UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почем нынче акции для народа?

В уже далеких 90-х годах многие из нас получили на руки некую бумажку, рыночная стоимость которой определялась в то смутное время чисто символической суммой...

Автор: Наталья Вареник

В уже далеких 90-х годах многие из нас получили на руки некую бумажку, рыночная стоимость которой определялась в то смутное время чисто символической суммой. Заморское слово «акция» восторга у сограждан не вызывало, наверное, потому что этот символический символ собственности некогда родного предприятия не давал ни прибыли, ни каких-то особых прав. Не удивительно, что мелкие держатели акций или, как их сегодня модно называют, — «миноритарии» (перед глазами так и стоит маленький человек с минорным, т.е. печальным выражением лица!) спрятали свои бумаги на дно бабушкиного сундука либо продали их за смехотворную цену. Примерно так распорядились своей собственностью большинство мелких акционеров всевозможных ОАО или ЗАО, численность которых в Украине сегодня составляет более 15 млн. человек.

Но времена меняются. Накануне вступления в силу Закона «Об акционерных обществах» (вступает в силу через шесть месяцев с момента его публикации в газете «Урядовий кур’єр» от 29.10.2008 г.) многие собственники предприятий задумались: а легко ли будет в дальнейшем собрать значительный пакет акций по бросовой цене?

Действительно, новый закон делает мелких держателей акций более защищенными и в смысле получения хоть небольшой, но прибыли, и в смысле реальной цены акций. Что касается владельцев предприятий, многие из которых превратили АО в семейные фирмы или «клуб нужных людей», то делиться прибылями со своими «мелкими» акционерами (они же — повсеместно сотрудники или пенсионеры предприятия) им вовсе не хочется…

В Законе «Об акционерных обществах» конкретно говорится, что цена выкупа акций общества не может быть меньше, чем их рыночная стоимость. Кроме того, каждый акционер имеет право на обязательный выкуп АО его акций, если он голосовал против процессов слияния, приобретения или продажи имущества, стоимость которого составляет более 10% стоимости активов общества, а также изменения размера уставного капитала.

Какой будет рыночная стоимость акций того или иного акционерного общества, сегодня трудно сказать. (Тем более что финансовый кризис прежде чем нагрянуть в отечественные банки сначала посетил наш отечест­венные фондовый рынок. — Ред.) Однако в законе оговорено, что рыночная стоимость акций будет определяться оценщиком. Интересы реальных владельцев тех или иных предприятий в этом случае могут не совпадать с реальной ценой. Зато у мелких акционеров появляется хоть какой-то шанс получить за свои ценные бумаги нормальные деньги…

В преддверии третьей декады апреля, когда новый закон вступит в силу, я попыталась встретиться с держателями крупных пакетов акций и их «миноритарными» собратьями. Выяснить, чего ожидают руководители АО от нововведения, оказалось не так-то просто. Вопрос о том, с каким настроением встречают АО вступление в силу нового закона, был встречен как нечто неприличное, из разряда вопросов о нижнем белье. Высовываться из своего панциря на свет божий, где гуляют полчища рейдеров, мажоритарии явно не хотели… Зато высказать свое мнение о новом законодательном акте не «засвечиваясь», желающих было немало.

— Новый закон, по моему мне­нию, явно запоздал, — комментирует руководитель крупного ОАО. — Его в Украине не могли принять много лет. Ранее было отклонено 12 версий законопроекта, хотя подобные законы приняты уже во всех странах СНГ. Казалось бы, такой закон очень нужен: он регулирует правовой статус акционерных обществ, их типы, заботится о защите прав акционеров и многое другое. Будь он принят несколько лет назад, можно было бы избежать многих бед. В Российской Федерации, например, подобный закон дейст­вует с 1995 года. Мне кажется, работа украинских АО в течение последних 17 лет на основании устаревшего Закона «О хозяйственных обществах» — не что иное, как сознательное стремление некоторых олигархов и власть имущих прибрать к своим рукам акции рядовых акционеров, сконцентрировать в своих руках контрольные пакеты акций, дающие возможность распоряжаться по своему усмотрению еще до недавнего времени государственной собственностью. Недаром старый закон из-за недостаточной урегулированности работы АО и широких возможностей для различных злоупотреблений часто критиковали и международные эксперты, и юристы. Сегодня, когда этот план уже воплощен в жизнь, а многие крупнейшие предприятия проданы иностранному капиталу или находятся в руках конкретных лиц, новый закон мало что изменит…

«Миноритарии» охотней соглашались поделиться своими соображениями по поводу нововве­дения, хотя особых надежд на улучшение своего материального положения они явно не питают.

— Предприятие, на котором я проработал много лет, — рассказывает Валерий Васильев, акционер небольшого ОАО, — наградило меня символическим паем собственности. Был период, когда за имеющиеся у меня акции мне предлагали рассчитаться продукцией своего же предприятия, причем по явно заниженной цене. В 90-е годы зарплаты не выплачивались, денег не было, но я, в отличие от многих сослуживцев, акции продавать не стал. Сегодня многие считают, что после вступления в силу нового закона акции мелких акционеров реально вырастут в цене. Но я бы не торопился с таким утверждением. Стоимость акции, на мой взгляд, связана в первую очередь с успешностью АО. Если оно находится в тяжелом положении в связи с финансовым кризисом, откуда возьмется высокая цена? Будет ли заинтересован владелец контрольного пакета в приобретении остатка акций у отдельных акционеров?

Безусловно, вступление в силу нового Закона «Об акционерных обществах» может улучшить инвестиционный климат в стране, усилит правовую защиту акционеров, поможет противостоять рейдерству. Однако многие эксперты считают, что в новой редакции закона именно крупный бизнес установил выгодные для себя нормы деятельности АО, недостаточно обеспечив защиту корпоративных прав мелких держателей акций. Поэтому вопрос о том, смогут ли уже с апреля рядовые украинцы реализовать свои акции за реальную, не заниженную стоимость, остается открытым. Но шанс все же есть…

Справка

В Украине насчитывается около 32 тыс. АО, 11 тыс. из которых являются открытыми и почти 21 тыс. — закрытыми. Именно они производят почти 75% ВВП страны и в них сосредоточено более 60% промышленно-производственного потенциала Украины.