UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВИНА НЕ БУДЕТ! НЕ ИЩИТЕ

6 апреля Верховная Рада начнет второе чтение законопроекта «О внесении изменений к некоторым зако...

Автор: Валерий Дружбинский

6 апреля Верховная Рада начнет второе чтение законопроекта «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно государственного регулирования производства и оборота некоторых подакцизных товаров» (регистрационный №3004). Специалисты считают, что принятие этого документа усложнит состояние виноградно-винодельческой отрасли и, возможно, уже через несколько лет приведет к ее полной гибели.

Дискриминационное отношение к виноградно-винодельческой отрасли возникло не сегодня. Только в прошлом году ставки акцизного сбора повышались трижды. А 6 февраля парламент принял законопроект №4000-1, согласно которому почти четырехкратное повышение ставки налога на полусухие и полусладкие вина вело к существенному сокращению винопроизводства. Новые квоты на этиловый спирт также могли привести к искусственному ограничению производства крепленых вин. А коль спрос на эту продукцию достаточно высок, то образовавшуюся «нишу» наверняка мог заполнить импорт. Было в этом документе и много других положений, которые по отношению к данной отрасли носили разрушительный характер. Поэтому-то виноградари и виноделы считают: такой закон мог быть принят только из-за настойчивого лоббирования конкурентов-производителей крепких алкогольных напитков. Тем более что, перефразируя классика, редкий депутат дочитал сей стостраничный фолиант до середины. Вот почему виноградарей и виноделов так обрадовало сообщение, что на закон №4000-1 наложил вето Президент. Казалось бы, справедливость восторжествовала.

Но не тут-то было. 6 апреля этого года начнется второе чтение законопроекта №3004. Нельзя не заметить, что в его текст включена значительная часть положений, которые не рассматривались во время первого чтения, а просто перенесены из ветированного закона.

Виноградарство — сложная и весьма затратная отрасль. Пять лет требуется на посадку винограда и ухода за ним, лишь после этого плантация дает отдачу. За это время стоимость одного гектара виноградника достигает 80—100 тыс. грн. Она состоит из стоимости закладки молодого виноградника, устройства шпалер на железобетонных опорах, удобрений… Уход же за виноградниками ведется 11 месяцев в году, причем на одном гектаре должно работать ровно в 20 раз больше людей, чем на гектаре, засеянном, к примеру, пшеницей. И только после этого получают вино, которое тоже зачастую выдерживается не один год. Неслучайно такие мощные винодельческие страны, как Франция, Италия, Испания и Болгария, вообще не облагают акцизным сбором винопродукцию. А вот ликеро-водочную — чье производство менее затратно и трудоемко — наоборот — облагают.

Неужели то, что не удалось Горбачеву с его лигачевскими антиалкогольными директивами о тотальной вырубке виноградников и закрытии винзаводов, получится у нынешних законодателей? И тогда по меньшей мере 200 тыс. человек окажутся без работы. Ведь в отрасли занято три миллиона человек.

Пока виноградно-винодельческая отрасль как-то еще держалась на плаву. Но что будет завтра? Дар Божий — возможность выращивать на юге страны виноград и производить целительное виноградное вино — мы, словно одичавшие атеисты, уничтожаем на корню. Вопрос лишь в том, сознательно или несознательно.

Начиная с 1992 года правительство приняло десятки постановлений и издало ряд других документов, направленных на развитие отрасли. Периодически утверждались программы развития виноградарства и виноделия до 2000 года, 2005-го, 2010-го. Но дальше бумаготворчества дело не продвинулось, все осталось лишь благими намерениями.

А ведь эта отрасль (если не ставить ей палки в колеса) — весьма и весьма прибыльна. В 1984 году, за год до антиалкогольной вакханалии, бюджет Украины получил от винодельческой промышленности 3,2 млрд. рублей. Заметьте, еще тех, полновесных!

Известно, что в последние годы употреблять спиртные напитки в нашей стране стали больше, а вот производство вин сокращается. Так, в прошлом году выпуск ликеро-водочной продукции по сравнению с 2002 годом увеличился на 34%, коньяка — на 12%, тогда как производство вин сократилось во втором полугодии 2003-го почти на 37%.

Новый закон усугубит это падение, ибо отечественным производителям вина придется платить акциз дважды. При этом стоимость литра вина увеличится на 2 грн. 69 коп. Значит, молдаване, грузины и даже далекие чилийцы, которые в Украине платят акцизный сбор только с готовой продукции и, естественно, не платят «тройных» акцизов у себя дома, попросту вытеснят с нашего рынка украинское вино.

Разумеется, если закон будет принят, то в наименьшей степени пострадают производители дорогих марочных вин, например, крымская «Массандра». В самом деле, если бутылка элитного вина стоит 40—60 и больше гривен, то повышение цены на пару гривен будет малозаметным. А вот для производителей доступных по стоимости вин подобная акцизная «накрутка» станет подлинной катастрофой.

Законопроект №3004 также устанавливает квоту (в 1,2 млн. дал) на этиловый спирт для производства вина. Но эта квота не учитывает реальных потребностей винодельческой промышленности. Ведь 70% вин в стране производится с добавлением спирта. Отрасли ежегодно необходимо 1,7 млн. дал спирта только для изготовления виноградных виноматериалов, 0,245 млн. дал — для изготовления плодово-ягодных виноматериалов и 0,37 млн. дал — для изготовления плодово-ягодных вин. Значит, общий объем спирта, который нужен виноделию, составляет в год не менее 2,315 млн. дал. Таким образом, квоты на спирт занижены в два раза, что приведет к искусственному ограничению рынка крепленых вин.

А все-таки, почему вводятся ограничения квот на спирт? Авторы законопроекта считают, что, дескать, спирт, получаемый на виноделие, может уйти на производство ликеро-водочной продукции и поэтому надо лимитировать его расход. Но какой смысл из спирта, выделяемого для вина, делать водку? Ведь на крепление одного литра вина уходит 140 граммов спирта, соответственно, чтобы списать один литр спирта, необходимо уплатить акциз как за 7,1 литра вина, т.е. — 5,6 грн. Вот почему виноделы на изготовление ликеро-водочной продукции из винного спирта никогда не пойдут — себе в убыток.

Изменится, согласно новому законопроекту, и система распределения спирта (сейчас, напомним, он отпускается распоряжениями Минэкономики по представленным заявкам). Теперь этим будет заниматься экспертно-консультационная комиссия при Кабмине, которая и будет распределять спирт изготовителям крепких алкогольных напитков, медикаментов, вина, химической, пищевой и парфюмерной продукции. Интересно, что в составе комиссии есть три изготовителя водки и ни одного представителя от производителей медицинской, винодельческой, парфюмерной и химической продукции. Кроме того, в предлагаемом законопроекте не отмечено ни одного критерия, по которому данная комиссия будет распределять спирт. Выходит, она будет это делать исключительно по своему усмотрению?

Будет также введен запрет на использование в виноделии гибридных сортов винограда. Один из авторов законопроекта, народный депутат Василий Цушко в интервью газете «Бизнес» так прокомментировал этот запрет: «В СССР выращивание гибридных сортов винограда было запрещено, так как эти вина вредны для здоровья». Во-первых, в Советском Союзе никогда не было запрета на выращивание гибридных сортов винограда и получение из них вина, ибо почти 25% вина делалось из гибридных сортов винограда. Во-вторых, Франция производит 32% своих вин из винограда гибридных сортов, Италия — 22%, Испания — 20%, Германия — 18%… Неужели европейские страны меньше нашего пекутся о здоровье своих граждан? Да и не украинское это изобретение — гибридные сорта. В свое время именно гибридные сорта винограда спасли Францию, а затем и Европу от филоксеры. И в Украине уже давным-давно выращивают гибридные сорта не только из-за их морозоустойчивости, неприхотливости, но и как верный заслон против филоксеры. Об этом говорит и заключение НИИ винограда и вина «Магарач»: «Создание новых сортов винограда методом гибридизации обеспечивает повышение урожайности и качества винограда, позволяет резко повысить экономическую эффективность виноградо-винодельческой отрасли. Использование некоторых из них (Ноа, Изабелла, Лидия и других изабельных сортов) является традиционным для Закарпатья, Николаевской, Херсонской и Одесской областей (по аналогии с северными штатами США). Оснований для запрета, культивирования и переработки этих сортов винограда нет и быть не может».

Виноделы находят в законопроекте множество других дискриминационных положений и норм, связанных с производством вина, и одновременно — «зеленый свет» крепким алкогольным напиткам. Вот лишь один пример: производители ликеро-водочных изделий почему-то платят акцизный сбор на третий день после реализации своей продукции, а производители десертных или крепленых вин должны уплатить этот сбор авансом, до получения акцизной марки. А ведь это дает возможность производителю ликеро-водочных изделий, получив марку, накапливать долги по акцизному сбору и даже не платить его вообще. Сегодня производители той же водки получают спирт по нулевой ставке, а 16 грн. акцизного сбора за один литр чистого спирта уплачивают лишь при реализации готовой продукции.

Как в Европе относятся к выращиванию винограда и производству из него вина? В таких странах, как Франция, Италия, Испания и Германия, виноделие стоит по значимости на одном уровне с производством мяса, молока и зерна. Там виноградные вина, например, внесены в реестр пищевых продуктов, и на них не распространяется акцизный сбор. Более того, эти государства доплачивают на всех стадиях: за выращивание винограда, за переработку винограда на сокоматериалы, за сдачу виноградных выжимок и виноматериала на перегонку, за хранение виноградного сусла, вина и коньячных спиртов, за перегонку коньячных спиртов, за использование коньячных спиртов при креплении вин, а также за реструктуризацию виноградников. Не случайно во многих европейских странах бутылка воды и бутылка вина стоит одну цену — эти при их-то зарплатах!

Многие считают: те, кто вводит дискриминационные нормы для отечественного виноделия, надеются, видимо, что рынок взамен заполнится высокоградусными изделиями. Ошибаются. Вино пили раньше, будут пить и впредь. Если на рынке не станет отечественного продукта, значит, купят импортный. Кстати, у Молдовы есть все возможности вытеснить украинские вина; являясь членом ВТО, она может быть использована коллегами по «мировому торговому клубу» в качестве буферной зоны для поставок вин в Украину. Вот почему государство, если оно не в состоянии помочь отечественным виноградарям и виноделам, должно хотя бы не мешать им в работе. И признать, что виноделие является не только составляющей частью экономики, но и, если хотите, частью нашей истории и культуры — в Украине делали вино еще в XIII веке. В самом деле, разве хорошо, если когда-нибудь услышим от продавца: «И не ищите. Украинского вина нет и не будет»?..