UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ БУМАЖНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ — К ЭЛЕКТРОННОМУ СПРАВОЧНИКУ

Собственная энциклопедия в советские времена была мерилом достижений державы - некий элемент обязательного джентльменского набора...

Автор: Александр Рожен

Собственная энциклопедия в советские времена была мерилом достижений державы - некий элемент обязательного джентльменского набора. «Краеугольный камень», который позволял однобоко развитой стране чувствовать гордость за то, что мы «впереди планеты всей в области балету». Что из этого получилось, когда пришлось сравнивать достижения в реальных рыночных условиях, мы видим воочию. И все-таки истинный трагизм ситуации в национальном масштабе оценить достаточно трудно. Для обобщений до последнего времени не было достаточно авторитетного материала. Уникальную возможность заглянуть за горизонт предоставил Дон Тапскотт. В своем блистательном бестселлере «Электронное общество» он описал изменения, которые ожидают человеческое общество в связи с широким распространением в нем Internet-технологий.

Читаю очередную главу бестселлера о жизни в конце ХХ века (редакция благодарит фирму INT, которая предоставила нашей газете право цитировать отдельные главы рукописи по мере перевода) и не перестаю удивляться. Да, понимаю, что у нас, в Украине, многое еще не так, как в цивилизованном обществе. Да, отстали, одичали, упустили. Но когда страницу за страницей листаешь книгу о том, где, как и насколько широко уже сегодня используется Internet, становится несколько не по себе. Особенно тягостно стало, когда дошел до описания совсем свежей истории с использованием Internet в деле издания энциклопедий.

Знаменитая «Британника» была на грани краха

«Британская энциклопедия» была самой популярной энциклопедией в мире на протяжении последних 200 лет. По словам Джо Эспозито, президента североамериканского отделения «Британники», возглавившего переход компании к интерактивным средствам мультимедиа, «столь длительным успехом фирма обязана тем, что ей удалось найти в культуре нечто незыблемое. Людям нужна сводка знаний всего мира».

Однако всего лишь одного, 1994 года хватило, чтобы оттеснить ее на третье место. Правда, столкнули «Британскую энциклопедию» с пьедестала не традиционные конкуренты «Кольерс» или «Уорлд Бук», а посторонние - «Майкрософт» и «Гролье». Новые энциклопедии вышли на... компакт-дисках.

«Британника» выходила в виде множества весомых дорогих томов с текстом и статическими иллюстрациями. Это казалось совершенно естественно в течение столетий. Однако поколение, которое выросло на компьютерных играх, считает уже по-другому. Так, по меткому замечанию «признанного авторитета в области компакт-дисков», сына автора «Электронного общества»

9-летнего Алекса Тапскотта, «она с тобой даже не разговаривает».

Энциклопедический многотомник переиздается раз в десять лет, а ежегодные дополнительные тома не встроишь в остальные. С другой стороны, новые энциклопедии на дисках помещаются в кармане. Переиздают их каждые три месяца, а стоят они раз в десять дешевле книг. Более того, в энциклопедиях на дисках есть не только текст, но и цветные иллюстрации, звуковые и видеофрагменты.

Впрочем, на этом история не оканчивается. По сути, самым печальным для «Британники» было появление не энциклопедий на дисках, а персональных ЭВМ вообще. Когда-то хорошо обеспеченные и не лишенные чувства ответственности родители покупали детям энциклопедии как подспорье в учебе. Сейчас они покупают компьютеры. Причиной заката старого рынка энциклопедий стали не просто энциклопедии на компакт-дисках, а мультимедийные ЭВМ.

Выход можно найти даже тогда, когда его нет

«Британника» ответила на революционные изменения на рынке смелым и неожиданным стратегическим решением. Ее следующий ход - разместить энциклопедию в Сети, взимая с «подписчиков» плату посуточно. Вместо комплекта книг теперь предлагалась подписка. Последствия этого шага (и новые возможности для компании) выходят далеко за рамки того, что обещают компакт-диски. Зачем ждать нового издания десять лет или год, или... хотя бы три месяца, как обещают конкуренты?

Новые издания энциклопедии в Сети могут выходить ежечасно! Разумеется, и количество доступной информации куда больше, чем помещается на диске. Собственно, это количество вообще не ограничено. Еще важнее, что благодаря Сети «Британника» стала не просто энциклопедией. Теперь в ней имеются активные связи, с помощью которых «читатель» может мгновенно узнать, что есть по этой же теме на других Web-серверах во всем мире. Образуется нечто вроде справочника по всем знаниям человечества в электронной форме!

Например, упоминание о второстепенном опусе Бетховена может быть «привязано» к другой машине, где находится звукозапись этого произведения. Та же ссылка может привести к группе по обсуждению Бетховена или банкам данных с исторической информацией, либо другими сведениями о композиторах того же времени. На смену чтению статей энциклопедии, из которых можно было приобрести скорее поверхностные знания, приходит возможность получения знаний разносторонних, глубоких и авторитетных. Для тех, кто пользуется этим новым средством познания, эффективность решения конкретной задачи становится равнозначной действенности обучения.

Прощай, книга, здравствуй, Internet?

Освоив мультимедиа и диалоговые средства, «Британника» из простого книгоиздателя превратилась в фирму, открывающую путь ко всем знаниям человечества. Кстати, вариант публикации на компакт-диске тоже есть, но он представляет собою нечто вроде мгновенного снимка онлайновой энциклопедии. По словам Эспозито, «Британника онлайн» теперь - лучшее, что у них есть. Главный недостаток энциклопедий на компакт-дисках, отмечает Эспозито, то, что их создателям на них не заработать. Поскольку диски продавались в комплекте с программным обеспечением таких фирм, как Компак или Эппл, цены на энциклопедии резко упали. Отчасти это помогло уничтожить рынок двадцатитомных изданий.

Как считает Эспозито, «из книжных изданий энциклопедии превратились в приложение к проданным аппаратным средствам. На их цену это оказало разрушительное действие. Не то, чтобы мы упустили что-то в электронной революции. Нам просто попало от более крупных фирм. Примерно то же произошло бы, если бы фабриканты мебели вдруг переключились на выпуск книжных полок».

«Британника» также пришла к выводу, что рынок компакт-дисков будет напоминать рынок специализированной литературы, где разница между ценой и себестоимостью очень невелика. «Экономика любого предприятия, - продолжает Эспозито, - основывается на каналах сбыта, а розничные торговцы предпочитают розничные каналы». К тому же и заказчики уже не те, что прежде. «Британника» теперь не ориентируется на индивидуальных покупателей, а заключает лицензионные соглашения с организациями. Например, в 1995-96 учебном году на «Британнику» подписалось больше двух десятков университетов. Каких-нибудь нескольких долларов из платы за обучение достаточно, чтобы предоставить всем студентам неограниченный доступ к «Британнике».

«Британника» - типичный пример компании, изменившей продукцию (от книги - к подписке, а затем к электронному справочнику), каналы сбыта (от физического - к электронному) и даже покупателей (от семей - к кому угодно, включая организации). Такие действия корпорации выходят далеко за рамки обычного преобразования деловых процессов. Это - преобразования для жизни в электронном обществе...

кто спасет украинскую энциклопедию?

История с уходом от краха и волшебным возрождением в Internet самой известной энциклопедии в мире невольно привлекает внимание к тому, а какие же проблемы сегодня занимают создателей Украинской энциклопедии? Здесь работал великолепный коллектив. Планка требований, определенная еще Миколой Бажаном, была достаточно высокой.

На мой вопрос о том, удалось ли по примеру «Британники» перейти от традиционной бумажной энциклопедии к электронному справочнику, получил ответ: «Какой там Internet! В редакции не хватает даже компьютеров!»

Вместо комментария процитирую одного из современных кибернетических корифеев: «Если вы не присутствуете в Internet, вы не существуете вообще». Понимаю всю рекламную условность этого слогана, но суть схвачена верно. Поэтический сборник может существовать и на бумаге. От этого его культурная ценность не пострадает. Истинный ценитель разыщет интересующее его стихотворение даже на папирусе. Но энциклопедия - продукт массовый. Она должна существовать в одном пространстве с тем поколением, которое сейчас строит общество, получившее в мире имя электронного. И если молодые украинцы, сидящие за своими компьютерами на различных континентах, не могут сегодня вызвать из Сети необходимую страницу Украинской энциклопедии, значит она умерла для них.

Неужели не найдется сподвижник, который возродит ее к жизни в новом, электронном качестве?