Меньше месяца потребовалось, чтобы после подписания пресловутого президентского указа «О мероприятиях по введению государственной монополии в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий» в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений к Закону Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Нет, субъектом законодательной инициативы в данном случае выступил не Кабмин, которому были даны четкие инструкции и установлены жесткие сроки. С опережением «графика» (как минимум на месяц) выступили парламентарии. Кому-кому, а депутатам комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности хорошо известно, что в таких делах лучше самому подсуетиться и выдать нагора собственный документ, чем отбиваться от навязанного «сверху». Только вот намного ли лучше будет от этой суеты участникам рынка? Уже сейчас можно сказать, что стоить им очередные изменения правил игры на алкогольно-табачном рынке будут дорого. И больше всех раскошелятся оптовики. А если кто-то из них не найдет денег или чего-нибудь другого,.. то и вовсе потеряет этот статус.
Пугать не пугаем, но всерьез документ принять советуем, его хорошие шансы стать законом подтверждает впечатляющий список фамилий депутатов-соавторов.
Чем не акцизные склады?
По оценкам специалистов, на сегодняшний день в стране насчитывается около 320—420 компаний только сигаретных оптовиков. Оптовых продавцов алкогольной продукции, похоже, не меньше. Может, для конкуренции (а стало быть, и для бизнеса, и для потребителя) это и хорошо, но с точки зрения контроля — не очень. В последнем случае, чем меньше объектов контроля, тем проще проверяющим. Не секрет, что государству хочется если не монополии в этой привлекательной сфере, то хотя бы ее абсолютной подконтрольности. Оно и понятно, деньги здесь оборачиваются серьезные, и оставлять процентов 40 алкогольного рынка «теневикам», при этом выжимая соки из законопослушных плательщиков налогов, не просто расточительно, а преступно. Так бюджет все равно не наполнить — срабатывает закон сообщающихся сосудов.
Помогут ли улучшить ситуацию акцизные склады (вспомните президентский указ), на которых будет храниться вся алкогольно-сигаретная продукция? Вполне возможно. Только вот почему вопросы государственные в очередной раз решаются за чужой счет? А ведь идет к тому. Депутатский законопроект, по сути, закладывает основу для возникновения и функционирования системы этих самых акцизных складов. Бороться же с представителями теневого бизнеса, создавая эти склады, будут, как всегда, используя средства легальных участников рынка.
Хочешь продавать оптом — плати
в 34 раза больше
Если законопроект будет принят в том виде, как он есть, компаниям, желающим заниматься оптовыми продажами алкогольных напитков и табачных изделий, придется платить ежегодно уже не 5 тыс. грн., как сейчас, а все 170 тыс. (это не опечатка). Зато самое время объявлять конкурс для тех, кто точнее ответит на вопрос: «Сколько оптовиков останется в строю после введения новаций?» Само собой, результат такого законотворчества не пойдет на пользу рыночной конкуренции.
Очень серьезные опасения по поводу дальнейшей судьбы части оптовых компаний выразил на встрече с журналистами председатель правления компании «Филип Моррис Украина» Лео МакЛохин. И не только потому, что многие из них не найдут возможности каждый год платить за лицензию порядка $32 тыс. Очень может быть, предположил г-н Лео МакЛохин, что для их складов просто не найдется достаточно помещений, которые бы отвечали новым требованиям торговли. Ведь реалии документа таковы, что минимальная площадь помещений, в которых разрешается хранить алкогольную продукцию, должна быть не менее 1000 кв. м. Для табачной продукции площадь ограничивается минимумом в 500 кв. м. Причем в этих помещениях строго запрещается сохранять другую продукцию. Само собой разумеется, что эти места хранения должны еще и отвечать всем государственным стандартам.
Где такие помещения можно найти и, главное, в последующем имеет смысл приобрести или арендовать? Понятно, что их будут искать в сравнительно крупных городах. Однако сколько же их потребуется для акцизной армии оптовиков, если допустить, что все они согласятся платить по 170 тыс. грн. ежегодно? Только табачники будут нуждаться минимум в 200 тыс. кв. м складских помещений. Неплохая добавка к непредвиденным расходам, связанным с многократно возросшей стоимостью лицензирования. Еще одно последствие концентрации в больших городах — увеличение стоимости сбыта в селах, что может сказаться на цене реализации.
Зато у государства — все козыри на руках. Акцизная продукция сконцентрирована, проведена обязательная регистрация мест ее хранения в специально созданном едином реестре. Все находится под присмотром и постоянно контролируется.
Чуть что не так: незаконное использование марок акцизного сбора или их отсутствие на продукции, любые контакты с теневым рынком (субъектами, не имеющими соответствующих лицензий) — разрешение на торговлю тут же аннулируется, и... плакали ваши денежки.
Кто не с нами, тот за бортом
Нельзя сказать, что при подготовке данного законопроекта депутаты совсем обошлись без консультаций со специалистами рынка. Иначе бы там просто не появилась довольно оригинальная добавка к ст.15. Оказывается, чтобы быть удостоенным «звания» лицензированного оптовика, даже всего ранее перечисленного недостаточно. Вы еще обязаны предъявить рекомендацию от «отраслевого объединения предприятий» (нужно же быть, как все, — в полном согласии с коллективом). Причем признают поддержку не какой-нибудь карманной организации, а лишь той, которая может похвастать реализацией продукции ее участниками в совокупном объеме более 10% соответствующего рынка. Впрочем, возьмут на учет также рекомендацию, предоставленную отдельным предприятием, но с таким же 10-процентным уровнем реализации алкогольной или табачной продукции. Благо, испытание рекомендацией предназначено лишь для новичков. Те компании, которые уже поработали на рынке, могут не бояться натянутых отношений с профильными ассоциациями и открыто конкурировать за место под солнцем.
Всех остальных тоже к ответу
Заплатят за новации не только оптовики. Кое-что предстоит покрыть за счет своих средств и другим операторам водочно-сигаретного сектора. Депутатский законопроект также предполагает увеличение стоимости лицензии для импортеров алкоголя и табака со 170 тыс. грн. до 400 тыс. (в 2,4 раза), экспортеров — с 1700 до 5 тыс. грн. (практически в 3 раза). Ежегодная плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками за каждое место торговли выросла с 1700 до 2000 грн. На розничную торговлю табачными изделиями за каждое место торговли — с 850 до 1000 грн. Изменение коснулось и срока действия лицензии в рознице: теперь она будет действительной не один, а три года. Но более существенно, что теперь изменяются правила торговли. Так, предполагается, что водочно-сигаретная розница будет осуществляться преимущественно «через специализированные торговые учреждения (магазины, киоски, павильоны), специализированные отделы, предприятия общественного питания». Соответственно, специализированное учреждение и специализированный отдел могут продавать уже не все подряд, а на 70% от их общего ассортимента алкогольные напитки и табачные изделия.
Когда коэффициенты умножаются,
рынки в очередной раз делятся
Теперь, чтобы до конца прочувствовать, что же все-таки должно произойти, давайте вспомним: ведь на самом деле одна и та же фирма может быть одновременно в нескольких ипостасях, а некоторые компании-производители вообще являются кроме того и импортером, и экспортером, и оптовиком, и розницей. Соответственно, все те перечисленные разы подорожаний на самом деле нужно каким-то хитрым способом умножать. И если результат такой операции так волнует лидеров рынков (к примеру, Лео МакЛохин, наверняка, неслучайно подбросил эту тему журналистам), то каково сейчас тем, чьи дела и так далеки от совершенства? Конечно, среди операторов алкогольно-табачного рынка особо обездоленных нет, но и меру тоже нужно знать. А впрочем, может быть, так и было задумано и грядет великий передел рынка, сигнал которому своим указом дал Президент. Ведь, по большому счету, что такое будущие проблемы опта, если в декабре прошлого года дано задание приватизировать неприватизируемое — предприятия спиртовой и ликеро-водочной отрасли?..