UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОРУЖЕЙНЫЙ БИЗНЕС СДАЛ ГЛАВНЫЙ ЭКЗАМЕН

Как сообщает госкомпания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначе...

Автор: Валентин Бадрак

Как сообщает госкомпания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт», подведение итогов прошедшего года по торговле оружием свидетельствует, что Украина «не только сохранила, но даже несколько увеличила объемы реализации иностранным государствам военной техники и вооружений». Главный украинский посредник на международном рынке оружия не сообщает абсолютные цифры торговли, ссылаясь на их секретность, но подчеркивает, что такое положение дел «равносильно значительному успеху, учитывая отсутствие ставших в течение трех лет привычными 150 млн. долл. за продаваемые Пакистану танки». В конце 1999 года закончился срок гигантского танкового контракта, и потому именно 2000 год стал для Киева главным испытанием.

Хотя Киев начал торговать оружием почти сразу же после объявления о независимости Украины, де-факто Украина обозначила себя как полноценный субъект мирового рынка оружия лишь летом 1996 года, когда был заключен пакистанский танковый контракт на продажу Исламабаду 320 танков Т-80УД. Тогда же началась и централизация украинского оружейного бизнеса — в стране появилась госкомпания «Укрспецэкспорт», которая объединила всех национальных субъектов на рынке оружия.

Уже подведение итогов торговли 1997 года внесло смятение в ряды мировых экспортеров оружия — Стокгольмский международный институт проблем мира назвал Украину в десятке мировых торговцев опасной продукцией. На следующий год Киев потеснил на рынке Мадрид и Минск, а по результатам 1999 г. стал седьмым экспортером оружия.

Правда, большинство и западных, и восточных экспертов были убеждены, что окончание реализации пакистанского контракта ознаменует собой и сворачивание Киевом работы на этом специфическом рынке. Так было с Молдовой, которая, однажды продав 21 истребитель МиГ-21, на короткое время оказалась в десятке мировых экспортеров оружия. Точно так же сложилось и у Беларуси, которая в 1997 году через «Белтехноэкспорт» продала Перу 18 истребителей МиГ-29, но уже через год выпала из обоймы лидеров чувствительного экспорта.

Тенденции года

Отвечая на вопрос, за счет каких резервов и каких шагов Киев сохранил себя на рынке оружия, в «Укрспецэкспорте» называют несколько причин. Прежде всего, Украина стала нажимать на мелкие и средние контракты, что в сумме с активным поиском новых партнеров в Азии и Африке дало результаты. Основная география контрактов не изменилась, и наиболее важными остались рынки Юго-Восточной Азии, Северной и Центральной Африки, а также Ближнего Востока, но появилось достаточно много новых заказчиков. Да и партнеры, которые уже давно знают Украину, не обходили оружейных бизнесменов вниманием: Китай, Индия, Вьетнам, Шри Ланка, ряд арабских государств и даже такие экзотические для украинца страны, как Мьянмар (бывшая Бирма), остановили свой выбор на киевских предложениях. При этом Киеву удалось не растерять и старых партнеров. Например, тот же Пакистан в 2000 году начал производство нового танка «Аль Халид» (проект МБТ-2000), в котором участвуют Украина и Китай. Кроме того, Киев добился участия и в модернизации старых пакистанских танков Т-59. Определенно, сближение в военно-технической сфере с Пекином открыло ряд новых возможностей для украинских экспортеров в этом регионе. Это подтвердило и участие в аэрокосмической выставке в китайском городе Чжухае, где было подписано несколько соглашений относительно модернизации и обслуживания китайской авиатехники и соглашение в области освоения космоса, что также может помочь продвижению Украины на космические рынки Азии. К слову, первые шаги в этом направлении уже были сделаны: 26 сентября прошлого года с космодрома Байконур успешно стартовала модернизированная МБР SS-18 (прозванная американцами «Сатаной» за возможность ее запуска с территории, по которой нанесен ядерный удар). На этот раз ракета, уже с новым названием «Днепр», вывела на околоземную орбиту пять небольших иностранных спутников, один из которых принадлежит Малайзии, два — Саудовской Аравии и еще два — Италии.

Наиболее четко прослеживающейся тенденцией ушедшего года стало определенное переориентирование на азиатские рынки и появление на этом направлении определенных успехов. В целом у Украины появилось не менее десятка новых импортеров оружия или услуг военного характера. Намного больше Украина стала продавать новой техники. Продажа старого оружия из запасов Мин-обороны в прошлом году составила лишь 20% от всего проданного, в то время как инвестиции в разработки в области радиолокации, спецтехники, артиллерийского вооружения, модернизации бронетехники и средств ПВО, военного судостроения дали возможность не только получить деньги, но и позволили ощутимо увеличить рабочие мощности таким оборонным предприятиям, как ГАХК «Топаз» (г.Донецк), казенный электромашиностроительный завод «Искра» (г. Запорожье), Государственный научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения (г.Киев) и еще ряду заводов Минобороны.

Киев уже научился торговать и технологиями. А также сумел связать свою специальную госструктуру с научным миром, что оказалось особенно трудной задачей, учитывая готовность большинства украинских ученых сегодня продавать свои знания за мизерную плату, вместо того чтобы ждать туманного завтрашнего изобилия. Созданное в 1998 г. как дочерняя фирма «Укрспецэкспорта» ГП «Спецтехноэкспорт» сегодня уже имеет в банке данных не менее пятисот отработанных, то есть подготовленных к продаже, новых технологий, львиная доля которых либо военного, либо двойного назначения. По мнению гендиректора «Укр-
спецэкспорта» Валерия Малева, мировой рынок военных технологий является наиболее динамично развивающимся и Украина рассматривает участие в нем как наиболее перспективное направление оружейного бизнеса. Именно в прошлом году пошли первые весомые контракты, связанные с передачей Украиной новых технологий. Среди наиболее ярких из них можно упомянуть поставки Греции малых десантных кораблей типа «Зубр» (подписанный в начале 2000 года контракт на сумму около 100 млн. долл. предусматривает налаживание производства кораблей этого типа в Греции), передачу Вьетнаму производственной линии по выпуску порохов и, конечно, передачу производственной линии по сборке самолетов Ан-140 Ирану. Последний проект, хоть и был заключен еще в 1995 году, прошел свою кульминационную точку именно в прошлом, когда состоялась выкатка первого иранского Ан-140. А выход на плановую мощность, предусматривающую сборку 12 воздушных машин в год, должен произойти лишь в 2004 году.

Как говорят в «Укрспецэкспорте», намного слаженнее стал тандем «Укрспецэкспорт»—Минобороны, намного правдоподобнее — план реализации выводимой из боевого состава техники военного ведомства. Кроме того, имея весьма солидную базу для проведения ремонта и модернизации военной техники (где среди ремонтных заводов львиная доля предприятий Минобороны), Украина резко увеличила количество работ по ремонту и модернизации. Так, по словам руководителя «Укрспец-экспорта», количество таких работ по сравнению с предыдущим годом увеличилось в 3,5 раза.

Киев более активно начал работать со странами, которые принято называть критическими. Отработанная и отлаженная не без помощи США национальная система экспортного контроля, а также многолетний опыт на рынке позволяют реально смотреть на возможности сотрудничества с Ираном, Ливией, Сирией и даже Ираком. Речь не о том, чтобы нарушать международные договоренности. Но если, по оценкам экспертов, ВТС только с Ливией (в отношении которой приостановлены санкции СБ ООН, но пока продлены санкции США) может принести Киеву около 500 млн. долл., то почему Киев должен оставить борьбу за этот рынок? К слову, на будущей неделе Триполи и Багдад посетит украинский вице-премьер Юрий Ехануров, в составе делегации будет и глава «Укрспецэкспорта», поэтому есть все основания полагать, что Киев не намерен сдавать эти рынки. Тем более что Украина там отнюдь не новичок — ныне реализовывается весьма объемный контракт по продаже двух самолетов Ан-124 («Руслан») Ливии, ремзаводы Минобороны весьма преуспели на проведении ремонта для Сирии, прекрасно действуют программы в сфере авиации с Ираном.

Киев довольно существенно продвинулся и на рынках СНГ. Например, В.Малев констатировал, что серьезно расширены заказы в Туркменистане, в частности «с помощью украинских специалистов, предприятий и институтов восстановлена система противовоздушной обороны Туркменистана, выполняются работы и по отдельным системам ПВО». Подобный уровень ВТС зафиксирован и с Узбекистаном, начата активная работа с государствами Балтии. Естественно, продолжает прогрессировать ВТС в рамках
ГУУАМ, где Украина выполнила и продолжает реализовывать ряд контрактов для Грузии и Азербайджана, в основном касающихся модернизации и восстановления военной техники.

Наиболее продаваемыми в 2000 году, как утверждают в госкомпании, были украинские комплексы ПВО, услуги оборонных заводов по ремонту, сервисному обслуживанию и модернизации техники, особенно авиационной и бронетехники, радиолокационные системы и продукция военного судостроения.

Киеву удалось закрепиться на греческом рынке. Не упоминая ряда контрактов в области гражданского судостроения и судоремонта, можно отметить, что, в отличие от рынков Западной Европы, греческий для Киева чрезвычайно привлекателен и перспективен. По мнению заместителя гендиректора «Укр-спецэкспорта» Александра Коваленко, Украина имеет значительные шансы на победу в тендере на поставки самолетов, в котором участвует украинский Ан-32, а «малые десантные корабли типа «Зубр» — не единственная военно-морская техника, интересующая Грецию». К потенциальным направлениям сотрудничества с этой страной он отнес модернизацию и частичные поставки бронетехники, средств противовоздушной обороны, ремонт кораблей и поставки сторожевых катеров.

Тут самое время упомянуть, что в системе национальной торговли оружием и спецуслугами задействован не только «Укрспецэкспорт», но и почти десяток госпредприятий, которые получили разрешение на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Одна только корпорация «Таско-экспорт», имеющая разрешение торговать боеприпасами, по словам ее руководителя Валерия Павлюкова, имеет годовые объемы экспорта более 10 млн. долл., причем реализовывает продукцию не только традиционным партнерам в Африке и на Ближнем Востоке, но и государствам Европы, например Словакии и Словении. Среди партнеров этой структуры появилась и страна НАТО — Турция, куда «Таско», выиграв соответствующий тендер, поставила в прошлом году партию тротила.

Подсчитать годовые объемы экспорта Украины в конкретных цифрах весьма сложно. Если говорить о тех контрактах, которые проходят через госкомпанию «Укрспецэкспорт», очевидно, что речь идет о сумме, близкой к 400 млн. долл. Если к ним прибавить контракты других спецэкспортеров, прибыль военного ведомства за обучение в институтах Минобороны Украины представителей иностранных армий и осуществление коммерческих перевозок предприятием военного ведомства (в том числе и оружия), а также внебюджетные деньги 18 предприятий ракетно-космической отрасли, подчиненные Национальному космическому агентству Украины, то общая сумма торговли и услуг составит не меньше 600 млн. долл. Естественно, с оговоркой, что в такую систему подсчета попадает продукция и услуги, которые лишь условно можно считать военными.

Потери года

Безусловно, 2000-й был и годом наибольших потерь за все годы самостоятельности Украины. Речь об отказе Европы от украинско-российского военно-транспортного самолета Ан-70. С другой стороны, эта потеря достаточно быстро отрезвила многих романтиков украинско-европейского военно-технического партнерства и заставила очень активно действовать на других направлениях.

Меньшей, но тоже неприятной потерей был отказ Великобритании от украинского
Ан-124 («Руслан»), практически в пользу американского военного транспортника С-17 («Геркулес»).

Прошедший год стал также годом охлаждений военно-технических отношений в Европе, за исключением, пожалуй, Греции. Скорее всего, в текущем году ни генеральный конструктор бронетанкостроения Михаил Борисюк, ни генеральный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев уже не будут энергично презентовать различные программы в Брюсселе и активно призывать к сотрудничеству. Лишь Франция продолжает демонстрировать реальную заинтересованность в продвижении ряда проектов, среди которых основное место занимают вопросы модернизации бронетехники и авиации.

Хотя сохранение status quo в вопросах реализации бронетехники не стоит квалифицировать как потерю (поскольку это связано больше с застыванием всего мирового рынка бронетехники), отсутствие больших контрактов ощутимо для украинского бронетанкостроения. Практически в середине прошлого года стало ясно, что дальнейшая борьба за греческий танковый тендер не принесет победы. Несмотря на то, что в начале танковых перегонов (в ноябре-декабре 1998 г.) украинский танк рассматривался как один из главных претендентов на победу.

Постепенно Киев оставляет надежды и на расширение ВТС со странами Центральной и Восточной Европы. Тут действуют законы объективной реальности и во главу угла поставлена задача сохранить присутствие в регионе. Это больше общеполитические потери, чем просчеты команды оружейных бизнесменов. Хотя Украина еще выполняла в прошлом году ряд контрактов по модернизации и ремонту военной техники для Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, ныне даже очень последовательная в вопросах партнерства с Киевом Варшава, не исключено, возьмет новые немецкие «леопарды». Сначала в лизинг, на чем настаивают поляки. Но даже в таком случае Украина будет полностью отсечена от работы на польском рынке бронетехники.

Что сулит нам
год текущий

Во-первых, грядет серьезное обострение конкуренции с Россией на всех рынках, где два экспортера предлагают свои возможности. Это прежде всего Африка, Азия и Ближний Восток. Россия уже сделала ряд серьезных шагов по модернизации системы ВТС, кроме того, продолжает значительные внутренние инвестиции в оборонку. И если сама реорганизация системы и появление «Рособоронэкспорта» пришлись на прошлый год, то результаты этой реорганизации проявятся как раз в текущем.

Все же главный вопрос для Украины — будут ли решены в этом году внутренние проблемы ОПК. Речь о том, что образованная еще летом прошлого года Госкомиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса до сих пор не имеет возможности начать работать на полную мощность. До сих пор нет возможности принять новую программу развития вооружений и военной техники, что не может не отразиться на будущем оружейного бизнеса. Ныне принято очень справедливое решение доработать этот документ, чем и займется недавно созданная комиссия из специалистов различных ведомств — в пожарном порядке она должна сгладить перекосы, появившиеся вследствие того, что подготовкой документа занималось исключительно военное ведомство. В то же время Верховная Рада уже успела принять закон «О признании бронетанковой отрасли одной из приоритетных в промышленности Украины и меры по предоставлению ей государственной поддержки». Эксперты уверены, что еще пара-тройка таких законодательных актов до утверждения самой программы, и перекосы развития «оборонки» обеспечены. Стоит заметить, что программа вооружений России до 2010—2015 гг. будет подписана президентом Владимиром Путиным уже в январе-феврале.

С чем же будут связаны новые надежды оборонки? Эксперты из госкомпании говорят, что прежде всего с развитием системы трансфера технологий и результатами инвестирования в оборонку. Интересно, что инвестициями занимается не только «Укрспецэкспорт» — недавно в стране появилась первая структура с негосударственной формой собственности (упомянутая корпорация «Таско»), которая начала инвестировать разработки оружия и даже создала первый образец — новую снайперскую винтовку. В.Павлюков уверен, что это единственный путь для привлечения иностранных инвестиций, ибо они могут прийти только в негосударственную структуру, занимающуюся торговлей оружием.

Это также закрепление на рынках наиболее динамично развивающихся регионов — Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского. В 2001 г. будут подведены итоги по двум танковым тендерам, где Украина имеет реальные шансы победить, — счастливчиков назовут Турция и Малайзия. Наконец, крупной сделкой по продаже средств радиолокации может завершиться более чем двухлетняя работа в Индии. Не менее высокие шансы занять место особого партнера в области ВТС с Китаем.

Киев полон решимости продолжать начатое дело. Как уже привыкли говорить в структурах, которые торгуют оружием, Киев пришел на мировой рынок вооружений надолго.