UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему ползет локомотив крупных инвестиций

Хлипкой экономике области, как вода в летнюю жару, нужны инвестиции - внутренние и иностранные.

Автор: Роман Якель

Но если украинские инвесторы в область приходят более или менее активно (о чем свидетельствует статистика привлечения капитальных инвестиций: только в прошлом году их прибавилось 8,4 млрд грн), то зарубежных - негусто. Они отказываются играть по украинским правилам, когда за взятки можно все "порешать", не хотят становиться объектами рейдерских атак. Их не устраивает перспектива лишиться имущества из-за коррумпированного суда и незащищенной интеллектуальной собственности. А еще - они ждут свободных земельных участков или производственных помещений "под ключ". Иностранные инвесторы желательны прежде всего тем, что они приносят с собой передовые технологии, создают сотни и тысячи пристойно оплачиваемых рабочих мест и наполняют местные бюджеты.

В привлечении иностранных инвестиций Тернопольщина немного подтянулась. За последние полтора года экономика этого маленького региона вышла на уровень 104 млн долл. прямых иностранных инвестиций. Это один из самых высоких темпов прироста (в целых 2,4 раза) среди регионов Украины. В область пришли известные компании - "Сумитомо Электрик Борднетце" из Германии (кабельные связи для автомобилей), инвестиционный фонд Salic (Саудовская Аравия), сеть ресторанов "МакДональдз" (быстрое питание), меньшие компании из Эстонии, Литвы, Бельгии. Об этом шла речь на недавнем международном инвестиционном форуме "Тернопольщина Іnvest-2019", который состоялся в Збаражском замке.

Но потенциал для инвестирования в области - значительный и еще далеко не реализованный. В капиталовложениях нуждаются различные отрасли - сельское хозяйство, ІТ-сектор, туризм и рекреация и т.п. Но самыми перспективными сферами привлечения иностранных инвестиций остаются аграрный сектор и переработка сельскохозяйственной продукции, суммарно обеспечивающие свыше половины валового продукта области.

Область не может пожаловаться на недостаток сырья для переработки. На Тернопольщине вал зерновых и зернобобовых культур в прошлом году достиг отметки 3 млн тонн, и их урожайность на 20% выше, чем в среднем по Украине. Но большинство продовольственных сортов зерна либо вывозится за границу, либо перерабатывается в других регионах. И именно за пределами области формируется более высокая добавленная стоимость, создаются рабочие места, а доходы получают тамошние бюджеты.

Области явно не хватает крупных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции, которые могли бы подтолкнуть развитие этой отрасли и сопредельных. И здесь очень перспективными культурами являются рапс и соя. Их вала - слишком много.

Например, за последние 8 лет выращивание рапса в области выросло в 2,5 раза (с 95,5 тыс. тонн в 2010-м до 239 тыс. тонн в прошлом году), а сои - в шесть раз (с 41,4 тыс. тонн - до 232 тыс. тонн за этот период). Но в 2018-м переработано сои только 14 тыс. тонн, а рапса - 16 тыс. тонн. Остальные объемы вывозятся, и большая часть прибылей от переработки оседает за границей.

Однако рынки рапса и сои привлекательны для инвестора потому, что они глобальные, не испытывают резких ценовых колебаний, а спрос на эти культуры в мире только растет. И здесь замечаем особенность: по данным Госстата, сейчас 88% объемов рапса из Украины вывозится в страны Евросоюза. В экспорте сои тоже доминирует рынок ЕС, но немалую долю соевых бобов импортирует Китай.

Европейские государства интересует рапс из Украины прежде всего как сырье. Они построили ряд заводов, которые вырабатывают из него биодизель. В его неомраченном будущем можно не сомневаться. Правительства европейских стран установили жесткие требования к производителям горючего, к его качеству, к торговым сетям, которые обязаны продавать определенную долю экологического горючего.

Но если везти в Европу не сырой рапс, а сделанное из него масло, то его можно продать намного дороже, а транспортные затраты будут по крайней мере втрое ниже, да и снизятся выбросы вредных веществ в атмосферу. Тогда возрастает привлекательность этой отрасли, поскольку она входит в глубокую переработку. Ведь рапсовое масло используется в фармацевтической отрасли, в изготовлении стройматериалов (красок, олифы). То есть переработка рапса будет давать толчок развитию других отраслей, которые так или иначе будут привязывать к Тернопольщине. Кроме того, продукт переработки рапса и сои - шрот - используется для кормления крупного рогатого скота, свиней, является питательным кормом для птиц, рыб, домашних животные, т.е. обеспечивает мультипликационный эффект. Поэтому в более отдаленном будущем в селах появится больше молочных ферм, что дает надежду на остановку трудовой миграции людей из области, а со временем - и возвращение их с заработанными деньгами на родину для ведения бизнеса...

- Если построить завод по переработке рапса и сои мощностью 300 тонн в сутки, или 100 тыс. тонн в год, то он станет рентабельным, - рассказывает директор областного Агентства регионального развития, осуществляющего сопровождение проекта Владимир Василевский. - Мы предлагаем инвестору два базовых варианта. Первый - строительство завода полностью с нуля на свободном земельном участке с коммуникациями и подведенными железнодорожными путями (инвестиционный капитал указанного проекта достигает свыше 15 млн евро). Эта железнодорожная ветвь важна при строительстве элеватора, который является оптимальным для одновременного хранения до 60 тыс. тонн зерна. Он зарабатывает средства прежде всего как элеватор и, кроме того, делает кондиционным зерно, которое принимает у сельхозпроизводителей. И если правильно выбрать зону хранения зерна, то можно будет развивать кооперацию с фермерами, внедрять программы их стимулирования, поскольку они будут знать, что это зерно не пропадет, будет сохранено, и его можно будет продать тогда, когда ценовая конъюнктура станет наиболее благоприятной. Второй вариант - строительство такого завода около уже действующего сертифицированного элеватора с возможностью присоединиться к имеющейся инфраструктуре. В таких условиях можно инвестировать намного меньше средств - до 5 млн долл. и в течение одного года запустить проект. Нам важно создать новые рабочие места. А в нашей области достаточно высококвалифицированных специалистов пищевой промышленности, так как она довольно развита. Есть еще и соответствующая учебная база, в частности Тернопольский национальный технический университет, который готовит инженеров-технологов для этой отрасли...

Хотя и медленными темпами, но на Тернопольщине все же увеличиваются площади под садами и ягодниками. В прошлом году, по данным статистики, валовой сбор плодов и ягод превысил 88 тыс. тонн. Но перерабатывается всего-навсего от 10 до 30% плодов. Например, весь фруктовый сок в области продуцируют только два производителя. А свыше 90% этого сокового вала - это концентрированный сок одного производителя, который экспортируется в Польшу, Германию, а оттуда уже глубоко переработанный продукт завозится в Украину. Денежные "сливки" получает иностранный производитель. И нереализованные возможности - именно в сфере переработки плодов и ягод на территории области.

Но не следует снимать со счетов тот факт, что рынок готовых продуктов питания - высококонкурентный. И сейчас тяжело соревноваться с такими раскрученными торговыми марками, как, например, "Сандора", "Садочок", "Наш сік" и т.п., чья продукция давно заняла полки магазинов области. С другой стороны, в мире появился тренд на употребление свежей плодово-ягодной продукции.

Поэтому, скорее всего, следует вкладывать средства в выращивание и хранение высококачественных столовых сортов яблок, малины, ежевики, смородины, других фруктов. И здесь нужна тесная кооперация производителей с Тернопольщины, которые могли бы поставлять по заказу европейских торговых сетей большие однородные партии этих фруктов в сжатые сроки. А они часто не готовы к этому.

Что уж говорить о нехватке у производителей плодов и ягод с Тернопольщины оригинальных маркетинговых идей, слабом желании создавать бренды, продвигать их, чтобы местные торговые марки были узнаваемыми. Потому и пользуются этими прорехами зарубежные торговые сети, которые легко подводят малоизвестную торговую марку под свою, этим самым "откусывая" у производителя часть прибыли. И, параллельно с торговой маркой отдельных фруктовых или овощных продуктов, не повредит создавать бренд всей территории, рекламировать ее как такую, где выращивают уникальную продукцию. Например, Тернопольщина - регион яблок, груш, малины, меда или улиток...

Еще один мировой тренд - производство органической продукции, на которую спрос в Европе, и которая стоит на 30–200% дороже, чем обычная. Но эти ниши в области почти совершенно незаполнены. Удивляешься: производителей органических культур - зерновых, малины, ежевики - можно перечислить на пальцах. Их на Тернопольщине целых четыре предприятия. Остальные, очевидно, размышляют: зачем морочиться с применением чистых агротехнологий, инспектированием почв, проведением лабораторных анализов и т.п., чтобы получить сертификаты органического производства. И поэтому ни украинские, ни зарубежные инвесторы не торопятся приходить в эту отрасль на Тернопольщине.

"Создание индустриальных парков (а их в Украине уже 38) и предоставление им государственной поддержки - ключевое направление региональной политики государства", - отметил в выступлении на инвестиционном форуме первый вице-премьер-министр Степан Кубив.

В области пока что взят старт на создание двух таких индустриальных парков - в Тернополе и Черткове. А преобладать в них должны именно предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, потому что сырья для переработки - под завязку. Тогда появится надежда на этот разрекламированный мультипликационный эффект, и область все же не останется на задворках экономики Украины.