Украинский рынок лакокрасочных материалов только вступает в фазу «зрелости». Подобное утверждение основывается прежде всего на том, что процессы, происходящие сегодня в отечественной отрасли производства ЛКМ — динамичный рост и активное расширение состава участников, — характерны скорее для молодого и формирующегося рынка, чем для зрелого и устоявшегося.
Куда движемся?
В целом отечественный рынок лакокраски движется по тому же пути развития, что и мировой. Как и везде, прирост украинского рынка ЛКМ строительного назначения происходит за счет водно-дисперсионных лакокрасочных материалов. Так, доля отечественного рынка, занимаемая сегодня этими материалами, составляет 40—45% (в физическом выражении). Для сравнения: в 2003 году она равнялась около 30%, а в 2002 году — 15—20%. Кстати, в Европе водно-дисперсионные лакокрасочные материалы занимают порядка 75—80% рынка ЛКМ строительного назначения.
Как и во всем мире, на украинском рынке наблюдается тенденция повышения цен на лакокраску. Только в нынешнем году в Украине отпускные цены на ЛКМ повысились, как и мировые цены, в среднем на 4—6%. Подобная тенденция связана с ежегодным ростом цен на сырье для изготовления лакокрасочных материалов и на топливо.
Развитие украинского рынка характеризуется также динамичным ростом потребительской культуры. Многие потребители осознали, что качественные лаки и краски не могут стоить дешево, и предпочитают не экономить. По наблюдению многих продавцов, в последнее время потребители (особенно частные) при выборе красок ориентируются не только на их стоимость, но и на такие показатели, как расход ЛКМ, их экологичность и известность торговой марки.
Made in Ukraine
По данным официальной статистики, в 2003 году производство лакокрасочных материалов в Украине по сравнению с 2002 годом снизилось на 21,5% (на 38,57 тыс. тонн). Ныне ситуация кардинально переменилась. Только за пять месяцев 2004 года производство лакокрасочной продукции отечественными предприятиями увеличилось на 19%. При этом следует отметить, что сегодня наиболее активно развиваются мелкие и средние производители. Это связано в первую очередь с ростом спроса на краски и лаки общестроительного назначения, на выпуске которых специализируются именно небольшие производства. К примеру, если в 2002 году производством лаков и красок занималось немногим более 40 предприятий, то в 2004-м количество таких компаний вплотную подобралось к 100. Несмотря на столь многочисленный состав, крупных производителей ЛКМ в Украине можно, как говорится, пересчитать по пальцам — их число не превышает десятка. При этом именно они выпускают более половины лаков и красок, изготовленных у нас в стране. Среди крупных производителей, занимающих лидирующие позиции на отечественном рынке, наиболее заметны: ОАО «Днепропетровский лакокрасочный завод», ООО ПП «ЗИП» (Днепродзержинск), ЗАО «Лакма» (Киев), АОЗТ «Химрезерв» (Киев), ЗАО «Коростенский завод Янтарь» (Коростень), ЗАО «Нифар» (Черниговская обл.), ЗАО «Снежка-Украина» (Яворив), ЗАО «Элакс» (Одесса) и др. Догнать лидеров стремятся краскопроизводители из «второго эшелона» — СП «Мефферт Ганза Фарбен» (Днепропетровск), ПК «Лидер» (Днепропетровск), ООО «БНС-Фарба», ООО «Йоби-Украина», «Альфа-Контур», «Интер — Люкс» (все — Киев), ОАО «Спектр» (Днепродзержинск), ООО «Тимекс» (Харьков), ООО «Колор» (Черновцы), «Фиолент Колор» (Севастополь) и другие. Их продукция, хотя и выпускается в несколько меньших объемах, высоко зарекомендовала себя на рынке и пользуется стабильным спросом у потребителей.
Импорт не желает сдавать позиции
Если заглянуть в любой строительный супермаркет, пройтись по хозяйственному рынку или пролистать любое прайсовое издание, то можно воочию убедиться, что количество импортной лакокрасочной продукции, представленной в Украине, медленно, но верно растет. Субъективное ощущение автора подтвердили и многие специалисты, оценив долю отечественного рынка ЛКМ, занимаемую лаками и красками зарубежного производства, в 35—40%. Для сравнения: в минувшем году доля импортной продукции оценивалась ими не более чем в 30%.
Из основных импортеров зарубежной лакокрасочной продукции, работающих на украинском рынке, можно выделить следующие компании: «Ареал» (dufa, Flamingo), «SOM DENIZ» (Marshall), «Деловое сотрудничество» (FEIDAL), «Текс-Колор Украина» (Tex-Color), «Сова» (Tikkurila, Tikkolor), «Евроколор» (Vivacolor), «Ганза-Украина» (dufa, Profitec), Комтеко (Sadolin, CAP arreghini, «ТЕКС») и другие.
В нынешнем сезоне заметную активность проявляют и россияне. К примеру, только ростовское предприятие «Эмпилс» планирует в 2004 г. реализовать в Украине 5,5 тыс. тонн своей продукции, а в течение пяти лет довести объемы продаж своих красок в нашей стране до 30 тыс. тонн в год. Для реализации этих планов компания открыла в апреле 2004 года в Днепропетровске представительство, на базе которого создан склад с полным ассортиментом продукции, и провела в начале строительного сезона массированную рекламную кампанию. Насколько реальны планы россиян — покажет время. Однако хотелось бы напомнить читателям, что в начале прошлого года «Эмпилс» заявил о намерении до конца 2003 г. закрепить за своей продукцией не менее 10% украинского рынка ЛКМ. Как говорится, не сложилось…
Не все так гладко…
Как уже отмечалось, отечественный рынок ЛКМ сложно назвать зрелым. Быть может, именно потому в отрасли существует множество проблем, требующих решения. Так, одной из наиболее актуальных сегодня проблем лакокрасочной индустрии производители ЛКМ считают нестабильность отечественного сырьевого рынка. Непродуманная таможенно-тарифная политика государства привела к тому, что значительная часть местного сырья для производства ЛКМ сегодня вывозится за пределы Украины. А слабая конкуренция может привести к монополизации сырьевых рынков, что неминуемо вызовет рост цен. Подобная ситуация вынуждает многих отечественных производителей уже сегодня рассматривать возможность закупки сырья у зарубежных поставщиков.
Не менее остро на украинском рынке стоит и проблема «пиратства». Репутация многих добросовестных производителей лаков и красок постоянно страдает от растущего количества подделок. Кроме того, как подсказывает логика (и показывает практика), ни один из добросовестных украинских производителей не может конкурировать по цене ни с контрабандным товаром, ни с подделками собственной продукции. Хотелось бы отметить, что опыт многих европейских стран в борьбе с пиратской продукцией свидетельствует, что для успешного решения этой проблемы необходимы совместные и скоординированные усилия производителя и государства. Так, производитель должен защищать свою продукцию от подделок, используя оригинальную упаковку товара. Государство же, со своей стороны, должно ужесточить меры в борьбе с подделками и разработать «прозрачную» и оперативную схему регистрации товарных знаков и марок отечественного производителя.
Маркетинговая стратегия
Ужесточение конкуренции на украинском рынке ЛКМ привело к тому, что многие лакокрасочные предприятия приступили к упорядочиванию и оптимизации традиционных схем сбыта своей продукции. Производители более взвешенно подходят к построению дилерских сетей, стремятся сократить сбытовую цепочку своей продукции: стараются наладить реализацию своей продукции в различных регионах на условиях эксклюзивного дилерства, открывают фирменные розничные торговые точки и т.д.
В свою очередь, некоторые розничные торговцы лакокраской прилагают немало сил и средств для того, чтобы перейти в когорту производителей ЛКМ. Так, в мае нынешнего года компания «Кредо» (Херсон), владелец торговой сети строительных материалов «Старик Хоттабыч», начала выпуск лакокрасочных материалов под ТМ «Старик Хоттабыч». Крупные импортеры лакокрасочной продукции, оценившие перспективность украинского рынка, также стремятся пополнить ряды украинских производителей. С мая нынешнего года концерн Akzo Nobel совместно с украинским производителем «Химпрогресс» (Кировоград) начал производство в Украине водно-дисперсионных красок под торговой маркой «Маляр».
Как отмечают операторы, активная рекламная кампания имеет все большее значение в успехе той или иной торговой марки на рынке. Даже небольшие фирмы стараются изыскать в своем бюджете средства на проведение хотя бы небольшой рекламной кампании. При этом большинство операторов наиболее эффективными считают наружную и рекламу в специализированной и деловой прессе. В нынешнем сезоне некоторые компании взяли на вооружение и рекламу на ТВ — с целью повышения узнаваемости продвигаемого брэнда.
Перспективы
Судя по темпам развития различных секторов экономики Украины, можно предположить, что в ближайшее время наиболее перспективно производство лакокрасочных материалов для строительства и для массового потребителя. При этом в ближайшие несколько лет динамика роста украинского рынка ЛКМ строительного назначения несколько замедлится и составит около 8—12% в год. Подобные прогнозы связаны в первую очередь с насыщением отечественного рынка как продукцией местного производства, так и импортными лаками и красками.
Однако в более отдаленном будущем рынок будет расширяться в основном за счет экономического роста промышленных предприятий и использования ими промышленных марок ЛКМ. Так что, судя по всему, крупных отечественных производителей ожидают довольно неплохие перспективы развития.
Можно также предположить, что рыночная доля экологичной и высококачественной лакокрасочной продукции будет возрастать. Продолжит свой рост и спрос на водно-дисперсионные лакокрасочные материалы, которые в перспективе займут значительную часть отечественного рынка ЛКМ (около 70%).