина прямо влияет на общую сумму начисленных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при растаможке машин. Например, если машина стоит 100 тыс. евро, то пошлина на нее будет 20 тыс., а НДС — около 24 тыс. При указывании на таможне цены вдвое меньше примерно вдвое уменьшатся и налоги. Сегодня занизить таможенную стоимость на готовый автомобиль практически нереально, ведь украинские таможенники владеют обширной базой данных по обычным ценам как на новые, так и на подержанные машины. Нет возможности занизить цену даже при сговоре с таможенником: подозрительно низкая цена сразу будет распознана компьютерной программой таможни и не даст возможности легализовать автомобиль. Но отечественные предприниматели нашли слабинку и в компьютере. С ввозимых в Украину готовых автомобилей (даже новых) они снимают всего пару деталей. Причем в этом случае не делают сложных операций, демонтируя двигатель или коробку передач. Они отвинчивают внешние детали, без которых машина теряет товарный вид — фары, крылья, двери и т.д. Снятые запчасти растаможиваются отдельно, а на «недоукомплектованный» автомобиль предоставляют документы, что он на треть или вдвое дешевле аналогичного, но готового. Таким образом переправляют в основном дорогие новые иномарки, которые реализуются потом через частных лиц или на комиссионных площадках. При этом сэкономленные на налогах деньги остаются не только в карманах дельцов, но и дают возможность сделать для покупателя машину на пару тысяч дешевле, чем ввезенную официально.

Близнецы по номеру

Существуют также криминальные методы ввоза автомобилей, которые подразумевают продажу краденых машин с подделанными документами или номерными агрегатами транспортных средств. Например, в последнее время популярна схема «автомобили-близнецы». На территории одной из европейских стран угоняется автомобиль определенной марки и цвета, например, серебристый BMW. Под нее в Украине подбираются документы такой же модели и цвета (например, от битой машины), а на украденной подделываются номера кузова и двигателя. Потом документы вывозятся за границу, и иномарка с ними ввозится в Украину, вроде бы она оттуда и выехала. Подделку номеров можно отличить только с помощью специального оборудования, которое есть не во всех МРЭО страны. А ведь машину можно «продать» и по доверенности, без оформления в ГАИ!

Этими и другими способами в Украину попадает несколько тысяч автомобилей ежегодно, причем как новых, так и подержанных. А ведь на каждой машине, ввезенной полулегально, государство теряет несколько тысяч гривен или даже долларов, которые уходят в карман предприимчивым дельцам, научившимся умело обходить несовершенные законы.