UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отечественным производителям приходится бороться за место под украинским солнцем. От наступления массового импорта спасают давальческие схемы

Импорт завладел Украиной. С каких только стран не завозят сюда продукцию — Китай, Турция, Италия, Польша, Германия, Португалия, Испания и т.п...

Автор: Василий Худицкий

Импорт завладел Украиной. С каких только стран не завозят сюда продукцию — Китай, Турция, Италия, Польша, Германия, Португалия, Испания и т.п. Но, за исключением низкокачественных изделий из Китая и Турции, его большинство недоступно широкому кругу потребителей. А что же собственная легкая промышленность? Она в «загоне», хотя еще каких-то два десятка лет назад одевала и обувала половину Европы.

В позапрошлом номере мы рассказывали о ситуации на рынке продукции легкой промышленности. Сейчас — речь о самой отрасли и путях выхода из кризиса, в котором отечественные легпромовцы находятся уже почти 18 лет.

Статистика всего не знает

В отличие от советских времен, статистику сейчас получить намного сложнее. Сколько в Украине, в каждой ее области, легально выработано и экспортировано продукции легкой промышленности, разнообразных пальто, сарафанов, рубашек — пожалуйста, а вот сколько их ввезено нелегально из-за границы — здесь Госстат беспомощен.

Но даже если принять во внимание официальные показатели выработанной во Львовской области продукции, то распирает гордость. Для примера, только за январь—октябрь 2009 года было выпущено (в тысячах штук):

— постельного белья 2557,0;

— трикотажа нижнего 5023,1;

— трикотажа верхнего 1181,4;

— штанов, бриджей женских и девичьих 159,3;

— платьев и сарафанов женских и девичьих 303,2;

— костюмов спортивных 52,1.

Но, поскольку от 80 до 99,4% этой продукции выработано из давальческого сырья и пойдет зарубежным заказчикам, украинским потребителям почти ничего не останется. Как свидетельствует статистика, в 2008 году на Львовщине на одного человека приходилось: один комплект постельного белья, шесть пар чулочно-носочных изделий, три единицы нижнего трикотажа, 0,5 шт. верхней трикотажной одежды и аж 0,4 пары обуви. По данным, приведенным председателем Совета ассоциации товаропроизводителей при Кабмине Валентиной Изовит (газета «Урядовий кур’єр» от 05.09.2009 г.), если в 2008 году показатель потребления товаров легкой промышленности на душу населения по Украине составлял 319,5 грн., то за первое полугодие нынешнего года он снизился до 111,5 грн. Экономический кризис в Украине только углубил этот процесс. Если в 2008 году легкая промышленность снизила производство на 3,4%, то за пять месяцев 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года) легпром ухудшил свои показатели на 35%.

Как известно, свято место пусто не бывает. Следовательно, высвобожденную потребительскую нишу успешно заполняют импортеры и малый бизнес. Импорт из года в год растет. По данным официальной статистики, в 2007 году он превышал экспорт в 1,2 раза, в 2008-м — в 1,9 раза, за пять месяцев 2009 года импорт превысил экспорт на 44,1%. По мнению специалистов, сейчас импорт превышает отечественное производство почти в пять раз.

— Практически все предприятия легкой промышленности в Западном регионе, и во Львове в том числе, работают на давальческом сырье для развитых европейских государств, — утверждает заместитель директора департамента легкой и деревообрабатывающей промышленности Кабинета министров Украины Юрий Звягинцев. — То есть именно мы одеваем зажиточных мужчин и женщин цивилизованного мира. Почему не можем одевать и украинцев? Потому что украинцы бедноваты для приобретения дорогой одежды. У нас покупают преимущественно турецкие, китайские изделия легкой промышленности, и в основном на рынках. То есть носят то, что не соответствует ни санитарным, ни другим требованиям.

Какой же выход видит представитель Кабмина?

По его словам, если закрыть поток импорта в Украине, то наша легкая промышленность расцветет, в государственном бюджете станет намного больше денег, а наше население будет здоровым, красивым и одетым в товары отечественного производства высокого качества.

— Это, конечно, фантастическое предположение, — говорит президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности «Укрлегпром» Александр Соколовский. — Но если бы в Украине не было импортной продукции легкой промышленности, трагедии бы не произошло. В рамках бывшего Советского Союза швейная отрасль в Украине находилась на очень высоком уровне. Здесь работало достаточно фабрик, были хорошо развиты швейные традиции. В отличие от традиций маркетинга, рекламы, раскручивания брендов. В порядке исключения можно назвать изделия фабрики «Каштан», рубашки которой очень ценились. И, поскольку на прилавках господствовал дефицит, проблемы возникали только с приобретением продукции, но отнюдь не с продажей.

В года независимости на легкую промышленность махнули рукой. Считалось, что в этой отрасли не ходят особые денежные потоки, а объемы рынка незначительны. Но это ошибочное мнение. Никто не может назвать баланс в цифрах, потому что импортная продукция заходит в Украину, как правило, по черным или серым контрабандным схемам. Высчитывать ее сложно. По оценкам независимых экспертов, объем продаж продукции легкой промышленности в Украине составляет около 10 млрд. долл., а по оценкам Госкомстата — около 500 млн. долл. Из них менее 5% оборачивается в официальной сфере, а свыше 90% продукции реализуется через рынки, без кассовых аппаратов, или через магазины, где торгуют по упрощенной системе.

На рынке давальческого сырья также потери

Еще недавно украинская легкая промышленность фактически была завалена заказами. Подавляющее большинство предприятий работали на внешний рынок, поскольку шили изделия за копейки по давальческим схемам.

Но сейчас легкая промышленность сдает позиции даже там, где еще недавно лидировала, — на рынке давальческого сырья. Спад производства на украинских фабриках в 2009 году уже достиг 30%. По данным ассоциации «Укрлегпром», более всего пострадали такие направления, как пошив мужских костюмов — на 32%, пальто — 32%, женских брюк — свыше 50%, трикотажных изделий — на 46%. Из положительных тенденций статистика отмечает только рост выпуска чулочных изделий — на 21,5%. Но есть вопрос с их реализацией.

Несмотря на крайне выгодное географическое расположение — на границе с Евросоюзом, но не в Евросоюзе, западные компании могли бы переводить в Украину свои производства. Но, как считает Александр Соколовский, в нашем государстве, к сожалению, не создан нормальный инвестиционный климат. Поэтому инвесторы идут в Азию, где государства гарантируют им благоприятные возможности, поощряют сами производства. Поэтому при таком выгодном географическом положении, кричать, что у нас кризис, — преступление. На кризисе и на том, что в Европе повысилась ценность работы, мы должны зарабатывать, а не бездарно упускать такую возможность. Многие потенциальные западные инвесторы пытались зайти в Украину, но никто из отвечающих за это и пальцем не пошевелил, чтобы зашли. Наши условия и наши законы инвесторов не устраивают. Поэтому значительно охотнее страны Евросоюза переводят свои производственные мощности в Восточную Азию, где для этого созданы отличные условия.

Для развития капитализма надо создать условия

Нишу, которую сейчас занимают импортные изделия, вполне могла бы заменить продукция украинской легкой промышленности. Если социализм надо долго и настойчиво строить, то капитализм надо просто позволить, утверждает А.Соколовский. Следует создать условия — и украинские производители моментально заполнят рынок. Но когда условий нет, то операторам, торгующим одеждой, выгоднее покупать импортную продукцию. За украинскую, купленную на фабрике по накладным, надо с разницы заплатить налоги. А импортное купил за наличные, продал за сколько захотел, уплатил единый налог и — свободен. Как следствие, отечественные производители находятся в неодинаковых условиях с иностранными. Условия для тех, кто торгует импортом, и для производителей из Китая и Восточной Азии более льготные. По мнению А.Соколовского, проблема в налогообложении.

Сейчас в Украине существуют две системы налогообложения. Обычная — для предприятий и упрощенная — для остальных. Торговцы контрабандой работают по упрощенной системе налогообложения, то есть практически без уплаты налогов. Вот и получается, что четыре миллиона людей, работающие в промышленности, кормят 2,3 млн. частных предпринимателей-плательщиков единого налога, 4,5 млн. государственных служащих и 12 млн. пенсионеров. Таким образом, нагрузка на одного человека в промышленности — свыше 1000 гривен налогов ежемесячно. В общем, из 46 миллионов населения в Украине на бюджет трудятся 4 млн. работников промышленности. Из-за этого в бюджете нет денег, а отечественные производители, по сравнению с производителями импорта, который плывет в страну, находятся в униженном положении. Именно из-за этого около 80% продаж изделий легкой промышленности находится в тени, без уплаты налогов, точнее, налоговая нагрузка идет, но попадает не в карман государства, а в карман лиц, возглавляющих коррупцию. От таможни в местные органы власти.

В общем, в теневом секторе находится большая часть этой отрасли экономики. Поэтому 90% украинской продукции идет по давальческим схемам на Запад. И только очень небольшое количество предприятий работают на внутренний рынок.

Еще одна причина, по которой легкая промышленность не трудится на внутренний рынок: у многих производителей нет собственной розничной сети, они не знают, как правильно продавать. Не работают холдинги, которые есть в других отраслях, цепочка, по которой продукция идет от производителя в магазин. Но главная причина крайне затруднительного положения с украинскими изделиями — невозможность пробиться на украинский рынок, поскольку для импортной продукции созданы более льготные условия. Украинская легкая промышленность выживает за счет давальческих схем, благодаря чему она сохранилась сама и сохранила свои традиции.

Словом, картина невеселая: если в советское время в общий валовой продукт украинская легкая промышленность давала до 20% продукции, то сейчас — менее 1%. Это свидетельствует о том, насколько снизились объемы производства.

Модельной одежды нет, а фешн — один из лучших в Европе

Готовя материал, автор не мог не поинтересоваться мнением нескольких покупателей, которые выбирали одежду в одном из магазинов. Готовы ли они отдать предпочтение отечественному товару?

«Почему бы и нет, но только, если он будет устраивать по качеству и привлекательности. К сожалению, отечественная продукция почему-то проигрывает в дизайне зарубежным производителям». Примерно таким же было мнение и остальных опрошенных.

Когда я спросил у проректора Львовской национальной академии Романа Яцива, почему украинские специалисты не разрабатывают модели европейского класса, на которые был бы спрос в Украине, тот только развел руками.

По его словам, в Украине появилось множество предприятий, выстраивающих свой бизнес на серьезных европейских стандартах, приобщая к работе специалистов со студенческой скамьи. Специалисты академии способны создавать высокоэстетическую конкурентоспособную продукцию. Каждый просмотр моделей демонстрирует, как много индивидуальностей, как интересно мыслят в материале юные художники. Но бизнес должен помочь развиваться юным талантам, выплачивая надлежащие гонорары, тогда производители получили бы качественные промышленные образцы, а мастера — условия для творчества. Академия способна противостоять навязчивым глобализационным стандартам, приходящим в Украину через Польшу, Россию и другие страны. Цель их — грубо оттеснить со своего же рынка украинских товаропроизводителей. Поэтому стоит ли удивляться, что Украину наводнили унифицированные, усредненные изделия из стран Средней Азии. Преимущественно — благодаря своей массовости и низким ценам.

Больше всего удивляет то, что украинским товаропроизводителям приходится бороться за место под украинским солнцем не столько с иностранными конкурентами, сколько с другими украинцами, которые массово завозят продукцию чужих государств. А между тем третьи украинцы — из властных коридоров — палец об палец не ударят, чтобы как-то помочь своим производителям.

Комментарии экспертов

Анна Приймак, директор ОАО «Галант»
и СП «Укон»:

— Существует множество причин, которые не дают предприятиям легкой промышленности в Украине нормально функционировать. Одна из них состоит в том, что это — экономически невыгодно. Цена продукции предприятия, работающего легально, на 40—50% выше продукции предприятий, работающих в тени. 37% составляет налог на заработную плату, плюс 18% налог на физических лиц, 25% налог на прибыль, плюс НДС, и все это ложится на цену изделий. Вот и получается, если даешь человеку 1 тыс. грн. заработка, то еще столько же набегает налогов.

Другая причина. Производители в Украине практически не могут купить дешевое сырье. Недавно предприятию поступило предложение наладить пошив байковых рубашек. Но когда мы обратились на предприятие из Донецка, производящее эту ткань, то узнали, что вся их продукция реализовывается через киевского посредника, самостоятельно устанавливающего цены. Такая же схема была и у другого производителя. Поэтому возможности выхода на внутренний рынок для предприятий легкой промышленности я не вижу. Еще бывший министр финансов В.Пинзеник говорил, что швейная отрасль Украине не нужна, эти изделия мы будем покупать в Китае. Но он не подумал, где будут работать наши женщины. Пусть теперь биржа платит им материальную помощь.

Михаил Волков, руководитель фирмы «Ролада»:

— Я не вижу политики в Украине относительно легкой промышленности. Вот один только факт: сырье и продукция, которую в Украине не выпускают, на границе облагается пошлиной и НДС, после которой дальнейшее производство становится неинтересным. В частности, эластичное полотно, которое выпускают только Германия и Италия, у производителей стоит 2 евро, но когда оно перемещается в Украину, дорожает до 3 евро. И это без транспортных и брокерских затрат. Так и остальные вопросы.

Зиновий Бермес, председатель Ассоциации работодателей Львовщины:

— Запретами завозить в Украину импортную продукцию вообще ничего не достигнешь. К тому же этого нам никто не позволит сделать. Но если даже с такими низкими зарплатами украинская легкая промышленность проигрывает китайцам и туркам, то надо создавать условия, в которых она была бы заинтересована понижать себестоимость продукции. Действующее же налоговое законодательство только стимулирует ее рост. Поэтому сегодня Украина и проигрывает импорту в конкурентоспособности продукции. Прежде всего, особенно в условиях кризиса, надо понижать налоги, что сделала даже Россия. Балканские страны вообще установили налог на прибыль на уровне 10%, чем помогли своим производителям выжить.

Считаю, что государство должно заинтересовать производителей делать ставку на науку, новые технологии, инновации, устанавливать энергосберегающие линии, создавать новые рабочие места. Тогда предприятиям будет выгодно показывать прибыль и понижать себестоимость продукции.