UA / RU
Поддержать ZN.ua

Овощной джекпот

Самый низкий за последние пять лет урожай большинства основных овощных культур (так называемого борщового набора) стал причиной беспрецедентно высоких цен еще до завершения уборочных работ. Покупатели, и не только обычные граждане, но и сети супермаркетов, с боязнью задумались, какими же цены могут быть дальше. Правда, взяв стремительный старт, цены затормозили. Однако аналитики аграрного рынка прогнозируют, что весной цены превысят уровень любой из предыдущих весен.

Автор: Богдан Малиновский

Цены тормозят перед обновлением рекордов

Самый низкий за последние пять лет урожай большинства основных овощных культур (так называемого борщового набора) стал причиной беспрецедентно высоких цен еще до завершения уборочных работ. Покупатели, и не только обычные граждане, но и сети супермаркетов, с боязнью задумались, какими же цены могут быть дальше. Правда, взяв стремительный старт, цены затормозили. Однако аналитики аграрного рынка прогнозируют, что весной цены превысят уровень любой из предыдущих весен.

Прошлогодний урожай большинства основных овощных культур - самый плохой с 2010 г. По крайней мере, белокочанной капусты и столовой свеклы. Валовой сбор лука, моркови и картофеля выше, чем был в самом плохом за последнюю пятилетку 2013-м, но не намного.

Площади под луком, капустой, морковью и столовой свеклой сократились всего на 4–5% из-за низкой прибыльности этих культур в 2014 г. Однако состояние луковых полей сильно напугало оптовых покупателей. То же самое произошло и в сегменте картофеля. Крупнейший ее производитель "Мечта" после смены владельцев уменьшил площади под "вторым хлебом" в десять раз. А те, кто не уменьшал посадочные площади, очень пострадали от жары, из-за которой, например, на Киевщине богатые, высокотехнологические агрофирмы собрали всего 150 ц/га, - меньше, чем в среднем собирали в колхозах в 1980-ые. Понесли ущерб от засухи и производители других овощных культур, из-за чего валовой сбор, по сравнению с прошлым годом, уменьшился на 13–20%. В частности, урожай лука снизился с
1100 до 900 тыс. т.

Некоторые оптовые покупатели и сельхозпроизводители подумали: если во время сбора урожая цены держатся на уровне, или почти на уровне максимумов 2014/2015 маркетингового года, то какими же они будут дальше? И перекупщики вместе с сетями супермаркетов подняли закупочные цены на лук до 7–8 грн/кг, а производители всячески старались придерживать продукцию. Кое-кто из них мечтал, что на конец сезона цены достигнут 1 евро/кг.

Действительно, по сравнению с прошлым годом, рост цен был беспрецедентным. Даже в перерасчете на валюту. Так, за период с начала декабря 2014-го до начала декабря 2015 г. морковь и белокочанная капуста подорожали, оптом, примерно с 5 до 25 евроцентов/кг, лук - с 8 до 28, столовая свекла - с 5 до 18, и только картофель подорожал ненамного - с 9–10 до 12 евроцентов.

Исключением стали только огурцы и помидоры, на которые таким же беспрецедентным было снижение цен из-за закрытия Россией своего рынка для украинских овощей и фруктов. Правда, беспрецедентным оно было только для производителей, потому что конечные потребители в Киеве или Львове не ощутили, что в основных местностях возделывания огурцов и помидоров (Запорожской, Херсонской областях) эта продукция была дешевле себестоимости. Например, в Каменско-Днепровском районе Запорожской области владельцы пленочных теплиц отдавали с двора или на ближайшем базаре помидоры по 2 грн/кг, а огурцы - по 1 грн, и даже по 50 коп. И все равно часть урожая выбросили, тогда как в Киеве и области те же огурцы на раскладках не опускались ниже 10 грн/кг.

Ценам на овощи "борщевого набора" расти бы и дальше такими же темпами, если бы Украина не была частью ВТО, и если бы продолжала увлекаться одним из видов популизма, который приверженцы называют защитой отечественного производителя. Но, к счастью для потребителей, государство снизило импортные пошлины до минимума и перешло в установлении пошлин от индикативных цен к цене контракта. Таким образом, только лишь в октябре-ноябре цены на лук, белокочанную капусту, морковь и столовую свеклу достигли уровня цен в Польше, Беларуси и России, как начался импорт в Украину продукции соседних стран. А лук, к тому же, стали интенсивно сбывать производители: ливни, подмочившие поля на юге в июне-июле, существенно ухудшили сохранность продукции.

Вот и теперь угроза перехода оптовых покупателей на импорт сдерживает аппетиты производителей и, соответственно, цены на овощи. На рынке картофеля есть еще один сдерживающий фактор - население, которое в течение последних лет засаживает этой культурой практически неизменные площади, валовой сбор с которых тоже более стабилен: низкий уровень технологий и в предыдущие сезоны предопределял сравнительно невысокую урожайность, так что эффект засухи не был таким ощутимым.

После традиционного зимнего замирания деловой активности стоит вопрос: а что же будет дальше? Как считают руководящие эксперты плодоовощного рынка, конкуренция со стороны импортной продукции и дальше будет препятствовать неудержимому росту цен. Однако из-за исчерпания запасов цены будут возрастать и на внешних рынках, что позволит поднимать их отечественным производителям. Но постепенно, и не на все культуры одинаково. Так, с февраля можно ожидать наплыв турецкого лука зимнего урожая, площади под который планировались уже с учетом неурожая в Украине, но еще без учета российского эмбарго на турецкие овощи. Так что, как считает Татьяна Гетьман, руководитель проекта "АПК-Информ: овощи & фрукты", в апреле, под конец маркетингового года, цены побьют новые рекорды. По крайней мере, в гривневом выражении. Так, лук подорожает до 11 грн/кг оптом, что на 1 грн больше рекорда двухлетней давности (правда, в перерасчете на валюту это дешевле, чем
10 грн тогда). Белокочанная капуста подорожает до 12 грн/кг, морковь - до 13, столовая свекла - до 8,5 грн, картофель - до 6 грн (правда, некоторые производители ожидают цен не выше 5–5,5 грн).

Лишь помидоры ожидаются более дешевые, чем в прошлом году. Во-первых, дешевеет газ - основная статья затрат крупных тепличных хозяйств. Во-вторых, Украину может залить волна турецких тепличных помидоров, которые традиционно выращивали для российского рынка. Обычно турецкие помидоры стоили на украинском рынке в рознице не дешевле 1 долл./кг. Однако в годы перепроизводства цена на традиционные круглые красные помидоры у производителя падает до 20 центов, что, с учетом растаможивания и транспорта, будет давать в Украине конечную цену 70–80 центов. Так что во всяком случае тепличные помидоры будут стоить дешевле, чем в прошлом году, когда
сезон начался с цен на уровне
70 грн/кг. Скорее всего, подешевеют и тепличные огурцы, хотя здесь турецкий импорт никогда не играл существенной роли из-за высоких транспортных затрат.

"Выращиваем овощи!" - такой вывод из нынешних цен сделают многие. И не только владельцы унаследованных "фазенд", зарастающих в селе сорняками после смерти родителей. Представьте себе, что так решили и многие фермеры, и даже менеджеры, и владельцы агрофирм. "В следующем году значительно возрастут площади под луком, морковью, пекинской капустой, - прогнозирует Татьяна Гетьман. - Но больше всего - под белокочанной капустой". Причем, существенного роста производства можно ожидать во всех сегментах рынка капусты: и в раннем, и в позднем. В частности, раннюю капусту настроены сеять многие хозяева малых пленочных теплиц, в прошлом году "влетевшие" на помидорах и огурцах, которые их выращивали много лет до того. "Значительно возросли продажи семян ранних сортов капусты, - рассказывает Андрей Штригель, владелец магазина в с. Большие Копани на Херсонщине, где уже десятилетиями население массово выращивает овощи в пленочных теплицах. - Причем, возросли за счет малых хозяев, тогда как, например, корейцы, которые каждый сезон выращивали гектара по два капусты под пленочным укрытием, объемов закупок не увеличили".

И только на столовой свекле существенного роста площадей не ожидается, а площади под картофелем будут на уровне прошлого года. Соответственно, основные овощные культуры урожая 2016 г. будут значительно дешевле, чем в аналогичный период прошлого года, если, конечно, гривна не обвалится катастрофически.

Так что, невидимая рука рынка работает. Правда, результаты этой работы в последние несколько лет в овощеводстве напоминают поведение пассажиров на судне во время страшной качки. Как только корабль угрожающе наклоняется влево, пассажиры перебегают на правый борт, вскоре корабль клонится уже в правую сторону, и тогда все бросаются на левый борт - и так по кругу. Ярким примером служит ситуация начала десятилетия. Тогда, после рекордно низкого валового сбора в 2010 г., вызвавшего рост цен, особенно после Нового года (цены на картофель достигали доллара за килограмм), уже в следующем сезоне в овощеводство подались многие из тех, чей бизнес был довольно далек от этой отрасли. И тем более взялись выращивать овощи агрофирмы, которые до того занимались только масличными и зерновыми. Инвесторы, ранее не имевшие ничего общего с АПК, настроили современных овощехранилищ под Киевом, чтобы покупать продукцию дешево, держать до конца зимы - весны и перепродавать со стопроцентной прибылью. Причем, объектом инвестиций был взят "борщевой набор" - пять культур, вместе занимающих большую часть потребления овощей в Украине.

В результате, уже в следующем году цены на овощи резко упали (например, на белокочанную капусту, в валютном выражении, - в 10,5 раза - с 42 до 4 евроцентов/кг). Производители "борщового набора", за единичными исключениями, понесли урон - такой, что многие вплоть до следующего,
2012 г., рассчитывались с работниками, поставщиками семян, удобрений и другими контрагентами. А построенные далеко от основных мест возделывания продукции хранилища сдавали в аренду под что угодно (хоть мясо, хоть конфеты) по цене, которая лишь компенсировала затраты на содержание (электроэнергию, охрану). И это - если повезет найти арендатора.

Тогда все стали уменьшать площади под овощами, за исключением меньшинства, которому удалось найти стабильный сбыт - например, в сети супермаркетов, на предприятия по заморозке. И уже в 2013 г. валовой сбор сократился настолько, что цены снова вышли на уровень, позволявший заработать на овощах практически всем производителям.

Казалось, эту историю отечественные овощеводы запомнят надолго. Однако сейчас специалисты овощной отрасли переживают некоторое дежавю. "Производители овощей подходят к их возделыванию не как к бизнесу, а как к азартной игре", - констатирует директор компании "Грин Тим" Денис Сазонов. И с ним трудно не согласиться. Складывается впечатление, что производители овощей возлагают надежду прежде всего на удачный год, то есть на высокие цены. Например, в течение 2008–2013 гг., согласно исследованию проекта "АПК-Информ: овощи & фрукты", один год из пяти производители белокочанной капусты имели сверхприбыли, два года - незначительные убытки (то есть немало их все-таки смогли покрыть свои затраты), и еще два года - существенные убытки. Но заработки за один сверхприбыльный сезон были выше, чем потери на протяжении остальных четырех сезонов. Вот и сажают, надеясь, что следующий сезон позволит сорвать банк, благодаря высоким ценам.

А можно ведь работать как весь цивилизованный мир: еще перед началом сезона планировать, сколько и кому удастся продать, и заключать соглашения. На отсутствие таких соглашений любят нарекать отечественные сельхозпроизводители, называя это одной из основных причин продажи урожая с поля сразу же после сбора, часто дешевле себестоимости. Однако представители сетей супермаркетов утверждают иное. Даже имея такие контракты, сельхозпроизводители, не задумываясь, срывают поставки, как только находится покупатель, готовый заплатить на гривню-другую за килограмм дороже. Однако же без построения такого долгосрочного партнерства невозможна работа с европейскими покупателями (отечественные розничные сети - еще полбеды). Основная масса отечественных овощеводов не спешит реализовывать экспортный потенциал, и в случае существенного перепроизводства просто не знает, куда девать урожай. А потребители из года в год наблюдают ценовые качели: то урожай за копейки продают, то цены поднимаются до уровня Польши, где покупатели далеко не самые бедные, даже в пределах ЕС.