UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛАТИТЬ ЛИ НАЛОГИ «ЗА ТОГО ПАРНЯ»?

Предприниматели курортного Трускавца, торгующие на местном промтоварном рынке, решились на довол...

Автор: Людмила Носарева

Предприниматели курортного Трускавца, торгующие на местном промтоварном рынке, решились на довольно смелую и беспрецедентную как для провинциального городка акцию: объявили трехдневную предупредительную забастовку. Закрыли свои торговые точки и лотки и вышли к зданию городской мэрии с плакатами и требованиями решить их спор с местной налоговой администрацией.

Суть конфликта заключается в том, что стороны по-разному трактуют положения декрета Кабмина Украины от 23 марта 1992 года «О подоходном налоге с граждан». Документ несколько раз дополнялся, в него вносили коррективы, возникла путаница. Налоговики, к примеру, «прикрываются» статьей 12 декрета, которая позволяет им взимать 20% подоходного налога с субъектов предпринимательской деятельности. В данном случае трускавецкая налоговая служба решила так: если рыночные торговцы не могут предоставить официальные документы (акты закупки, чеки, накладные и прочеее), свидетельствующие о происхождении товара, которым они торгуют, тогда с них берутся эти злополучные 20% да еще и штрафы — в случае несвоевременной уплаты налога — налагаются немалые. А кто же из малых предпринимателей, закупающих в основном свой товар у таких же «бизнесменов» на одесском, черновицком, хмельницком оптовых рынках, имеет такие документы, к тому же официально заверенные, с печатями? Кроме того, нужно доказать, что торговец, у которого куплен товар, имеет патент, и торговля — основное место его работы. То есть он уплатил уже все налоги, и с вас ничего не причитается (сколько же копий таких документов на бланках и с печатями нужно заготовить тем, кто оптом продает свой товар другим! Поэтому когда трускавчане обращались в администрации рынков с такими просьбами, там на них смотрели, по крайней мере, недоуменно). В противном случае местные предприниматели подвергаются двойному налогообложению — платят за себя и «за того парня».

Заместитель начальника налоговой испекции Трускавца Петр Добрянский прокомментировал действия налоговиков так: «Где гарантии, что эти черновицкие или другие предприниматели не ввозят большие партии товаров нелегально? Многие торговцы уходят от налогов, не ведут учет. Это ли не обман государства? Почему они не хотят выписывать накладные? А если товар краденый? Они обязаны взять документ, подтверждающий происхождение товара. Магазины же имеют такие документы. Мы настаиваем: если предприниматель купил товар у частника-индивидуала, он должен заполнить «форму номер два». Если же приобрел товар у оптовика, предоставь накладную, акт покупки или чек».

А что же предприниматели? Они ссылаются на статью 14 того же декрета, где говорится, что представители малого бизнеса, работающие по фиксированному налогу, не должны платить подоходный налог. Цитируем: «...в случае уплаты фиксированного налога плательщик такого налога освобождается от ведения обязательного учета доходов и расходов».

Председатель Львовской областной ассоциации работодателей, уполномоченный представитель Госкомитета Украины по регуляторной политике и предпринимательству Зеновий Бермес считает: «Такая коллизия возникла в результате того, что декрет «О подоходном налоге с граждан» появился в 1992 году, а о фиксированном налоге стало известно лишь в 1998-м, вот и возникло двоякое толкование. Налоговые службы читают 12-ю статью, в которой говорится, кстати, только о тех, кто работает не по основному месту работы, а подрабатывает. А предприниматели берут во внимание другую — 14-ю статью декрета и считают, что правы они...»

Такая ситуация наблюдается в курортном западноукраинском городе более полугода. Вначале люди мирились с тем, что их штрафовали, забирали 20% от дохода даже раньше положенных 30 дней со дня закупки товара: кто же хочет иметь проблемы с налоговой? Но штрафов и проверок становилось все больше. Неоднократные обращения в многочисленные госструктуры, и даже в администрацию Президента, результатов не дали. Да, там подтвердили, что такая статья в декрете действительно есть, но она еще не урегулирована. Советовали обращаться в суд. И поэтому на сегоднящний день весь «огонь на себя» взял мэр Трускавца Богдан Матолич, объявивший мораторий на акции налоговой против предпринимателей. Договорились: пока проблема изучается в Киеве и Львове, торговцы Трускавца могут спать спокойно, никто их штрафовать не будет. Но где гарантии, что подобные проблемы, возникающие в результате разночтения наших законодательных актов, не вызовут подобные ситуации в других регионах и не спровоцируют новые конфликты?

Понятно, налоговые службы прежде всего должны выполнять свои фискальные функции. В случае налогообложения предпринимательства — тоже. Сегодня со знаком плюс налоговики и многие предприниматели говорят об упрощенной системе налогообложения, которая, по идее, должна облегчить «головную боль» обоих. Налогообложение стало менее запутанным, хотя в процессе «притирки» новых методов на практике и появляются различные непредвиденные коллизии, усложняющие работу малого бизнеса.

Как показывает львовская практика, единый налог хорош не для всех, особенно ставит он подножки торговле. И даже не частникам, а скорее юридическим лицам, которых в принудительном порядке перевели на этот единый налог, мотивируя тем, что предприятие якобы работает неприбыльно. Директор одного из таких предприятий — ООО «Альфа» Анна Гржесская «разложила» работу своего продуктового магазина, что называется, «по полочкам». И пришла к выводу, что упрощенная система налогообложения, в данном случае единый налог, ее предприятию невыгодна. Почему?

Допустим, месячный товарооборот ее предприятия составляет 30 тыс. гривен. Торговая накрутка — не более 15%, иначе ничего не продашь. То есть прибыль — 4,5 тыс. грн. По единому налогу нужно уплатить из суммы оборота 10% или 6%. Как правило, это 10%. Значит, предприятие сразу отдает государству 3 тыс. гривен. Тысяча-полторы остается на то, чтобы работать. Зарплата директора, бухгалтера, пяти продавцов составляет 740 гривен. Ежемесячно нужно обновлять лицензию на алкоголь (140 грн.), аренда помещения — 500 грн., эксплуатационные расходы, электроэнергия, телефон и прочее — не менее 300 грн. Когда подсчитали, вышло, что сумма расходов составляет (как минимум) 1835 грн. То есть предприятие при едином налоге уже изначально запрограммировано на «минус».

Если работать по старой недавней схеме (НДС, налог на прибыль, начисления на зарплату, взнос в Инновационный фонд и т.д.), то при том же торговом обороте и прибыле НДС составит 900 грн., зарплата с налогами на нее — 1036 грн., патент — 180 грн., лицензия — 140 грн., аренда — 500 грн., эксплуатационные расходы — 300 грн. В сумме расходы будут чуть более трех тысяч гривен. Прибыль — 1400 грн. И если из них платился налог на прибыль, у предприятия еще кое-что оставалось. Во всяком случае, оно не было в минусах.

Но лучше всего сейчас работать частному предпринимателю, мелкому торговцу, считает Анна Гржесская. Пусть частник «крутит» те же 30 тыс. грн. в месяц с той же прибылью. За себя он заплатит в качестве налога 130 грн., за продавцов — налог по 65 грн. (325 грн.) и даст им зарплату по 120 грн., выкупит патент (180 грн.). Его месячные расходы составят 1235 грн. Можно еще приплюсовать эксплуатационные расходы, плату за аренду, и все равно у частника остается «в кармане» не менее двух тысяч гривен. Конечно, так работать можно, — и торговать, и развиваться.

«Пусть мне скажут, где я не так считаю, — говорит директор магазина. — Нас просто поставили в неравные условия. Им дали зеленую улицу (вот почему сейчас многие мелкие предпринимательские структуры перерегистрируются и уходят в частные предприниматели, становятся физическими лицами), а меня и работников моего магазина уничтожили. Я с такой системой каждый месяц «влетаю» в минус. А их киоски растут, как грибы. Без сомнения, единый налог сегодня выгоден производственным структурам, а торговлю он загоняет в угол. Считаю, что выбор схемы налогообложения должен быть за тем, кто платит, и не нужно нас насильно загонять в ту или другую систему. Выгодно должно быть и государству, и предпринимателю. Тогда у нас что-то может сдвинуться с места. Еще совсем недавно выгодно было «убежать» на рынок. Поэтому мы и построили государство с «базарной экономикой».

Очевидно, должен быть комплексный подход в решении этих и подобных проблем. Сегодня плательщику налогов действительно должно быть выгодно работать, иначе он не начнет действовать конструктивно. А единый налог, по мнению львовских налоговых служб, уже оправдал себя. Сегодня эта система дала 600% бюджетных «вливаний». Хотя и не решила многих проблем, что мы видим на примере «работы» фиксированного и единого налогов.

Те мелкие предприниматели, которые перешли на упрощенную систему налогообложения еще в январе 1999 года, «набили» себе немало шишек. В июле 1999 года вышла новая редакция указа Президента об упрощенной системе налогообложения, где многие проблемы уже были сняты. С начала 2001 года начал работать новый закон — о поддержке малого предпринимательства. И это хорошо. Вот только бы они действительно работали на людей, а не загоняли их в угол и не разоряли, заставляя искать «другие параллели и меридианы» для приложения своих рук и способностей.