UA / RU
Поддержать ZN.ua

Переговорщики- перестраховщики

Одномоментное выравнивание акциза на водку и коньяк, приуроченное к вступлению Украины в ВТО, приведет к стагнации коньячной отрасли.

Авторы: Наталья Вареник, Сергей Следзь

Каламбур, да и только. Ну какое отношение имеет акцизный сбор к вступлению в уважаемую торговую организацию? Акциз это же не импортная пошлина, дающая преимущество внутреннему производителю перед импортом, а внутренний налог на потребителя. Взимается он в равной мере как с отечественной, так и с импортной продукции, не ущемляя ни ту, ни другую, как того и требует ВТО. Величина акцизного налога — дело конкретного государства. Тем не менее прошлогоднюю акцизную ставку на коньяк в 7 грн. (за литр 100-процентного спирта) с января уже «округлили» до 10 грн., а как только Верховная Рада ратифицирует протокол о вступлении в ВТО, ее поднимут сразу до водочных 21,5 грн. Странно, но даже привычной для вэтэошных новичков отсрочки нововведений до конца текущего года для Украины не предусматривается. В результате трехкратного повышения акциза вся коньячная отрасль, возможно, окончательно и не будет уничтожена (хотя производители уверены, что случиться именно так), но сегодняшних перспектив лишится навсегда. Нет сомнений, что легальные продажи упадут вместе с поступлениями в госбюджет и отраслевыми инвестициями. Зато разгуляется теневой рынок. Но этого ли добивались эксперты ВТО?..

А был ли мальчик?

Действительно, было замечание США от 13.07.07 г., в котором (судя по тексту официального перевода) Украину почему-то обвиняли в дискриминации экспорта американского бренди, так как она «подтвердила снижение ставки акцизной пошлины на коньяк и бренди по сравнению с другими дистиллированными алкогольными напитками в категории УКТ ВЭД 220820».

Ну, во-первых, Украина из года в год только наращивает акцизы. Во-вторых, более низкая ставка на бренди наоборот стимулирует его продажи, а не дискриминирует. А в-третьих, замечание предусматривало выравнивание акцизных ставок в категории 220820 (производные виноматериалов: коньяки, граппы, бренди), а не доведение акцизов на коньяк до уровня водочных.

Тем не менее, видимо, чтобы одним махом снять все вопросы и застраховать себя от дальнейшего переговорного процесса (подумаешь, судьба отрасли, ведь вступаем в ВТО), чиновники решили сделать именно так. Более того, данное решение еще и ужесточили сроками — какое-то лакейство или патологическая склонность к самобичеванию. Так, в Законе о госбюджете-2008 записано, что ставка 10 грн. на коньяки действует «до 1 января года, следующего за годом, в котором ВР ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО». В то же время в свежем законопроекте под №1342 значится, что ставка 10 грн. действует только до дня вступления Украины в ВТО.

А ведь даже среди действующих членов этой организации практикуются разные ставки акцизов на подобные напитки. Например, Франция применяет меньший акциз к рому, Армения — к коньяку.

Проиграли переговоры, выиграли время

Протокол о вступлении в ВТО подписан, и, скорее всего, Рада его ратифицирует. Но положение небезнадежно. Если другие могут себя отстоять или договориться, почему мы — нет. В конце концов, подписание протокола от 5 февраля означает, что Украина выполнила все требования — у ВТО к ней претензий нет. Вспять повернуть процедуру принятия невозможно. Главное, чтобы парламент не подкачал и уложился в сроки ратификации. Так или иначе после этого Украина станет полноправным членом Всемирной торговой организации. И вольное отношение к такому же вольному замечанию по поводу налога на внутреннего потребителя Украине ничем не угрожает. Разве кто-то из членов этой организации пожалуется в вэтэошный суд, напомнив Украине о ее обещаниях.

Но, во-первых, маловероятно, что, к примеру, США пойдут на этот шаг. Во-вторых, мы еще не знаем, какое именно решение примет суд с учетом прецедентов неравенства акцизов у других членов ВТО. В-третьих, в любом случае мы выиграем время, которое столь необходимо для укрепления перспективной отрасли.

Уязвимая, но перспективная

А подняв резко акцизы, Украина неоправданно увеличит цену продукта, тем самым «придавит» объемы производства, остановит инвестирование в развитие виноградников, в технологии выкурки и выдержки столь дефицитных коньячных спиртов.

Компромиссным выглядит курс на постепенный рост акцизов, который позволит и отрасли продолжить динамичное развитие, и увеличивать поступления в госбюджет. Для справки: за последнюю пятилетку производство коньяка в Украине увеличилось в 2,5 раза (с 1,45 до 3,55 млн. дал). За это же время акцизные поступления в госбюджет выросли в 7 раз. Экспорт — в 8 раз. Какая еще отрасль может похвастать объемами производства, в 3,5 раза перекрывающими производственные показатели советских времен? Сегодня коньячники сами зарабатывают средства для инвестирования в свое развитие. Прежде всего — для закладки спиртов на выдержку. Это очень длительная и дорогая процедура, но она стоит того.

Ведь французские коньяки потому и дорогие, что в них используется спирт, выдержанный десятилетиями. Нельзя получить качественный коньяк без спиртов длительной выдержки. Они определяют аромат и вкус купажа. У нас таких спиртов априори быть не может — в СССР только два завода осуществляли основную выдержку спиртов: Тираспольский и Ереванский. Остальные специализировались на розливе.

Поэтому сегодня отечественные предприятия продают свои лучшие коньяки по 70—100 долл. изредка — по 200 долл. за бутылку, а французы — за тысячи и десятки тысяч долларов. Со временем цена вырастет и на наши коньяки, соответственно, увеличатся и налоги. Но прежде нужно заложить спирты на выдержку и не прерывать технологический процесс. Дело это дорогостоящее еще и потому, что большинство украинских коньячных заводов вынуждены заниматься полным циклом производства, начиная с посадки виноградника.

Вряд ли кто-то из переговорщиков утруждал себя объяснениями всего этого экспертам ВТО. Это коньячные дома Франции могут позволить себе обходиться даже без собственной выкурки спиртов. Они покупают у виноградарей уже перекуренный спирт, отбирают нужные образцы, занимаются выдержкой спиртов и розливом готового продукта.

Самоинвестирование, начиная с посадки винограда, умноженное на длительный срок, — это огромные средства. Только от посадки виноградника до первого урожая проходит четыре года. Длительный цикл производства делает эту отрасль уязвимой, соответственно, ее нужно очень тонко администрировать.

Боятся не конкуренции, а преждевременного роста цен

Уже сегодня продукция Ужго­родского и Армянского коньячных заводов стоит на полках практически в одной цене. Хотя всего несколько лет назад цены на них отличались на порядок. Другие украинские коньячники тоже подтягиваются. Проблема одна — не хватает продукции для рынка.

Отечественный коньяк подорожал, но покупают его все больше. Это показатель конкурентоспособности отрасли. Однако процесс еще не завершен. Отечественный бизнес боится не конкуренции, а преждевременного роста цен. Именно поэтому у отечественных производителей такая болезненная реакция на акциз. Ведь он диктует подъем цен, к которым покупатель еще не готов.

В отношении же тенденции роста акцизов иллюзий нет, большинство производителей понимают, что поднимать их надо, но постепенно. Хотя всем им ясно, что пользы от роста акцизов сейчас гораздо меньше, чем от динамичного развития отрасли в условиях их временного сдерживания. Если половина шотландской экономики стоит на виски, завоевавшем мир, так почему часть отечественной экономики не может держаться на коньяке? И вопрос этот не такой уж далекой перспективы. Сегодня по объемам продажи мы уже обогнали Армению, Грузию и Молдову. Теперь очередь за внешними рынками, и ВТО будет этому способствовать. Потенциал производственного роста оценивается в 1 млн. дал.

В тени высокого акциза и низкого контроля

Законодатели, похоже, не учли еще одну категорию субъектов рынка — теневиков. Это сегодня в силу низких акцизов нелегальный оборот коньяка не превышает 2—3%. Аналитики указывают на отсутствия в Украине жестких законодательных механизмов, гарантирующих уплату акциза всеми субъектами рынка, и ожидают, что после акцизной унификации теневая составляющая рынка вырастет минимум на 20%. Рост популярности продукта этому будет способствовать.

Напомним, что Украине потребовалось около трех лет на формирование эффективного законодательства для контроля над производством и оборотом водки. Это позволило снизить теневую составляющую с 60—70% до сегодняшних 20%.

Нельзя поднимать акциз до заоблачных высот, предварительно не сформировав предохранители, исключающие возможность уклонения от уплаты акцизного сбора. Американцы явно не имели в виду культивирование на территории Украины теневого оборота, когда формулировали свое замечание…

Комментарии экспертов

Александр Сидоренко,
председатель правления
ОАО «Агропромислова фірма «Таврія»

— Пять-шесть лет назад в дискуссии между правительством и профессиональными ассоциациями была согласована идея о том, что объективно не может быть единой ставки на коньяки и спирт, предназначенный для производства водки. Акцизы на коньяк должны быть в 1,5—2 раза ниже, для того чтобы сохранить этот рынок в динамике, стимулировать инвестиции в развитие виноградников. Без дальнейших инвестиций мы потеряем марочные коньяки, чисто украинский продукт, являющиеся лицом отечественного производства. Если мы будем бездумно унифицировать, не имея той же культуры потребления, что в Европе, то европейцы прихватят этот сегмент. Уже сейчас в Украине марочные коньяки на 18—20% представлены импортом, тогда как в открытых европейских странах импорт не превышает 10—12%.

Нельзя так резко унифицировать. Должен быть какой-то переходный период для адаптации. Коньячный рынок в последние четыре-пять лет меньше 15—18% не развивался. Не меньшими темпами росли поступления в госбюджет. Спрашивается, зачем хорошо отлаженную машину испытывать в экстремальных режимах? Не лучше ли раз в год поднимать акциз на 1—1,5 грн., позволяя рынку адаптироваться.

Армения — тоже член ВТО, но имеет разные ставки. Вступая в ВТО, там сохранили свою систему. И это не единственный пример. А Украина почему-то не может.

Самое интересное, что во время встреч на винодельческих конгрессах, организованных Международной организацией виноградарства и вина (консультационный центр по выработке правил для ВТО), европейцы сами говорят: «Да, вам нужно приходить в условиях адаптации». Выходит, там нас понимают, а у себя дома — нет…

Владимир Гисем,
директор Ужгородского коньячного завода

— Такая унификация — это верный способ уничтожения отечественного производителя. Чтобы этого не допустить, нужно сохранить тот акциз, который действует с января.

Для получения коньяка требуется 13—14 лет и, соответственно, все это время приходится платить налоги, начиная с налога на доходы работников и НДС на выращивание саженцев. Одно рабочее место в нашей отрасли дает 14 рабочих мест в сопредельных отраслях. Как же можно уравнивать коньяк с водкой? Между ними должен быть минимум трехкратный разрыв по акцизу.

Роберт Гулиев,
почетный председатель правления
ЗАО «Одесский коньячный завод»

— Унификация акциза для коньяка это даже не стагнация, а просто смерть. В частности, мы потеряем возможность приобретать коньячные виноматериалы. Сразу произойдет увеличение стоимости продукта. На 4 грн. увеличится только акциз. С накрутками бутылка подорожает приблизительно на 5 грн. Если взять статистику потребления, то в 95% случаев это ординарные коньяки (до 5—6 звездочек). Все остальное продается в небольших количествах.

Подорожание таких ординарных коньяков на 5 грн. приведет к остановке реализации. А ведь коньяк — это виноград, виноматериалы, бочки, бутылка, вспомогательные материалы. Огромный сегмент отечественного производства будет немного секвестирован.

Акциз надо повышать, но на величину роста доходов населения.