UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесский припортовый — игры с душком

На Одесском припортовом заводе - обыски и выемка документов. Прокуратура пытается выяснить детали странного контракта на реализацию продукции предприятия, так как завод заключил договор о продаже продукции через гонконгскую фирму ExpoTradeGlobal Limited. Сделка примечательна тем, что упомянутая гонконгская ExpoTrade Global была зарегистрирована в феврале 2015 г.! То есть строго перед началом раскрутки этой дивной схемы.

Автор: Тимур Ропов

На Одесском припортовом заводе - обыски и выемка документов. Прокуратура пытается выяснить детали странного контракта на реализацию продукции предприятия, так как завод заключил договор о продаже продукции через гонконгскую фирму ExpoTradeGlobal Limited.

Сделка примечательна тем, что упомянутая гонконгская ExpoTrade Global была зарегистрирована в феврале 2015 г.! То есть строго перед началом раскрутки этой дивной схемы.

Дальше - больше. Спустя десять дней ОПЗ и "гонконгцы" срочно подписывают дополнительное соглашение. Причем согласно ему контрактная цена уменьшается на 110 долл. за тонну. По данным Одесской прокуратуры, в случае выполнения этого контракта предприятие теряло бы на скидке до 4 млрд грн в год, или свыше 300 млн грн в месяц.

Заодно оказалось, что директором данного офшора является леди с совершенно "китайской" фамилией Ткаченко, которая заодно трудится и директором киевского ТРЦ SkyMall.

Руководство ОПЗ намерение организовать столь замечательную торговлю не объясняет. Все комментарии сводятся к следующему: "Этот ущерб не мог быть в реальности, потому что фактические отгрузки аммиака и карбамида в адрес данной компании отсутствуют. Данный контракт не выполнялся, что прокуратура могла легко проверить по данным украинской таможни".

Другими словами, отрицается не сам факт заключения заведомо убыточного контракта, а его реализация. К слову, чтобы получить доступ к документам Одесского припортового, сотрудникам прокуратуры пришлось взламывать двери.

Вообще финансовые потоки вокруг завод более чем разнообразны. При Януковиче газ на ОПЗ шел от Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. Летом прошлого года предприятие начало было закупать его из Европы у энергоконцерна E.ON. Тогда отмечалось, что ежемесячная экономия предприятия составит более 12 млн долл. Но в конце прошлого года контракт с немцами расторгли в пользу "Нафтогаза Украины". Это объяснялось тем, что надо поддержать госмонополиста…

Однако со второго полугодия на ОПЗ передумали поддерживать "Нафтогаз", и следующие три месяца газ поставляла компания, которую связывают с Коломойским. Но и она долго не продержалась - этой осенью ее сменила Antra GMBH, зарегистрированная в Австрии.

Так что можно считать, что у ОПЗ снова поставщики газа из Европы. Однако есть ряд нюансов. Так, по данным главы Одесской облгосадминистрации Михеила Саакашвили, новую компанию "возглавляет 29-летняя женщина из Полтавы, а все риски по контракту несет государство".

Более того, сайт "австрийской" компании появился за несколько дней до заключения контракта. Вдобавок контракт предусматривает так называемую толлинговую схему. Суть ее в том, что продукция, полученная из поставленного газа, является собственностью "австрийцев", а заводу оплачивают только расходы на производство. Это означает уход от налогов, и во многим странах подобные договоры вообще запрещены.

Как отмечает М.Саакашвили, по этому контракту государство потеряет свои доходы в размере 93 млн долл. (т.е. свыше 2 млрд грн). "Они перетекут опять в карманы конкретных "смотрящих" за этим предприятием, чтобы они за ним смотрели", - пояснил он.

Кстати, Михеил Николозович эмоционально заявил, что контракт на поставку организовали чиновники, близкие к главе комитета ВР по вопросам ТЭК Николаю Мартыненко, и "есть прямая политическая связь между премьер-министром, господином Мартыненко, ОПЗ, этим контрактом и грабежом".

Реакция руководства ОПЗ крайне своеобразна: оно по существу возразило, что возможный ущерб бюджету в 93 млн долл. будет, если австрийцы полностью обеспечат газом все предприятие. Между тем, "по данным трудового коллектива… контракт был заключен лишь на одну треть месячного объема потребления природного газа".

Забавно, но ранее руководство и австрийцы говорили о том, что будут обеспечивать "более половины потребностей" ОПЗ. Нового поставщика отрекомендовали крайне политкорректно: "Независимо от названий и регалий компаний, австрийская Antra GmbH поставила природный газ, из него была произведена продукция…".

Впрочем, кроме поставок газа, у ОПЗ есть еще и перевалка на морские суда жидкого аммиака, получаемого от других поставщиков, в основном по уникальному аммиакопроводу. О значении перевалочного терминала недавно высказался председатель Фонда госимущества Игорь Билоус: "Тут еще можно поспорить, что более прибыльно: терминал или завод?".

Очень похоже, что доходами от терминала и покрывают описанные выше замечательные схемы на основном производстве. С этой целью тарифы на перевалку раздули до запредельного уровня - за год с небольшим их утроили. И все бы ничего, но они по факту стали распугивать клиентов: перевалка в Одессе уже дороже, чем в ряде стран ЕС. Это при том, что ее основным преимуществом как раз и была дешевая транспортировка по трубе, снижающая расходы по сравнению с железнодорожным транспортом. Сейчас этот терминал фактически убивают. Это очень стимулирует уход транзита грузов из Украины. Тем более что Россия уже пыталась строить свой терминал на Тамани. Последние годы его возводят ни шатко, ни валко, но после роста тарифов на ОПЗ интерес к реализации проекта вырос. Усиливается интерес и к перевалке через порты Прибалтики. Иными словами, Украина ускоренно теряет выгоды своего транзитного положения. Однако работа по принципу "после нас хоть потоп", кажется, становится визитной карточкой схем на заводе.

Кстати, повышенные тарифы перекладываются на 100-процентно государственный "Укрхимтрансаммиак", управляющий уникальным и стратегически важным для страны аммиакопроводом. Он и стал главным пострадавшим. Задирать тарифы, как ОПЗ, он не может, так что на него и ложатся повышенные расходы. Соответственно, возникают проблемы и со средствами для обслуживания и поддержания в надлежащем состоянии украинской части магистрального аммиакопровода.

Впрочем, в разгар "схемономики" думать о соблюдении требований экологической безопасности, похоже, некому.

К слову, уже скоро ОПЗ собираются продавать. И после приватизации при сохранении ничем не обоснованных тарифов в частных руках окажется абсолютный монополист, диктующий свои правила. А у государства останется убыточный "Укрхимтрансаммиак" (как стратегический актив, не подлежащий приватизации), вынужденный выполнять долгосрочные контракты с поставщиками и полностью зависящий от воли нового, частного, собственника ОПЗ. В общем, снова "кому вершки, а кому корешки".

Собственно говоря, завышенность тарифов признал и Антимонопольный комитет, который долго изучал этот вопрос и в октябре заявил, что тариф превышает экономически обоснованный. Правда, при этом АМКУ не восстановил ОПЗ в списке естественных монополистов, где он находился до последнего времени, то есть до того, как были начаты странные игры с повышением тарифа и сменой поставщиков. И вместо принятия решения о переходе к экономически обоснованному тарифу ограничился рекомендацией. При этом дело считается рассмотренным… Иными словами, монополиста, по сути, поощрили. Замечательная работа! Или все-таки это надо называть бездействием и непрофессионализмом?

Между прочим, реагировать - это прямая обязанность АМКУ, и вместо рекомендации он должен принять более жесткие меры, включая штрафные санкции. Как ни удивительно, именно этим и занимаются антимонопольные комитеты в странах ЕС, куда мы вроде бы идем, да и во всех развитых странах мира. Есть у нас и Минэкономразвития, которое в курсе ситуации, но тоже воздерживается от каких-то решений. Монополиста нужно прямо признать монополистом. Монополисту нужно устанавливать регулируемый тариф, который нельзя менять в одностороннем порядке. И регулируемый тариф должен быть экономически обоснованным, при необходимости с участием в таком обосновании независимой международной компании.

В ином случае - уже существующий риск остановки транзита и экологической угрозы сразу в нескольких украинских регионах. И приватизация, которая сделает убытки государства частью новых долгосрочных правил игры.

Чиновникам стоит четко определиться, на кого они работают - на политические и бизнес-группировки или все-таки на государство, даже в ущерб интересам их "ближнего окружения". Не смогут этого сделать сами, помочь им или заменить. Цена вопроса слишком высока. Раздерибанить предприятие или потерять транзитные потоки легко. Восстанавливать куда труднее, а часто просто невозможно.