UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пять корейских ниш для украинских продуктов

Как украинскому производителю выйти на рынок Кореи.

Автор: Дмитрий Сеник

Республика Корея — это большой рынок с высокой покупательной способностью населения. Страна входит в «Клуб 5030» — перечень государств с населением свыше 50 миллионов человек и ВВП более 30 тыс. долл. США на душу населения.

За последние десять лет корейский валовой импорт вырос на 18,4%, — сегодня страна импортирует продукции на 500 млрд долл. ежегодно. Поскольку правительство Кореи практически взяло под контроль COVID-19, а также выделило финансовую поддержку каждому домохозяйству, потребительский рынок не просел по сравнению с 2019 годом. Даже больше, онлайн-шопинг вырос на 10% относительно показателей 2019-го. Привлекательный для Украины рынок, не так ли?

Именно поэтому на днях в рамках работы по направлению экономической дипломатии Совет экспортеров и инвесторов (СЭИ) при Министерстве иностранных дел вместе с Посольством Украины в Республике Корея и совместно с Корейской ассоциацией импортеров провел очередной онлайн-семинар для украинского бизнеса. Основной акцент был сделан на пищевой и аграрной продукции.

Семинар стал еще одним элементом развития экономического направления в работе МИД. В новой реальности, связанной с пандемией COVID-19, мы пытаемся максимально содействовать двусторонней торговле с нашими партнерами и поддерживать украинский бизнес при поиске путей на внешние рынки. Это сегодня самая важная задача, стоящая перед украинским МИД в сфере экономической дипломатии.

Статистика

Экономические отношения между нашими странами развиваются по восходящей, товарооборот ежегодно увеличивается. Этот год складывается довольно удачно для Украины: экспорт товаров в Корею увеличивается быстрее, чем импорт. Согласно осторожному прогнозу Посольства Украины в Республике Корея, по результатам 2020 года Украина выровняет сальдо в торговле с Кореей, а экспорт должен вырасти на 20%, несмотря на COVID-19.

Сейчас самым динамичным товаром является украинское зерно: его доля в экспорте ежегодно увеличивается как в процентах (с 53,6 до 85,9% за последние три года), так и в деньгах (с 176 до 280 млн долл. за такой же период, причем 280 млн — это данные всего за восемь месяцев 2020 года).

Но корейский рынок интересен не только зерновикам. Украина может предложить весь спектр своих пищевых продуктов. Сейчас едва ли не наибольшей проблемой является значительное расстояние, которое должны преодолеть украинские товары на пути в Корею, что не всегда делает их конкурентоспособными по цене.

Поэтому украинскому экспортеру важно найти четкую нишу, в которой развивать продажи своего продукта, ориентируясь не только на цену, но и на качество, упаковку и брендинг.

Тренды в питании

У корейцев сложилось интересное распределение еды по сегментам: Health Food, Beauty Food, Easy Food и Happy Food:

1) здоровая еда — это преимущественно органическая продукция, продукция без ГМО, спортивное или фитнес-питание и т.п.;

2) еда красоты, например содержащая коллаген, витамины, оказывающая детокс-эффект и т.п.;

3) легкая еда — полуфабрикаты или еда, которую можно быстро и легко приготовить дома. Этот сегмент активно растет из-за ограничений вследствие пандемии. Культура стрит-фуда в Корее чрезвычайно развита, но во времена пандемии, когда приходится сталкиваться с ограничениями, корейцам необходимо иметь альтернативу, ведь многие не готовы тратить лишнее время на приготовление дома;

4) счастливая еда — пища, которую употребляют в компаниях. Это могут быть чипсы, конфеты и т.п. Ее главное применение — во время социальных мероприятий. Условно говоря, у нас примером такой пищи могут быть шашлыки, где важны не только вкусовые качества, но и культура ее потребления в компании друзей или родственников.

5) также корейцы разделяют еду на другие категории. Так, allergy-free продукты — это отдельный мощный сегмент, включающий, например, еду без глютена, молоко, не содержащее лактозу, и т.п.

Для выхода на местный рынок надо четко понять, на какого потребителя нацелен ваш продукт, как он коррелирует с этими категориями.

Едва ли не важнейшим элементом является поиск местного партнера. В данном вопросе украинские дипломаты готовы подключаться, поэтому нашему экспортеру достаточно заполнить анкету на сайте СЭИ, указав интересующие его страны (в этом случае — Корею). Затем посольство сможет презентовать украинских экспортеров потенциальным партнерам в стране пребывания.

Как и на всех развитых рынках, в Корее большое внимание необходимо уделить упаковке. Обязательно должно быть описание продукции и ее состав на корейском языке. В этом вам может помочь ваш партнер или дистрибьютор.

Удачной может быть как ориентация на традиционные корейские форматы, так и, наоборот, подчеркнуто «европейская» упаковка. Ведь, с одной стороны, Корея традиционно употребляет огромное количество риса и соусов к нему, что потенциально может быть интересно для наших производителей соусов. С другой — привычки в питании постепенно меняются. В последнее время бурно растут сети заведений с европейской кухней, в частности французских кафе, где подают кофе и круассаны. А по количеству заведений Starbucks Корея уверенно занимает второе место в мире. Поэтому хорошей идеей на этом рынке может стать позиционирование своего товара как европейского продукта, что позволит корейцам легче идентифицировать и понять сам продукт. Макароны должны выглядеть, как итальянский продукт, вино — как французский. Со стереотипами бороться трудно, особенно в восточных странах, лучше их креативно использовать.

Государственные закупки

Если говорить о государственных закупках, то все они осуществляются корейскими органами центральной и местной власти, а также государственными предприятиями через интегрированную электронную систему KONEPS. Иностранным компаниям для участия в тендерах необходимо пройти процедуру регистрации. Объем этого рынка немалый — в 2019 году оценивался в почти 113,7 млрд долл. Следовательно, нашим экспортерам следует присмотреться к нему внимательнее.

Безусловно, путь к корейскому рынку для украинских компаний не прост: доставка товара на самолете довольно дорогая, по морю — длительная (1,5 месяца в контейнере). Определенная продукция требует сертификации (курятина, яйца, молочные продукты), которая является многоэтапным (многолетним) процессом. Но уверен, что если есть желание и настойчивость, то со временем любые проблемы можно решить. И МИД в этом вопросе готово помочь.

Важный аспект: с учетом того, что у Украины сейчас отсутствует соглашение о свободной торговле с Республикой Корея, то, конечно, таможенные сборы для нас в основном выше, чем для тех стран или экономических блоков, с которыми у корейцев такие соглашения уже действуют. Замечу, что 15 ноября 2020 года Корея подписала новое соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (RCEP), которая охватит десять стран АСЕАН, а также КНР, Японию, Австралию и Новую Зеландию. Это свидетельствует о том, что Корея настроена на развитие благоприятных торговых режимов. Сейчас ее сеть соглашений о свободной торговле уже охватывает около 73% глобального ВВП, причем соглашения подписаны не только с АСЕАН, ЕС и США, но и с Турцией, Перу, Чили и другими странами. Украина со временем также может начать диалог с Кореей для того, чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, конечно, на взаимовыгодной основе и с детальным учетом своих национальных экономических интересов.