UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИВА «ЗАСТАВЯТ» ПИТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПИВОВАРЫ ДРУЖНО НАРАЩИВАЮТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Не много отраслей могут похвастать объемами производства, превышающими доперестроечный уровень, а пивная давно перешагнула и словно не заметила...

Авторы: Сергей Следзь, Оксана Макаренко

Не много отраслей могут похвастать объемами производства, превышающими доперестроечный уровень, а пивная давно перешагнула и словно не заметила. Казалось бы, куда уж больше? Годовое потребление пенного достигло 33—35 литров на человека, а четверка пивоваров-великанов — «САН Интербрю Украина», «Оболонь», «ВВН Украина», «Сармат» — дружно взялась запускать новые мощности. Причем если это линии по разливу, то самые мощные и дорогие, а если еще один заводик, то обязательно в столице. Более того, к большой четверке не прочь примкнуть новичок пивного рынка корпорация «Рідна Марка», которая всерьез намерена обставить именитых, специализируясь в сегменте пшеничного пива.

В общем, все тянут в Европу, где сплошь и рядом пьют в 3—6 раз больше нашего...

Оставь в покое вентиль!

Старт оптимистический, но мелочь бузит

Пивовары довольны началом сезона и надеются, что рынок обеспечит им в этом году прогнозируемые 10—12% роста. Начало сезона (апрель) для пивоваров выдалось не идеальным, но умеренно оптимистичным: весна была скорее прохладная, чем теплая, но даже такая погода обеспечила неплохой старт. По данным Госкомстата, в январе—апреле выпуск пива составил 51,733 млн. дал, что на 20,1%, или 8,66 млн. дал больше, чем за этот же период годом ранее. Преимущественно наращивает производство четверка главных игроков. В несколько худшей ситуации оказались провинциальные заводы, правда, не все. Некоторые из них нашли инвестиции и партнеров и уже в этом сезоне не прочь потеснить именитых собратьев.

Именно поэтому аналитики считают, что рынок будет развиваться под воздействием двух основных факторов. Во-первых, большая четверка будет наращивать объемы производства и конкурировать между собой за продажи в сегменте национальных и международных торговых марок. Во-вторых, на нескольких локальных рынках (Нежин, Радомышль, Полтава…) четверке придется столкнуться с достаточно сильными местными брэндами — законодателями моды в регионах. Более того, по мнению экспертов, регионалы предпримут попытки закрепиться на национальном рынке. «В целом за сезон производство пива увеличится до 190 млн. дал», — прогнозирует генеральный директор «Укрпиво» Галина Коренькова.

Справка: в 2003 году производство пива увеличилось по сравнению с 2002-м на 13%, или на 19,8 млн. дал, и составило 169,6 млн. дал. В 2002 году прирост производства составил 14,9%. В 2001-м — 21,4%.

Еще заводик, и второе место в кармане

Испытав в предыдущем сезоне проблемы с мощностями, что не позволило пивоварам в полной мере удовлетворить спрос потребителей, к сезону-2004 компании готовились особенно тщательно. Сегодня можно констатировать, что мускулатуру нарастили все. Начнем в обратной хронологии. 7 июня состоялся официальный пуск завода компании «ВВН Украина». Это ее третье предприятие в Украине. Она владеет запорожским «Славутичем» и «Львовской пивоварней». До недавних пор владела еще и Славутской солодовней, но продала (сделка в процессе), решив сосредоточиться исключительно на пиве. Ожидается, что новый столичный завод мощностью 12 млн. дал в год позволит компании претендовать на вторую строчку рейтинга игроков рынка. Напомним, что строить завод компания начала в прошлом году и на все про все потратила 50 млн. евро. Разливать на новом предприятии компания будет «Арсенал».

Параллельно ВВН запустила на «Львовской пивоварне» линию по разливу пива в кегах мощностью 120 кегов/час (600 дал/час). «Мы решили увеличить мощности, так как в последние годы спрос на разливное пиво «Львівське» в сезон превышал производственные возможности», — говорит председатель правления компании Владимир Печер. После пуска линии мощности «Львовской пивоварни» по выпуску пива в кегах выросли в два раза.

Но даже при таких раскладах «ВВН Украина» будет достаточно сложно занять вторую ступеньку на рынке, поскольку конкуренты тоже не дремали. В частности «Оболонь» в конце мая ввела в эксплуатацию новую линию по выпуску пива производства немецкой компании KHS мощностью 110 тыс. бутылок (0,5 л) в час. «Запуская самую мощную линию розлива, мы входим в тройку самых мощных заводов Европы», — заявил президент компании на общественных началах Александр Слободян. Мощности предприятия увеличились примерно на 20%, и теперь завод готов восстановить пошатнувшиеся позиции на внутреннем рынке.

Более того, чтобы не отстать от своих транснациональных коллег, «Оболонь» всерьез задумалась над приобретением завода в Германии. Г-н Слободян отказался уточнить, с кем именно ведутся переговоры о покупке завода, но напомнил, что «Оболонь» уже была близка к этому два года назад. Помешал проекту пресловутый конфликт с донецким «Сарматом». Приобретение немецкого пивзавода, пусть даже небольшого, позволит «Оболони» укрепить позиции на рынках стран Европы и снизить расходы на экспорт продукции.

Казалось бы, лидеру рынка, компании «САН Интербрю Украина» с ее 34,3% рынка и 20-процентным темпом роста продаж (все по результатам 2003 года) уже можно было бы особо не напрягаться. Отрыв от остальных игроков достаточный. Но и бельгийцы ввели в эксплуатацию на своем заводе «Десна» (Чернигов) новую линию по выпуску пива производства немецкой компании Krones мощностью 48 тыс. бутылок (0,5 л)/час. Кроме того, на двух заводах увеличили мощности по брожению. На «Янтаре» завершаются работы по наращиванию мощности варочного отделения. В целом по всем предприятиям идет модернизация основного и вспомогательного оборудования. В общем, будет где разливать весь марочный ассортимент (от белого до багрового), переполняющий портфель компании. Как раз портфель брэндов — одна из сильных сторон этой компании. Тем не менее, в этом сезоне планируется еще несколько новинок как для магазинов, так и для ХоРеКа сектора (бары, рестораны, кафе).

«Опцион» в пшеничном сегменте

Не желая вступать в прямую конкуренцию с пивными монстрами, корпорация «Рідна Марка» сделала достаточно рискованный, но в то же время оригинальный ход. Прошлой осенью на пивобезалкогольном комбинате «Радомышль» (входит в структуру корпорации) был запущен узкоспециализированный комплекс по производству нефильтрованного пшеничного пива, на котором производится пшеничное пиво типа баварского weissbier «Пшеничне Еталон». Правда, исконно немецкие технологии и рецептура вылились в копеечку. Инвесторы (среди которых британские и французские) раскошелились на 15 млн. евро. Введение в эксплуатацию специализированного комплекса по производству баварского weissbier осуществляется в три этапа. В настоящее время запущена первая очередь производства, в следующем году будет введена в эксплуатацию вторая, а еще через год — третья, с выходом на общую мощность более 10 млн. дал в год.

В момент, когда отечественный рынок захлестнула волна разнообразия марок и разновидностей пива, оператор ставит на одну единственную, причем довольно новую для украинского потребителя. Ситуация очень похожа на покупку биржевого опциона: если игрок все просчитал, а фортуна не подведет, то выигрыш получит максимальный (сумма вложенных средств часто умножается в сотни раз), но если проигрыш, то абсолютный...

Сложность в этой рискованной маркетинговой стратегии для корпорации «Рідна марка», на наш взгляд, состоит еще и в том, что на выводе пива «Пшеничне Еталон» ей пришлось столкнуться с уже существующими на рынке сортами нефильтрованного и пшеничного пива, вариации которых есть сегодня уже у всех операторов большой четверки. Теперь новичкам национального рынка придется доказывать, что их пиво самое пшеничное, а технология — самая баварская.

Пока, надо сказать, у них это получается. Как и многие журналисты, очень скептически относимся к различным конкурсам, наградам, рейтингам... Сегодня, когда все покупается и продается, трудно уследить за объективностью. Однако, согласитесь, новичку из Украины не просто выиграть в течение одного месяца два мировых специализированных конкурса, которые проводятся один раз в два года. Обставить немцев в традиционно их подкатегории weissbier, чтобы доставить в Киев сразу пивной кубок мира (из американского Сан-Диего) и «оскар» пивной индустрии (из Лондона), одних денег или связей будет недостаточно. Результат: на сегодняшний день достигнута договоренность с восемью странами, среди которых в том числе производители пшеничного пива, на экспортные поставки пенного из Радомышля.

Теперь, надо полагать, очередь за отечественным рынком. Во всяком случае по некоторой информации, «Рідна марка» собирается отщипнуть у именитых украинских операторов не менее 50—60% рынка пшеничного пива, усилив свои позиции еще одной пшеничной маркой, но уже фильтрованного пива. А там, глядишь, и Полтава с Нежином наберутся смелости…

Проблемы роста

Пивовары верят, что рынок будет расти, хотя и не так быстро, как им бы этого хотелось. Одна из главных помех интенсивного развития пивной индустрии —низкие доходы украинцев. Соответственно, по мере роста доходов будет расти и потребление пива.

Второй момент — нестабильное законодательство. По информации генерального директора «Славутича» Петра Перетятько, снова начались разговоры о повышении акциза на пиво, что не способствует развитию отрасли. Еще одна проблема — сырье. В Украине, к сожалению, отсутствуют пока высококачественные производства солода и хмеля. Вот пивовары и везут сырье из других стран, а параллельно пытаются убедить депутатский корпус в целесообразности снизить достаточно большие пошлины для ускорения развития отрасли. В частности, они надеются, что Рада примет закон, снижающий ввозную пошлину на хмель с 50% до 20%.

Но даже если с законодателями не удастся договориться, пивовары обещают удержать цены на приемлемом уровне. Тем более что в условиях ужесточающейся конкуренции цены становятся одним из определяющих факторов доли той или иной компании на рынке. Во всяком случае, главные игроки заявили, что цены повышать не собираются, а небольшое подорожание пива будет означать только очень высокий сезонный спрос на продукцию.

Комментарии экспертов

Людмила Наконечная,
генеральный директор «САН Интербрю Украина»

— В чем особенности нынешнего сезона в свете производства, конкуренции и торговли на рынке пива?

— С каждым сезоном конкуренция возрастает. Борьба за потребительские предпочтения становится жестче. В такой ситуации выигрывает потребитель, а производитель вынужден искать новые возможности, чтобы сделать свой продукт более доступным и более заметным. Среди особенностей нынешнего сезона я бы отметила, что сейчас практически все крупные операторы рынка наращивают мощности и модернизируют производство.

— Ваш прогноз увеличения объема пивного рынка в этом сезоне?

— Рынок будет расти, и не меньше, нежели в прошлом году. Предпочтения наших соотечественников все больше меняются в сторону пива, а не крепких алкогольных напитков. Точную цифру емкости рынка в сезон вычислить очень сложно. Но тот факт, что в этом году практически все крупные производители увеличили свои мощности, не может не отразиться на емкости рынка.

Павел Роднин,
президент корпорации «Рідна марка»

— Ваша оценка динамики рынка пива на ближайшую перспективу?

— В настоящее время в странах с сильными пивными традициями, например в Бельгии, Германии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, объем потребления пива на человека в год достигает 160—180 литров. Практически это означает, что каждый человек употребляет бокал пива в день. Украина пока не может похвастаться такими объемами потребления и продаж. Однако отечественный рынок имеет хороший потенциал и развивается достаточно динамично. Ежегодный его прирост составляет 10—15%. Мы ожидаем, что рост продолжится вплоть до 2009 года, когда страна выйдет на уровень потребления более 50 литров пива на человека.

— И какую долю рынка, по вашим оценкам, будет занимать сегмент пшеничного пива?

— К 2009 году — около 10%.

— Это согласуется со структурой мирового рынка пива?

— Процент потребления пшеничного пива существенно колеблется в различных странах. Так, в Германии в разное время года доля пшеничного доходит до 30%, в Бельгии — около 20—25%. На этом же уровне держится удельный вес пшеничного в других странах, где weissbier популярно. Зато в Англии, где любят эль и портер, вряд ли можно говорить о серьезном сегменте пшеничного пива. Начала формироваться пшеничная ниша и в Росии за счет таких брэндов, как «Балтика» и «Золотая бочка».

— В расчете на какого потребителя компания вывела на рынок марку «Пшеничне Еталон»?

— Марка является массовым продуктом в своей нише потребления. Мы рассчитываем, что эта ниша будет развиваться за счет прироста любителей пшеничного пива. В том числе и тех, кто предпочитает пить разливное пиво.

— Какое соотношение разливного и бутылочного пива вы считаете оптимальным?

— По мере роста культуры потребления разливного пива мы намерены выйти на соотношение, в котором разливная составляющая достигнет 30%. Наша текущая пропорция: 10% разливного и 90% бутылочного.