Количество выпущенных пластиковых карточек пока не привело к качественному скачку. Победные заявления отечественных банкиров и представителей международных платежных систем (МПС) о бурном развитии данного рынка пока еще звучат, но все менее убедительно. Проблем накопилось достаточно. Во-первых, карточки за 15 лет так и не стали в нашей стране полноценным платежным и кредитным инструментом. Во-вторых, осуществляемый МПС переход на выпуск карт с чипом воспринимается украинскими банкирами без должного энтузиазма, что может оставить наш рынок на задворках мировых процессов развития кредитных карт или даже привести к искусственной изоляции. Кроме того, последние законодательные инициативы НБУ вполне могут изменить расстановку сил на рынке не в пользу МПС, чьи карточки находятся на руках подавляющего числа украинцев.
Обманчивая массовость
На первый взгляд, рынок пластиковых карт действительно демонстрирует впечатляющие успехи. На начало нынешнего года в Украине было выпущено более 32 млн. платежных карт, для их обслуживания установлено около 77 тыс. единиц терминального оборудования. Держателями платежных карт сегодня являются свыше 30 млн. наших соотечественников, а обороты по карточкам за прошлый год превысили 150 млрд. грн. Однако 97% этих операций — примитивное снятие наличных в банкоматах. Рост рынка происходит главным образом за счет дебетных карт, доля которых на отечественном рынке составляет около 75%. Львиная доля пластика выпущена в рамках зарплатных проектов. К тому же около 20% карточек выпущено на один карточный счет, а около 10% карт можно отнести на счет выбывших клиентов или на случаи перевыпуска карты. Значительную долю составляют также карты, выдаваемые клиентам как приложение к депозитному счету, причем очень часто данные карты позволяют лишь проверить состояние счета, что при срочном депозите без права пополнения и снятия вообще не имеет смысла. Таким образом, доля пластиковых карт, выпущенных с целью предоставить клиенту банка универсальный платежный и кредитный инструмент, оказывается ничтожно мала.
В результате многие банкиры утверждают, что практически не зарабатывают на карточках либо даже терпят убытки. На банкоматных транзакциях, в силу специфики наших соотечественников, которые предпочитают снимать деньги в банкоматах возле проходной предприятия, банки действительно зарабатывают немного. Невелики и доходы от торговой комиссии (в системах VISA и MasterCard она составляет 2,5—3% от суммы покупки). Неплохо зарабатывают наши банки лишь на остатках средств на карточных счетах. Среднегодовые остатки составляют около 6 млрд. грн.
POS-терминальная сеть: торговцы не спешат обслуживать пластик
Без изменения идеологии использования пластика и кардинального роста оборотов по карточным счетам дальнейшее развитие рынка пластиковых карт в Украине стало практически невозможно. Правда, банкиры еще два года назад очень удачно пролоббировали изменения в ст. 14 Закона «О платежных системах». Всех торговцев законодательно обязали не только обеспечить расчеты картами трех платежных систем (VISA, MasterCard и НСМЭП), но и приобрести кассовые аппараты, объединенные с POS-терминалами. Массовая установка карточных терминалов согласно постановлению правительства началась с Киева в июне прошлого года. Прежде всего планировалось охватить столичные супермаркеты, крупные торговые комплексы и гастрономы. Постановление предписывает установку терминалов на предприятиях розничной торговли с оборотом свыше 5 млн. грн. либо с торговой площадью от 400 кв. метров. Однако на протяжении года впечатляющих успехов кампания по установке терминалов не достигла. При помощи карточек по-прежнему практически невозможно расплатиться при покупке продуктов и товаров ежедневного пользования. Даже те торговые заведения, которые выполнили требование постановления КМ, сделали это достаточно формально: установив один-два терминала. В результате очереди, возникающие к оборудованным терминалами кассам, нивелировали основное преимущество использования пластика — быструю и комфортную покупку для покупателя и сокращение времени обслуживания для продавца. Никак не повлияли установленные терминалы и на обороты торговых точек.
Магнитные карты становятся историей. Украина опять отстает
Международные платежные системы в рамках борьбы с мошенниками окончательно приняли решение о переходе с традиционных магнитных карт на чиповые. Формально пластик с магнитной полосой может использоваться параллельно с чиповыми карточками неограниченное время, однако уже в 2005 году в странах Западной Европы были введены новые правила безопасности при проведении операций с картами (в Украине, России, Центральной и Восточной Европе, Африке и на Ближнем Востоке они вступили в силу в январе нынешнего года). В частности, вступает в силу правило о «переносе ответственности» (Liability Shift) — теперь за все потери от мошеннических транзакций ответственность будет нести та сторона (эмитент или эквайер), которая не завершила переход на «чип».
Если западноевропейские банки уже практически все осуществили переход на «чипы», то украинские банкиры пока только присматриваются к новым технологиям карточного бизнеса. Лишь некоторые отечественные финансисты заявили о начале выпуска карточек с чипом (как правило, он присутствует на карточках параллельно с магнитной полосой). Освоение чиповых технологий происходит неторопливо и, по всей видимости, займет у наших банков около пяти лет. На начало года около 30 банков находились на различных стадиях сертификации или этапах внедрения чиповых проектов. Предположительно к концу 2007 года подавляющее большинство украинских банков пройдут соответствующую сертификацию в МПС на эмиссию и эквайринг платежных карт, совместимых со стандартами EMV (сокращенно от Europay, MasterCard, Visa), однако приступить к выпуску карточек с чипом планируют единицы.
С точки зрения безопасности и функциональности, чиповые карты однозначно прогрессивнее. Чиповые карты лучше защищены от мошеннических операций, у них больше возможностей. С другой стороны, банкам трудно решиться на то, чтобы в одночасье перейти на чиповые карты. Во-первых, это потребует масштабной замены оборудования, предназначенного для обслуживания карт, — банкоматов, карточных терминалов, что очень дорого. Отсюда следует вторая причина, по которой банки опасаются резкого перехода на чиповые карты — пока существует слишком мало банкоматов и терминалов в торговых точках, принимающих такие карты. Если банк вдруг решит выдавать клиентам только чиповые карты вместо карт с магнитной полосой, ему не избежать недовольства клиентов, которым не хочется бегать по городу, разыскивая подходящий банкомат или платежный терминал.
Частично окупить затраты на внедрение новых платежных карточек могут только дополнительные неплатежные приложения к чиповым картам. Наличие микросхемы на карте позволяет предоставлять их держателям ряд дополнительных сервисов, таких, как бонусные схемы, денежные и товарные кошельки, программы лояльности. Причем реализовать можно не только программу банка-эмитента, но и других организаций (например, программы лояльности бензозаправок, авиаперевозчиков, операторов мобильной связи, сетей супермаркетов и т. д.).
Расстановка сил
Из 32 млн. пластиковых карт, находящихся на руках украинцев, порядка 2 млн. приходится на одноэмитентные системы (то есть карточки обслуживаются лишь в конкретном банке). 1,4 млн. — карты Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП). Остальные — карты Visa и MasterCard. Из более чем 28 млн. карт МПС всего около 800 тысяч (2,5%) работающих платежных карт с чипом стандарта EMV.
Лидерство в применении чипов сегодня принадлежит НСМЭП — внутренней украинской системе, изначально создававшейся под более защищенные чиповые технологии. Промышленная эксплуатация системы началась с ноября 2004 года. К 1 января 2007 года количество эмитированных карточек НСМЭП достигло 1,4 млн. Обороты по карточкам этой системы в среднем в два раза превышают аналоги для МasterСаrd и VISA.
Тем не менее пока НСМЭП не пользуется особой популярностью среди украинских банков. Пока ее карты принимают только 25 небольших банков, самые крупные из которых — Экспресс-Банк и одесский Имэксбанк.
Впрочем, учитывая, что банки не так давно начали эмитировать карточки НСМЭП, полтора миллиона карточек — это достаточно впечатляющий результат. По-прежнему остается проблема неразвитости сети приема карточек НСМЭП. Сейчас все больше крупных торговых точек принимают карточки одной или нескольких международных платежных систем — а для приема НСМЭП на этих терминалах необходима их модернизация, которая стоит денег.
НСМЭП займется социальными выплатами
Впрочем, тут на помощь своему детищу пришел Национальный банк. В НБУ решили, что дальнейшее внедрение НСМЭП — одна из важнейших стратегических задач государства, и для полноценного ее развития за ней необходимо законодательно закрепить соответствующий статус. На это были направлены предложения Нацбанка к законопроекту о развитии рынка платежных карт в Украине, которые были восприняты банкирами как попытка нормами закона закрепить монополию НСМЭП на рынке.
НБУ предлагает выплачивать зарплаты бюджетникам и субсидии обездоленным с помощью особенных «социальных» карт, создаваемых, разумеется, на базе платежных карточек НСМЭП. Законодательными предложениями чиновники НБУ не ограничились. Согласно постановлению НБУ, в сентябре 2006 года в ряде вузов Украины уже стартовал эксперимент по внедрению НСМЭП. Первыми держателями «социальных» карт стали студенты Киевского политехнического университета, Национального транспортного университета, а также Черкасский, Львовский институты и Сумская академия банковского дела.
Судя по всему, нынешний год должен стать годом появления на свет «социальной карточки киевлянина», разговоры о которой ведутся уже около десяти лет. По крайней мере, чиновники как городского, так и государственного уровня настроены очень решительно. По замыслу разработчиков данной идеи, такую карточку должен иметь каждый житель Киева, дабы рассчитываться с ее помощью за коммунальные услуги, телефон, проезд в транспорте, парковку, штрафы за нарушение правил дорожного движения, а также получать социальную помощь. Идея, конечно, хорошая. Проблема в том, что данную карточку предполагается также создать на базе НСМЭП. Если идея НБУ реально воплотится в жизнь, это может серьезно повлиять на расклад сил на рынке платежных систем. МПС могут не просто потерять темпы освоения украинского рынка, но даже частично свернуть свои программы.