Почему это происходит? Во-первых, есть огромное желание во что бы то ни стало, даже наталкиваясь на конкуренцию с налоговым ведомством, мобилизовать дополнительные средства в госбюджет. А во-вторых, законодательно не выписан механизм включения сумм лицензионных платежей в таможенную стоимость. Самое интересное, что компании-импортеры неоднократно обращались в Государственную таможенную службу за соответствующими разъяснениями, но конструктивного ответа не получали. На протяжении значительного периода времени государственные органы никак не реагировали на тот факт, что ввиду отсутствия четкой и прозрачной процедуры расчета роялти не включалось в таможенную стоимость.
Декларации и инвестиции
Проблема с привлечением инвестиций в Украину существует давно. Даже в лучшие времена украинская экономика не могла считаться достаточно привлекательной для западных инвесторов, ориентированных на долгосрочные проекты. Слишком опасным считается вложение денег в страну, в которой политические риски остаются весьма высокими, а уровень коррупции, фиксируемый различными исследованиями, определяется как самый высокий в Европе. Кроме того, всем известно несовершенство украинского законодательства, как и то, что часто дальше разговоров о необходимости его приведения в соответствие с европейскими нормами дело не идет. В последнее время на прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Украину сказался и глобальный финансовый кризис. Да и общий объем ПИИ, привлеченных в Украину на 1 января 2009 г. в расчете на одного человека — 775,3 долл. — мягко говоря, не впечатляет.
Казалось бы, если у государства не хватает ресурсов для привлечения новых инвестиций, то создавать привлекательный инвестиционный климат для тех, кто уже присутствует в Украине, отечественные чиновники просто обязаны. Однако вместо этого мы наблюдаем постоянные попытки усложнить жизнь вполне законопослушным компаниям.
Последним примером такого усложнения стало страстное желание Государственной таможенной службы Украины увеличить таможенную стоимость импортируемых товаров за счет включения в нее так называемого роялти.
Роялти, музыка и бизнес
Вообще-то роялти является довольно экзотическим для Украины платежом, о котором вспоминают в основном в контексте защиты прав музыкантов и представителей шоу-бизнеса. А впрочем, проблема четкого определения этого термина, как и механизм уплаты роялти, касается (в контексте налогообложения) значительно более широкого круга субъектов.
Согласно ст. 1.30 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», под термином «роялти» следует понимать платежи любого вида, полученные как вознаграждение за пользование или предоставление права на пользование любым авторским правом... за приобретение любого патента, зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки»...
Очевидно, что роялти должно выплачиваться компанией, использующей торговую марку той компании, которой эта торговая марка принадлежит. Возникает уместный вопрос: к чему здесь украинская таможня? Но дело в том, что, по мнению таможенников, «при определении таможенной стоимости к цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, прибавляются дальнейшие затраты, если они не включались в цену, которая была фактически уплачена или подлежит уплате, в частности: роялти и лицензионные платежи, касающиеся оцениваемых товаров и которые покупатель должен уплатить прямо или опосредствованно как условие продажи оцениваемых товаров, если платежи не включаются в цену, которая была фактически уплачена или подлежит уплате». По крайней мере, об этом говорится в проекте, обобщающем налоговые разъяснения относительно применения ст. 267 Таможенного кодекса Украины (ТКУ). Таким образом, таможенники требуют включить роялти в таможенную стоимость товара и уплатить его непосредственно во время таможенного оформления товара.
«На данный момент международные компании оказались в ситуации, когда Государственная таможенная служба требует от них самостоятельного перерасчета таможенной стоимости с учетом роялти и соответствующей доплаты налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины за предыдущие периоды», — констатирует исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.
Поделиться на законных основаниях
Здесь возникает очередное осложнение. Дело в том, что роялти обычно составляет 5% от цены проданных товаров. Но на время таможенного оформления часто неизвестно, когда и по какой цене товар будет продан. Скажем, единица товара ввозится в Украину в январе, а будет продаваться в июле или в декабре. Более того, компания-импортер может продавать его дистрибьюторам по индивидуальной для каждого из них цене, что зависит от многих факторов. Следовательно, заранее невозможно подсчитать 5% от какой суммы следует включать в таможенную стоимость.
Вместе с тем ст. 267 ТКУ предусматривает: добавление к цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате, осуществляется только на основе «объективных данных, подтверждающихся документально и поддающихся расчету». Ст. 260 Кодекса отмечает, что для определения таможенной стоимости используется информация, подготовленная способом, совместимым с принципами бухгалтерского учета. Если роялти рассчитывается на основе фактурной стоимости товара, то определение таможенной стоимости возможно. Но чаще такие данные могут появиться только по факту продажи товара, и не ранее.
Тем не менее уже зафиксирован прецедент введения штрафных санкций относительно компании, которую таможенники обвинили в нарушениях, связанных с невключением роялти в таможенные платежи. Продолжается судебное разбирательство дела, и пока сложно сказать, какое решение будет принято. Понятно только, что вопрос здесь не в нежелании импортеров поделиться с государством, а в законодательном обеспечении механизма расчета сумм роялти, подлежащих внесению в таможенную стоимость.
Не секрет также, что включение роялти в таможенную стоимость уменьшает налогооблагаемый доход предприятия, а следовательно, окончательная сумма роялти, подлежащая включению, вызывает, по мнению импортеров, повышенную заинтересованность налоговой администрации. Понятно, что ссылка на таможенников вряд ли произведет большое впечатление на налоговиков. В деле мобилизации средств в Госбюджет они конкуренты. А, как известно, конкуренция между ведомствами носит жесточайший характер...
Способы расчета
К сожалению, декларации о европейском выборе Украины зачастую не подтверждаются конкретными шагами по согласованию украинского законодательства с европейским. И вступление Украины в ВТО значительных изменений не принесло. А было бы неплохо, если бы наши чиновники, сталкиваясь с пробелами в отечественном законодательстве, действовали соответственно европейским нормативным документам.
В частности, в вопросе урегулирования расчета сумм роялти, которые могут быть включены в таможенную стоимость товара, Американская торговая палата, опираясь на мировой опыт, выделяет два способа. Первый предусматривает, что роялти или лицензионные платежи декларируются отдельно: роялти не включаются в таможенную стоимость во время декларирования товаров в процессе таможенного оформления. При этом сумма определяется по факту начисления или уплаты роялти согласно лицензионному договору, о чем оповещается таможенный орган. При этом определяется, относительно каких товаров начислено (уплачено) роялти. Исходя из этого рассчитывается сумма таможенной пошлины и НДС, который подлежит уплате в бюджет.
Второй способ заключается в определении суммы роялти или лицензионных платежей на момент таможенного оформления по расчету. То есть за определенный период может производиться перерасчет фактических сумм роялти. Соответственно импортер или доплачивает налоги, или имеет право на возврат переплаченной суммы. Добавим, что, учитывая перманентную проблему с возмещением НДС в Украине, первый путь кажется более приемлемым.
Что не запрещено, то разрешено
В демократических обществах, как известно, не выписанная соответствующая процедура в законе (как в этом случае) никак не может стать основанием для наказания. Да и закон там не имеет обратной силы. Поэтому вместо того, чтобы искать нарушителей, следует дать четкое определение роялти и разработать механизм его расчета. Сложно не согласиться с официальным мнением Американской торговой палаты, что незамедлительная имплементация требования включения роялти в таможенную стоимость вызовет (и уже порождает. — Ред.) недоразумения и споры между таможенными органами и импортерами, судебные процессы и задержки оформления товаров. А следовательно, и наказывать импортеров «за роялти» нет оснований.
Конечно, легче шантажировать импортера задержанием товаров на границе, наложить штрафные санкции за мнимые нарушения, отчитаться за перевыполнение плана поступлений в бюджет и т.д. Но такое обращение с инвесторами не делает Украину более привлекательной в глазах партнеров и наносит вред законопослушным компаниям, пришедших в Украину с серьезными намерениями.
В этом контексте совсем не удивляет, что в последнем рейтинге конкурентоспособности, подготовленном и обнародованном Международным экономическим форумом, Украина заняла 74 место из 134, потеряв за год еще одну позицию. И именно нестабильность государственной политики эксперты форума назвали главной проблемой нашей страны. По уровню защиты прав собственности Украина потеряла пять позиций (124 место), защиты интеллектуальной собственности — шесть (114), независимости судов — восемь (119)...