UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перенос мобильного номера

В следующем году вступит в действие принцип переноса телефонного номера, после чего можно будет менять оператора, оставляя свой номер неизменным. После длительного процесса шатаний и брожений наконец-то это правило заработает.

Автор: Герман Богапов

Операторам придется снижать ставку интерконнекта и выравнивать тарифы

В следующем году вступит в действие принцип переноса телефонного номера, после чего можно будет менять оператора, оставляя свой номер неизменным. После длительного процесса шатаний и брожений наконец-то это правило заработает.

31 июля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров, после чего он был утвержден Министерством юстиции Украины. Внедрить услугу планируется в 1 квартале 2016-го.

"Легкий" перенос

Перенос мобильного номера (MNP - Mobile Number Portability) уже давно стал общепринятой практикой во многих странах мира. Хотя вводился он по-разному, и сегодня эта процедура занимает разное время и по-разному оплачивается. Главный принцип заключается в том, что номер фактически находится в собственности человека, и он может распоряжаться им по своему усмотрению.

Конечно же, телеком-операторы изначально не заинтересованы во внедрении подобной услуги, поскольку хотят иметь дополнительный рычаг для удержания клиента. Поэтому данная инициатива всегда исходила от государства в лице регуляторного органа.

"Перенос номера - это не услуга в классическом понимании, это в первую очередь регуляторное обязательство. Ни один оператор не хочет, чтобы от него уходили абоненты, - говорит Андрей Лебедев, начальник департамента регуляторных отношений и стратегии компании "Астелит" (life :)). Поэтому ни один оператор сам не внедряет MNP. Это регулятор заставляет оператора запустить данную услугу".

Однако в Украине механизм внедрения MNP активно обсуждался с телеком-общественностью и представителями операторов, так что они могли донести свою точку зрения.

"Мы совместно с другими участниками рынка участвовали в общественном обсуждении проекта MNP и способствовали регулятору в выработке юридически безупречного механизма внедрения этой услуги", - отмечает Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению компании "Киевстар".

Эксперты единодушно отмечают прозрачность и продвинутость порядка перехода, который вводится в Украине. Так, для переноса номера сначала нужно зарегистрироваться у своего оператора, затем подать заявление оператору, к которому хотите перейти, после чего процесс должен быть проведен всего за 24 рабочих часа. Это, кстати, быстрее, чем средний показатель в Европе, где он составляет 3,6 рабочих дня. Зарегистрироваться и подавать заявление не означает обивать пороги центров обслуживания клиентов и переходить на контрактное обслуживание. Реализовать задуманное можно будет и через сайты компаний. Нюанс в том, что при переходе абонента надо будет идентифицировать, в то время как сегодня многие пользуются припейд-услугами, и их данные не попадают к оператору.

Также предусматривается, что плата за переход будет браться оператором-реципиентом, то есть тем, кто принимает. И в этом еще одна положительная весточка для пользователей, ведь это означает, что в конкурентной борьбе операторы будут понижать эту планку, чтобы заманить к себе клиента. Но это еще не все! Большинство пользователей согласятся сменить оператора, только если у того будут более выгодные условия, включая цену на услуги. Таким образом, выиграют все, даже те, кто и не собирался менять оператора.

Администратор переноса

Роль администратора баз данных перенесенных номеров возложена на Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР), на площадях которого будет установлен некий транзитный сервер.

На днях УГЦР объявил о начале процедуры государственных закупок для внедрения в Украине MNP. Перед этим была проведена НИР по технико-экономическому обоснованию внедрения централизованной базы данных.

"Для информирования потенциальных участников конкурса мы разместили на сайте УГЦР технико-экономическое обоснование внедрения централизованной базы данных перенесенных абонентских номеров, - сообщил исполнительный директор государственного предприятия Ярослав Янушевич. - Кроме того, мы готовы предоставить компаниям все необходимые разъяснения по процедуре закупки, что полностью соответствует действующему законодательству Украины".

Так что дело движется уже в практической плоскости, чтобы уже в начале следующего года MNP заработало.

Межсетевой барьер

Все было бы прекрасно, если бы не явные перекосы украинского рынка мобильной связи. Где сложилась ситуация с почти бесплатными звонками внутри сети одного оператора и завышенной стоимостью межсетевых соединений. И многие интересуются, а как же звонящие вам будут догадываться, в какой сети вы находитесь. Вот тут-то и главная загвоздка. Для начала надо выровнять тарифы. Причем это совершенно не означает, что нужно поднять внутрисетевые звонки до 1 грн и выше.

Преградой на пути снижения тарифов стоит так называемая ставка интерконнекта, которую операторы платят друг другу за совершение звонков на чужие сети. Пока что она составляет 36 коп. в минуту, но уже с 1 октября 2015 г. снизится до
23 коп. НКРСИ планирует и дальше постепенно снижать ставку, в перспективе доведя ее до 5 коп.

Комиссия отмечает, что снижение межсетевых барьеров является общеевропейским трендом, и Украина, показавшая свое стремление интегрироваться в европейское сообщество, должна адаптировать свои рынки к нормам и стандартам ЕС.

По мнению НКРСИ, снижение ставки будет способствовать развитию конкуренции и даст возможность операторам уменьшить тарифы на межсетевые звонки, что в свою очередь создает перспективы увеличения объемов телекоммуникационных услуг.

"Максимальный эффект будет достигнут не только после технического запуска MNP в первом квартале
2016 г., но и после снижения ставки интерконнекта и регулирования розничных цен. Тогда у абонента появится реальная свобода. Вот тогда абоненты получат все преимущества, которые обеспечивает данная технология", - отмечает представитель life:).

Однако единодушия в этом вопросе у операторов почему-то нет. Так, "Киевстар" боится потерять часть дохода. "Резкое снижение ставки в середине операционного года - это существенное изменение условий функционирования рынка, что может отразиться как на его динамике и доходах, так и на тарифной политике и стратегии операторов. На наш взгляд, обнуление расчетной таксы - несвоевременный и пока не прогнозируемый в ближайшей перспективе регуляторный шаг", - считает Андрей Осадчук.

Как бы там ни было, но снижать ставку и выравнивать тарифы все равно придется. А это значит, что в следующем году вкупе с внедрением 3G-связи нас ждет рост количества услуг, которые будут предоставляться за меньшую стоимость.